Сказкотерапия как средство эстетического воспитания дошкольников
статья на тему

Бессмертная Нина Сергеевна

Статья, раскрывающая возможности использования метода сказкотерапии на занятиях по эстетическому воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бессмертная Нина

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но многие родители, воспитатели, педагоги постоянно задаются вопросом: как же избежать в обучении горьких слез детей и не только изменить вкус «горького корня», но и вызвать у детей вполне здоровый аппетит к обучению? И здесь нам на помощь приходит сказка.

Сказкотерапией люди занимались с древних времен, но в отдельный метод сказкотерапия была выделена совсем недавно, в начале 90-х годов XX века. В XX веке изучением сказки начинают заниматься многие исследователи, обращая внимание на ее глубинный смысл для человека, на ее мощное воспитательное, терапевтическое, коррекционное воздействие.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В сказкотерапевтическом процессе используется пять видов сказок, которые трансформируются под определенную ситуацию — художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные сказки.

Разнообразие видов сказок и направлений в работе с ними позволяет воспитателям и педагогам дошкольного образования применять метод сказкотерапии в эстетическом воспитании. Например, аналитическое направление и сочинение сказки можно рекомендовать к применению на занятиях по художественно-речевой деятельности, музыкальных занятиях (например, при прослушивании и анализе музыкальной сказки; в музыкально-игровой деятельности); сочинение сказки, пересказ  - в подготовительном этапе театральной постановки, на занятиях по изобразительной деятельности (задание - изобрази прослушанную сказку, нарисуй любимого героя); сказочную имидж-терапию и переписывание сказки - в художественной деятельности, в быту и на праздниках.

Сказкотерапию можно рассматривать и как часть арттерапии. Арттерапия - это терапия искусством, забота о душевном состоянии с помощью искусства. Арттерапия связана со многими видами творчества - от изобразительной деятельности до театрализованных постановок. Таким образом с помощью арттерапии можно использовать любую необходимую сказку для психотерапевтической проработки и эстетического воспитания.

Подводя итог, важно напомнить, что все дети, как и взрослые, очень разные. К каждому нужно найти свой подход, свой ключ. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, с ним всегда надо двигаться; третий - любит что-то мастерить своими руками, четвертый - рисовать. Комбинируя различные приемы сказкотерапии в эстетическом воспитании, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, эмоции и чувства, с аналогами которых он столкнется в реальной жизни, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, научить воспринимать и ценить красоту окружающей его действительности и не бояться преподносить в мир свое творчество, элементы прекрасного как отражение его внутреннего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия и средства эстетического воспитания дошкольников

Условия и средства эстетического воспитания дошкольников...

Музыка- средство эстетического воспитания дошкольников.

о главном предназначении музыкального искусства на развитие детской души, их эмойионального благополучия. знакомство в детском саду с классической музыкой....

"Слушание музыки как средство эстетического воспитания дошкольников"

Обобщение педагогического опыта для портфолио...

Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников

Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика. Изобразител...

Семинар-практикум "Сказкотерапия, как средство нравственного воспитания дошкольников"

Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развити...