Семинар-практикум "Сказкотерапия, как средство нравственного воспитания дошкольников"
учебно-методический материал
Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развитию дошкольников».
В методической разработке уделяется особое место в нравственном воспитании детей дошкольного учреждения методу сказкотерапии, причем сам метод представлен, как педагогическая технология.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.pdf | 1.71 МБ |
skazkoterapiya.docx | 641.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальная стажировочная площадка на базе МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
«Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развитию дошкольников»
Сказкотерапия,
как средство нравственного воспитания дошкольников
семинар-практикум
Разработчик: Паршакова О.Р.,
воспитатель
Пояснительная записка
Исследование внутреннего мира ребенка дошкольного возраста является очень важным, оно тесным образом связано с необходимостью формирования успешной личности.
В нравственном воспитании детей дошкольного возраста особое место можно уделить такому методу как сказкотерапия. Привлекательность сказок и их достоинство в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста заключаются в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
- Неопределенность места действия главного героя.
- Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
- Победа Добра. Психологическая защищенность.
- Наличие Тайны и Волшебства.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». Только от него будет зависеть, насколько близко к себе он захочется принять сказочную историю.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.
Сказки играют важную роль в нравственном воспитании личности. Развитие личности ребенка, особенно развитие нравственных качеств, может быть более эффективным, если не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней.
Сказкотерапия,
как средство нравственного воспитания дошкольников
Цель: распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования
«Сказкотерапия, как средство нравственного воспитания дошкольников»
Задачи:
- представить метод сказкотерапии в нравственном воспитании как педагогическую технологию.
- сформировать представления у педагогов о классификации сказок по
Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой
- рассмотреть различные приемы работы с художественной сказкой в нравственном воспитании.
- освоить на практике приемы работы с художественной сказкой используя алгоритмы и определенные правила.
Форма проведения: семинар – практикум
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, колонки, на каждого участника ручка, лист бумаги.
Ход мероприятия
Уважаемые коллеги, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказку. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
Тили–тили-тили-бом,
Открывайся сказки дом!
Расскажу я вам сказку дивную –
Не очень короткую,
Да не очень длинную,
А такую, как от меня до вас!
А вы мне помогайте-
Есть у вас подсказки,
А будет у нас сказка о нас с вами!
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Как-то раз сидел Педагог под Дубом Мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом лучшем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее.
Но тут над Дубом собрались тучи, подул ветер перемен и принес ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорят ему строго, чтобы он пошел туда, не зная куда, и сделал так, не зная, как. Испугался Педагог обрушившихся на него перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС начали его успокаивать, говорить, чтобы он не кручинился, опыта и знаний у него вдоволь.
И дали они ему в помощь чудо чудное-свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. Пожаловали очки дивные, креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.
И пошли ФГОС дальше по стране дошкольного образования. Педагог заглянул в свиток новшеств, прочитал принципы необычные и стал думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами?
А педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так стал крутить, и сяк вертеть, строить и перестраивать. Много вопросов возникло у Педагога.
Кликнул педагогический процесс девицу – красавицу Технологию. Прилетела краса ненаглядная на необычном зонтике. На зонтике том было написано ее имя мудреное. Задумал Педагог с ней познакомиться и подружиться. Но как?
Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играет среда, окружение.На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.И одним из самых доступных, незаменимых средств для духовно-нравственного развития детей является сказка.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.Это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.
Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.
В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства - сказкотерапии, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.
В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории - это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы.
Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста ребёнка.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Как вы думаете какие виды сказок мы можем использовать в своей работе? (воспитатель, работающий с группой детей, смело может использовать дидактические сказки и художественные).
У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория.Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных исказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте детичасто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются вних, копируя их манеру поведения.Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественнос человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историяхсодержится рассказ о том, как человек познает мир.Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативнымсредством воздействия сказкотерапия становится только тогда,когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни иреальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже4-х лет.
Сегодня мы поговорим о художественной сказке.
Занятие с применением сказкотерапии успешно используются педагогами дошкольных учреждений. С помощью сказки, педагоги находят решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.
Занятия в детском саду сказкотерапией достаточно проводить один раз в неделю, но лично у меня на практике получается проводить занятия по мере необходимости, желательно если есть возможность, в группах по 10-12 человек. Такое занятие имеет свою структуру. Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, пожатие руки, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!" Основная часть, где педагог использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки). Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии. Резюмирование (подведение итогов – релаксация)воспитатель подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на
занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость
приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня.
Ритуал «выхода из сказки» похож на ритуал входа в сказку.
Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Перейдем к приемам работы со сказкой. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что- же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.
В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок - «Изнеженность -достоинство принцесс…»
В сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывается с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.
Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).
Давайте попробуем определить какой нравственный урок несет нам определенная сказка. (Приложение 1)
Рассказывание сказки:
Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок». Например, сказки от Маши. Мульфильм.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Видео.
Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.
Сочиняем сказки на заданную тему по образцу. Привести пример (Приложение 2).
Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Рисуя или работая с различными материалами, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило, например:
рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
любимого сказочного героя, сказочной страны
Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия, один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.
Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!
Пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:
Сказка двери закрывай!
С семинара отпускай!
Литература
- Гарбуза Л.Г. Духовно-нравсвенное воспитание дошкольников сказкой [Текст] /Л.Г. Гарбуза //Дошкольная педагогика 2012 май 18-21 стр.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии[Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева // — СПб., 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии[Текст]/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева//— СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.
- Пастухова И. В. Использование сказкотерапии в детском саду[Текст]/ И.В. Пастухова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 65-66.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста[Текст]/ Л.Б. Фесюкова //– М.: “Просвещение”, 2003.
Приложение 1
Нравственный урок
Название сказки | Пословица | |
Колобок | Чужим умом умен не будешь | |
Заюшкина избушка | Хочешь есть калачи, так не сиди на печи | |
Колосок | Все купишь, а отца и матери не купишь | |
Лисичка-сестричка и серый волк | На чужой каравай рот не разевай Печаль беде не помощник | |
Хаврошечка | Терпение и труд все перетрут | |
Репка | Там, где дружат – живут, не тужат | |
Кукушка | Умей обождать Мир не без добрых людей | |
Царевна-лягушка | Лесть без зубов, а с костьми съест Не задирай носа - споткнешься |
Приложение 2
Алгоритм сочинения сказок
Приложение 3
Темы для сказок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников
В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной област...
Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...
Кубанские игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Роль игр в становлении личности....
Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...
Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...
Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...
Народные и семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников
Все мы родом из детства, и именно в детстве закладываются зерна добросердечия и милосердия, истинного гуманизма....