«Обогащение активного словаря посредством сюжетно-ролевых игр у детей 5-7 лет с ОНР»
статья на тему

Дахно Елена Петровна

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащения словаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обогащение словаря87.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                           «Обогащение активного словаря посредством

                           сюжетно-ролевых игр у детей 5-7 лет с ОНР»

        

                           Работу выполнила                            

                           Дахно Елена Петровна,

                           воспитатель

                           МОУ «Детский сад № 263

                           Дзержинского района Волгограда»

I раздел   Справочно-информационный блок

1.Тема опыта:  Обогащение словаря посредством сюжетно-ролевых игр

                  у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

 

2.Автор опыта:   Дахно Елена Петровна

3.Должность автора:  воспитатель

4.Место функционирования:  Муниципальное дошкольное образовательное

                                          учреждение «Детский сад № 263

                                          Дзержинского района Волгограда»

                                             400107, проспект имени Маршала

                                             Г.К. Жукова, 101 а

5.Материалы,  иллюстрирующие опыт:  опыт представлен описанием

                                                                и приложениями:

Описание опыта…………………………………………………………….. ..3-13

№  1 Конспекты сюжетно - ролевые игры…………………………………14-18

№  2 Тематическое планирование…………………………………………..19-20

№  3 Фотоматериалы………………………………………………………....21-22

№  4 Конспекты занятий……………………………………………………..23-27

№  5 Формируемый словарь…………………………………………………28-29

№  6 Конспект проблемной ситуации……………………………………….30

№  7 Игровые упражнения по методике «Расскажи стихи руками»……...31-32

№  8 Диаграмма сравнительного анализа……………………………………...33

№  9 Диаграмма сравнительного анализа……………………………………...34

№10 Грамоты и Дипломы воспитанников………………………………….35-36

№11 Награды педагога………………………………………………………37-39

№12 Уровень распространения опыта……………………………………...40-51

№13 Литература………………………………………………………………….52

                                                  Здесь горка, там мостик, там будет гараж…

                                                 А архитектор – ребёнок Ваш!

                                                 Но вот ему мало с Вами играть –

                                                 Друзей среди сверстников пора выбирать.

                                                Помочь ему в этом готов детский сад,

                                                Где есть педагоги и много ребят.

                                                                                   О.В. Гетман (воспитатель)      

                                                                 

                                               

II раздел Технологические сведения об опыте

1. Актуальность опыта.                             

    В настоящее время отмечается неуклонный рост числа дошкольников с  речевыми проблемами. Работая с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи, я заметила, что дети не умеют сравнивать, классифицировать, обобщать группы предметов, отмечается ограниченность словарного запаса, выраженная затруднениями в названии многих предметов, признаков, действий. Анализ и наблюдения показали, что появление детей со схожими проблемами  в течение длительного периода времени всё больше и больше. В 2012-2013 учебном году  таких детей было в группе  75%, в 2014-2015 учебном году 90%.  Больше всего страдает культура общения и активный  словарь. Требования ФГОС дошкольного образования соотносятся с темой моего опыта, где речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря. Содержание образовательной области речевое развитие зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности,  и даже такой, как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Являясь ведущей деятельностью ребёнка, игра повышает мотивацию детей к общению и в наибольшей степени способствует формированию и обогащению активного словаря.

2. Педагогические задачи, решаемые в опыте.

     В связи с актуальностью мной были поставлены и эффективно решались следующие задачи:                                                  

  1. Формировать и обогащать словарный запас, посредством включения детей в сюжетно – ролевую игру.
  2. Создать необходимые условия для совместной и индивидуальной игровой деятельности.
  3. Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его склонности и интересы.
  4. Повышать мотивацию детей к сотрудничеству и общению.

3. Совокупность педагогических средств, используемых в опыте.

    Ряд сюжетно-ролевых игр, представленных в опыте, направленных на обогащение активного словаря у детей с ОНР:

  • «Магазин», его разновидности и современный вариант «Супермаркет»
  • «Ателье»
  • «Парикмахерская»
  • «Поликлиника (или больница)».

     В каждой игре имеется свой, специфический, набор игровых атрибутов, и естественно свои роли. Следовательно, это влечёт за собой своеобразный словарь (существительных (названия продуктов, инструментов и т.д.), признаков и действий), которым должны овладеть дети, дабы успешно организовать игру. Манипулируя с предметами, взаимодействуя в паре, распределяя роли в мини-группе и проигрывая их, дети так или иначе многократно произносят различные слова, фразы, действия, что способствует закреплению их в речи, т.е. введению в активный словарь, а, следовательно, его обогащению. Сама же сюжетно – ролевая игра, подразумевает  взаимодействие 2-х и более человек, т.е. объединяет детей и даёт возможность закреплять трудовые функции.  

4. Технология опыта.

    Как известно, у детей с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближено к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена определённым кругом слов. По данным Н.В. Серебряковой, шестилетние дети с ОНР не знают наименований ягод, овощей, фруктов, многих продуктов, инструментов, профессий, частей тела, предмета и др. Для детей составляет трудность употребление многих слов, среди них: перец, валенки, продавец, парикмахер, расчёска, щипцы, парикмахер и др. Значительные затруднения вызывают употребление прилагательных, глаголов. В словаре детей с ОНР преобладают слова бытовой тематики.  Для них характерна неточность употребления слов, неправильное их использование, замены близких по значению. Зная, что игровая деятельность наиболее близка и понятна детям, а сюжеты ролевых игр, которые я определила для своей работы с детьми, чаще всего имеют практическое применение в их жизни (с родителями посещают магазины, поликлинику, парикмахерскую), значит, именно включение и проигрывание детьми ролей, связанных с конкретным сюжетом будет способствовать развитию и обогащению их словаря. Дети с ОНР требуют значительно большего участия в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они не устойчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес у них так же не устойчив.

    По выявлению игровых предпочтений детей, я выбрала способ незаметного наблюдения во время игры. Анализ полученной информации позволил целесообразно выстроить систему работы, направленную на развитие игровой деятельности и формирование словаря детей.

     Работу начала с определения ряда сюжетно-ролевых игр (прил. № 1), которые хорошо сочетаются с тематическим планированием лексических тем (приложение № 2). Далее к каждой игре был подобран игровой материал – это специально изготовленные, купленные атрибуты, муляжи, игрушки и игровые предметы (приложение № 3). 

     Сюжетно – ролевые игры не могут осуществляться без взаимодействия партнёров по игре (продавец – покупатель, врач – пациент и т.д.), а, следовательно, необходим богатый словарный запас и умение вести диалог.        А у детей с ОНР оба эти показателя страдают. Первоначальный словарь необходимых для игр слов дети получают на фронтальных занятиях воспитателя и учителя – логопеда, который изучается на протяжении всей лексической недели и в течение всего дня (приложение № 4). Причём, каждой сюжетно – ролевой игре присущ свой словарь инструментов или предметов (существительные), словарь действий (глаголы) или словарь обследования тканей (прилагательные), для игры «Ателье»),  разработанный в сотрудничестве с учителем-логопедом нашей группы  (приложение № 5).

    Обучение детей разыгрыванию сюжетов ролевых игр я осуществляю             в 3 этапа:

1 этап.  Взаимодействие с предметами (организация дидактических игр и упражнений), подготовка необходимых атрибутов, посильное участие в их изготовлении, а в процессе всей этой деятельности закрепление и расширение словаря детей (названия атрибутов деятельности), т.е. активное использование их в речи.

2 этап. Распределение ролей и закрепление действий каждого игрока, т.е. формирование глагольного словаря, проигрывание мини ролевых ситуаций и закрепление штамповых фраз, для каждой конкретной роли. Например, игра «Магазин» продавец: «Что я вам могу предложить?», «Вам что-то показать?» «Выбирайте яблочки». Покупатель:  «Покажите мне, пожалуйста, вот эту капусту», «Взвесьте, полкило сосисок» и т.д. или игра «Парикмахерская» парикмахер: «Чем могу вам помочь?», «Что вы хотите сделать?», «Посмотрите, пожалуйста, каталог, может вам что-то понравится». Клиент: «Я бы хотел подстричься», «Я хочу завить волосы», «Хотелось бы изменить причёску, что вы можете предложить».  

        Дети с диагнозом ОНР с трудом строят предложения, допуская в них массу ошибок. Поэтому необходим практический речевой опыт, который дети получают в процессе разыгрывания речевых ситуаций. Для каждой игры свои речевые ситуации, побуждающие ребёнка свободно высказываться (он говорит о том, что сделал сам). Приведу пример диалогов, наиболее распространённых в играх детей: врач – пациент; парикмахер – клиент.  Формируемые в процессе такой деятельности речевые навыки позволяют ребёнку проявлять свои возможности и расширяют границы для интересного взаимодействия.

3этап. Непосредственная организация игры, которую первоначально я организую  как совместную игру воспитателя с детьми, где выступаю как играющий партнёр и одновременно, как носитель «специфического» языка игры.  По мере накопления детьми речевого и игрового опыта я осуществляю корригирующую и направляющую роль, подсказывая ролевые фразы, слежу за правильностью построения речи.

    Для расширения кругозора, активизации словарного запаса, развития фантазии, воображения и речи детей, использую проблемные ситуации с определённым сюжетом (приложение № 6). Такие игры помогают воспитывать у детей взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательные отношения друг к другу.

    В своей работе по обогащению активного словаря в сюжетно-ролевые игры включаю игровые упражнения по методике «Расскажи стихи руками»              (приложение № 7).  Рассказывание стихов с помощью рук вызвало у детей живой интерес, повысило эффективность запоминания, способствовало развитию внимания, крупной и мелкой моторики, образности. Совместные действия с взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми нарушениями и личностными комплексами. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может придумывать педагог или делать это вместе с детьми. В стихах содержится много глаголов. Это так же полезно для детей с ОНР, у которых образование глагольных форм происходит с трудом.

   Мой опыт хорош тем, что игра является ведущим видом деятельности, а сюжетно-ролевые игры интересны для детей, доступны, можно привлекать родителей, специалистов. Для того чтобы применить в работе необходимо: оснащение игровых центров мебелью, атрибутами, ограничением является речевой опыт детей. Трудоёмкость составляет большая предварительная и подготовительная работа прежде, чем игра сможет быть организована.  Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, а вот у детей может не получиться, если ребёнок не владеет речевыми образами и навыками. Так же большинство родителей не знают, что собой представляет игра в дошкольном возрасте и каково её значение для развития ребёнка-дошкольника. Для того чтобы реализовать эту работу необходимо разработать формируемый словарь, ознакомиться со специальной методической литературой: О.Ю.Филимонова «Развитие словаря дошкольников в играх», Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», В.И. Селивёрстов «Игры в логопедической работе с детьми», Т.Б. Филичева «Дети с общим недоразвитием речи воспитание и обучение».  

   

5. Результативность опыта

     Взаимодействие со специалистами, и моя заинтересованность в успешности своих воспитанников, а также систематическая и целенаправленная работа с детьми способствует тому, что:

  • У детей значительно расширился и обогатился словарь, причём не только на пассивном уровне, но и в активной речи;
  • Дети получили практический опыт применения своих новых речевых возможностей, который с успехом могут использовать в жизни, т.к.  сюжетно – ролевая игра это отражение окружающей жизненной обстановки;
  • Дети проявляют инициативность и самостоятельность в организации сюжетно – ролевых игр, т.е. подбирают не только необходимые для игры атрибуты, но и осуществляют необходимые по роли действия и грамотно озвучивают свои действия в речи.  

      Хорошим показателем результативности моей работы является и то, что  при поступлении детей в старшую группу 35% воспитанников имели диагноз ОНР 2 уровня, а 65% -  ОНР 3 уровня речевого развития (прил. № 8). Показатели диагностического обследования подготовительной группы в конце учебного года и отчёты логопедической комиссии при выпуске свидетельствуют о значительных улучшениях в речевом и интеллектуальном развитии моих воспитанников. В цифрах это выражено следующим соотношением: 80%  - детей с нормальным уровнем речевого развития и готовыми  к успешному обучению в общеобразовательной школе, а 20%  - это дети с диагнозом ОНР 3 уровня, которым в дальнейшем требуется дополнительная помощь специалистов, а значит обучение в учреждениях коррекционной направленности (приложение № 9).

   Участие и победы моих воспитанников в конкурсах разного уровня доказывают, что проведённая мной работа по формированию и обогащению активного словаря эффективна (приложение № 10):

2013 год, Пихтелев Тимофей, призёр международной интеллектуальной викторины «Знайкины друзья»;  

2013 год, Титнова Вероника, призёр межрегионального конкурса рисунков «Двор мечты»;

2014 год, команда детей, победитель районного турнира знатоков «Спортивный калейдоскоп»;

2014 год, Симакова Варвара, призёр всероссийского конкурса-игры «Сказочная математика».

       По результатам опроса родителей, дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками вне детского сада, расширился кругозор, появились доброжелательные отношения друг к другу, уверенность в себе, повысилась самооценка.

     Мои награды за достигнутые результаты в работе  (приложение  № 11):

2010 год, Благодарственное письмо от Волгоградской городской думы;

2011 год, победитель конкурсного отбора лучших педагогов МДОУ и МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста Волгограда в номинации «Лучший воспитатель»;

2012 год, призёр районного конкурса методических разработок «Педагогический проект»;

2013 год, победитель районного конкурса методических разработок «Методическое пособие»;

2014 год, призёр Всероссийского конкурса «Педагогический триумф» конкурсная работа «Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы в условиях введения ФГОС ДО»;

2015 год, призёр городского конкурса «Народы России: культура и традиции» в номинации «Лучший авторский сценарий детско-родительского мероприятия»;

2015 год, лауреат конкурса лучших работников дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования в Волгоградской области.

   Данный опыт был представлен и распространён (приложение № 12):

2012 год, печатная работа в рамках III Всероссийской научно-практической конференции Актуальные проблемы образования: теория и практика «Роль сюжетно-ролевой игры для детей с общим недоразвитие речи»;

2012 год, в социальной сети работников образования, на личном мини сайте:
http://nsportal.ru/dakhno-elena-petrovna, «Презентация предметно-развивающей среды специализированной группы»;

2013 год, в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Коррекционно-развивающее обучение: опыт регионов», мастер-класс на базе детского сада № 263 «Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ (презентация)»;

2015год, районное  методическое объединение воспитателей логопедических групп «Обогащение словаря у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи».

III раздел Теоретические основы, перспектива использования опыта в педагогической практике

  1. Теоретико-практические основы опыта

    Опыт был основан на теоретических и экспериментальных исследованиях педагогов и психологов (Л.В. Выготский, А.П. Усова, Д.В. Меежерицкая, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Доронова). Они показали, что дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле» (Л.С. Выготский). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и признаков, что создает благоприятные условия для развития и обогащения словарного запаса. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. На специфичность игровой деятельности в развитии детей с нарушениями речи указывали В.И. Селивёрстов, Л.Н. Усачёва, Т.Б. Филичева. Они рассматривали применение игры как коррекционного средства.

  1. Условия эффективности опыта

   Необходимым условием успешного обогащения активного словаря у детей с ОНР  в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети могут использовать в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

  1. Перспективы использования опыта в  массовой практике

   Опыт успешно реализуется в МОУ «Детском саду № 263 Дзержинского района Волгограда» и может быть использован в работе воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей и общеобразовательной направленности, заинтересованными и внимательными родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4-5 лет).

Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жи...

Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4-5 лет)

Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма ор...

Развитие и обогащение словаря через сюжетно-ролевую игру

Взаимосвязь развития речи детей и сюжетно-ролевой игры...

«Обогащение активного словаря старших дошкольников, посредствам использования ТОЛЗ- технологий»

Связная речь, является самостоятельным  видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и о  и обучения детей, так как выступает в виде ср...

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы  (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...

Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. В современных условиях в педагогической науке большое место ...