Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4-5 лет).
статья (средняя группа) на тему
Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно – ролевой, требует большого педагогического мастерства и такта. Существенное значение для организации и проведения сюжетно-ролевых игр имеет подготовка игрового материала. Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.
В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация
дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр
(на примере детей возрастной группы 4-5 лет).
Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно – ролевой, требует большого педагогического мастерства и такта. Существенное значение для организации и проведения сюжетно-ролевых игр имеет подготовка игрового материала. Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей.
В организации и проведении сюжетно – ролевых игр можно выделить три этапа. Руководство на этих этапах осуществляется по – разному.
На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и развивает умение применять полученные ранее знания в игре.
На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими навыками применения знаний в игре. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.
Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель.
При распределении ролей воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок получил роль. Умение заинтересовать ребёнка, привлечь его к игре – всё это требует от воспитателя большого педагогического мастерства.
Иногда значение сюжетно-ролевой игры умаляется и от того, что воспитатель плохо владеет методикой её проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребёнок действует, а остальные ждут своей очереди). Или игра превращается в НОД, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно сделать, а не в качестве партнёра по игре.
В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.
Задачи, реализуемые в сюжетно - ролевой игре: образовательные, развивающие, воспитательные.
Также в каждой сюжетно-ролевой игре происходит интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие».
Остановимся подробнее на реализации задач образовательной области «Познание», которая возрастной группе дошкольников от 4 до 5 лет включает в себя виды образовательной деятельности «Окружающий мир», и «Математическое развитие».
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
• развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В процессе подготовки к игре, да и в самой игре ребёнок знакомится и укрепляет знания о труде взрослых, о предметах «помощниках» в каждой из профессий. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Если это вызывает у детей затруднения, то направляющие действия может и должен сделать воспитатель. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Выбор сюжета игры и соответствующего вида деятельности взрослых, которую можно отобразить в содержании игры, определение ролей и игровых правил должны быть связаны с образовательными задачами в данной области знаний на текущий момент. Так, например, счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу лучше осуществлять в игре «Магазин», где продавцы, кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов посредством счёта. Состав числа из единиц осваивается успешнее в игре «Почта», в которой сортировщики и почтальоны раскладывают «почту» по адресам в соответствии с названным числом. Соответствие количества и числа можно ввести в такие игры, как «Семья», «Детский сад», например, сервировка стола, соответствие количества гостей и посуды (детей и посуды). Практически в каждой сюжетно-ролевой игре могут быть закреплены названия геометрических фигур («Магазин» - форма фруктов или овощей), «Почта» - форма письма, посылки... В ходе игр «Цирк» и «Зоопарк» у ребят формируются пространственные представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе организации игры «Семья» (когда можно предложить детям приготовить завтрак, обед или ужин), воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных предметов и действий с ними дети выполняют элементарные математические задачи.
А сейчас в качестве примера хочу привести конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» и показать, как можно в ней реализовать задачи из образовательной области «Познание».
Тема: «Магазин»
Возрастная группа: Средняя группа.
Задачи:
Образовательные: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.
Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений в пределах 10.
Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Воспитательные: Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца. Вызвать у детей интерес к профессии продавца.
Формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения
Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
- Этическая беседа о поведении в общественных местах.
- Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»
- Рассказ воспитателя о профессии продавца.
- Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д.
- Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.
- Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
- Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».
- Рисование «Магазин продуктов»
- Лепка «Овощи-фрукты для магазина»
- Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.)-ручной труд.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Предметно-игровая среда к игре:
весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
Халат и шапочка продавца, весы, касса для кассира, жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи овощей, фруктов, продуктов, баночки из-под соков, йогуртов, сметаны, кефира, коробочки из-под чая, конфет, кофе (маленькие), стеллажи для продуктов (из коробок).
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
Игровые действия:
Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.
Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки.
Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар.
Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.
Магазин готовой одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.
Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.
Магазин тканей – правильно называем ткань, которую хотим купить. Продавец отрезает ткань, заворачивает покупку, принимает деньги от покупателей.
Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. Продавец вежлив с покупателями.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.
В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно ролевая игра "Служба спасения" для детей подготовительной группы
Игра знакомит детей с работой службы спасения....
Сюжетно-ролевая игра "Почта " родителей и детей старшей группы
Старшая группа...
Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4-5 лет)
Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма ор...
Аналитическая справка о проведении тематического контроля по теме: «Планирование сюжетно-ролевых игр в рабочих программах всех возрастных групп»
Аналитическая справка о проведении тематического контроля по теме: «Планирование сюжетно-ролевых игр в рабочих программах всех возрастных групп» ...
«Виды сюжетно - ролевых игр дошкольников,тематика в разных возрастных группах»
Знакомство родителей с различными видами сюжетно-ролевых игр в детском саду....
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников посредством сюжетно ролевых и игр – ситуаций. "В мире профессий" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет
Цель: дать детям конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 3-4 лет и воспитание положительного отношения к труду взрослых....
Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в разных возрастных группах"
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и ...