Занятие на взаимодействие и умение контактировать друг с другом.
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Я и другой: мы — разные»
Цель. Занятия по данной теме призваны формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям; учить умению общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу.
Дидактическая игра «Мы — разные»
Цель. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
Дидактический материал — картинки, на которых изображены птицы, рыбы, звери; принадлежности для рисования.
Ход игры. Дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
— Кто из нас самый высокий?
— Кто из нас самый маленький?
— У кого самые темные (светлые) волосы?
— У кого на голове есть бант (два банта)?
— У кого на одежде есть пуговицы?
— У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый и пр.) цвет?
— У кого из детей одинаковая обувь? И т. п.
Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых — цвет глаз. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у них глаза, затем дети определяют цвет глаз друг у друга, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изображении.
Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы плачем.
На следующем занятии тема игры может быть продолжена, но уже с рассмотрением значения носа, рта, ушей, цвета кожи, и др.
Например, педагог читает стихотворение:
Шлеи, шлеп! На лужайке
Шлепаются в грязь Зазнайки,
Дальше Носа своего
Они не видят Ничего.
Педагог спрашивает у детей, какие по форме бывают носы (показывает картинки носов у разных животных: короткий и длинный, веселый и унылый, с горбинкой и т. п.), предлагает на схеме «лицо» нарисовать детям свой нос.
Далее дети выясняют, для чего нужен нос (не только для определения запахов и вдыхания воздуха, но и в общении). Какой нос у зазнайки? Почему плохо «задирать свой нос?» Педагог уточняет также гигиенические требования к уходу за носом и необходимость всегда иметь с собой чистый носовой платок.
Игра-беседа «Кто мы?»
Цель. Игра воспитывает у ребенка интерес к собственной личности (я мальчик, мне три года и т. п.), дает детям понятие о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук и т. п.); показывает отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, поле, национальности и пр.).
Ход игры.
Педагог показывает детям любую хорошо знакомую им куклу или игрушку. Малыши узнают ее, радуются. Кукла здоровается с педагогом, называет свое имя. В ответ педагог называет себя по имени и отчеству. Далее кукла знакомится с тремя-четырьмя детьми (по их желанию). Воспитатель подсказывает ребенку, что надо сказать в том или в другом случае («Очень приятно. Меня зовут Машенька», «Я — Митя» и т.п.).
Педагог сообщает детям о том, что их гость хочет выяснить их знания о самих себе. Куклу, например, интересует, кому сколько лет, кто из вас девочка, а кто мальчик, кто сынок, а кто дочка, кто внук, а кто внучка, кто похож на маму, а кто — на папу.
Педагог предлагает детям ответить на различные вопросы гостя. Получив согласие детей, педагог усаживает куклу так, чтобы все малыши хорошо ее видели. Поясняет: «Здесь ей все слышно и всех видно».
Педагог подходит к ребенку, беседует с ним. «Дима, ответь, пожалуйста, — обращается он к малышу, — ты девочка или мальчик?» Оценивает ответ ребенка, одобряет попытки детей принять участие в этой сценке.
В зависимости от возраста детей педагог задает им более легкие или сложные вопросы, при необходимости повторяет некоторые из них несколько раз («Ты мальчик? Девочка? Тебе сколько лет?»).
Вопросы к старшим детям могут быть разнообразнее и сложнее («Ты внук или внучка? А чья ты внучка?»). Следует хвалить детей и за краткие ответы («Я бабушкина и дедушкина внучка»), и за развернутые («Я внучка бабушки Оли, бабушки Саши, дедушки Коли»).
Кукла благодарит детей за приятно проведенное с ними время. Прощается с малышами. «До свидания! Всего тебе доброго! Приходи к нам еще!» — вслед за педагогом повторяют дети (хором и по одному).
Упражнение «Спиной друг к другу»
Цель. Упражнение вырабатывает умение выделять характерные особенности во внешности другого человека.
Ход упражнения.
Дети разбиваются на пары, которые встают спиной друг к другу. Педагог предлагает им на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем тому, кто самый смелый в паре, необходимо описать внешность его партнера — какие у того волосы, глаза, нос, одежда и т. п. В конце игры педагог отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды партнера по игре.
Педагог вместе с детьми обсуждает на примере 1-2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга и чем похожи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Друг без друга нам нельзя!» для детей 2 младшей группы
Цель: социализация детей в условиях детского коллектива. Задачи:-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные...
Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».
В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....
Мультимедийная презентация "Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх".
мультимедийная презентация с фотографиями, содержащая слайды с методами и приемами, направленными на развитие умения детей взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх, а также содержащая р...
"РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА"
Реализация целей и задач образования, отмеченных в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», предполагает достаточный уровень развития коммуникативных навыков у дет...
"РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА"
В статье раскрывается актуальность проблемы коммуникативных навыков посредством деятельности с конструктором. Опыт использования конструктора как средство взаимодействия детей с друг другом , формируе...
Конспект занятия педагога-психолога по развитию умения у детей 4-5 лет взаимодействовать друг с другом «Дружные детки».
Занятие направлено на развитие умения у детей 4-5 лет взаимодействовать друг с другом с помощью элементов социо-игровой технологии....
Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Верный друг - настоящий друг»
Цель: Автоматизация звуков [р, р’], [л, л’] в связной речи...