Проект «Обеспечение преемственности детского сада и школы как часть успешной адаптации ребенка в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО».
проект (подготовительная группа) на тему
Данный проект актуален и полезен образовательным организациям осуществляющим работу в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
«Обеспечение преемственности детского сада и школы как часть успешной адаптации ребенка в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Выполнила:
Воспитатель
Егорова И.В.
2018 г.
Проблема
Принятие и утверждение ФГОС ДО и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение — начальная школа. Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень — начальную школу. Именно в этот переходный момент «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа — системно — деятельностный подход, который предполагает — воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Анализ образовательных областей обозначенных в ФГОС ДО и НОО выявил содержательную преемственность, которую можно выразить так: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, котрыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности — игра — как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности. Поэтому, несмотря на то, что требования к условиям реализации образовательных программ в ДОУ и начальной школе одинаковы, приоритеты групп требований разные: в ДОУ это условия реализации программы, т. е. пространственная предметно-развивающая среда, а в начальной школе — это результаты освоения программы. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра — важнейшая форма познания мира, отношений взрослых и социальных ролей, норм поведения, принятых в сообществе. Игра должна остаться основной формой проведения занятий в первом классе на протяжении всего адаптационного периода.
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено — формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течении всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражаеся в ФГОС начального, общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т.д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, т.е. в ДОУ на первом месте личностные результаты развития ребенка, а результаты обучения - предметные и метапредметные результаты - остаются только в школе.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы на современном этапе являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов.
Реализация общей цели и задач образования детей требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий. В системе дошкольного образования это:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития;
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
В системе начального общего обучения:
- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Актуальность проекта
Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения (в частности, с появлением в нашей стране различных моделей обучения, особенно на ступенях дошкольного обучения и в начальной школе) стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования.
Новизна
Введение ФГОС ДО и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании. В них установлены требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней, даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы будут реализованы качественнее.
Цель: создание условий для успешного прохождения детьми адаптации к школе.
Задачи:
- Формировать знания умения и навыки у родителей и педагогов о том, как адаптировать детей старшего дошкольного возраста к школе.
- Развивать у детей понимание необходимости обучения в школе, принятие и осознания роли «Я - ученик», «Я и учитель».
- Организовать последующее кратковременное кураторство педагогов дошкольного учреждения в условиях школы.
Этапы выполнения
Этапы проекта | Задачи | Мероприятия | Механизмы | Ожидаемые результаты в целом |
Подготовительный | Формировать знания умения и навыки у родителей и педагогов о том, как адаптировать детей старшего дошкольного возраста к школе. | Посещение учителями открытых занятий будущих первоклассников, проводимых педагогами детского сада; Родительское собрание с участием учителей и воспитателей (примерная тема) «Ребенок идет в 1 класс»; Тренинг для педагогов (примерная тема) «Знакомимся с новыми учениками»; Мастер – класс для родителей «Собираем портфель для первоклассника» (с целью знакомства с основной образовательной программой и дополнительными; учебниками и основным набором необходимых канцтоваров и др.) Игровое упражнение «Составляем режим дня».
| Методы и приемы: словесные, наглядные, практические помогающие участникам образовательного процесса (учитель, воспитатель, родитель) уже на данном этапе обговорить основные важные момента адаптации ребенка к школе. | В процессе проведения данных мероприятий педагоги знакомятся с будущими учениками и их родителями, получают представления об уровне знаний детей по разным областям, оценивают психологическую готовность детей к школе и др. Воспитатели сообщают учителю об индивидуальных особенностях каждого ребенка (уровень знаний по образовательным областям, психологический портрет ребенка, увлечения, хобби и др.) При более тесном сотрудничестве воспитателя и учителя возможна разработка рекомендаций друг для друга. Родители узнают о нормативно – правовых документах регламентирующих деятельность будущего школьника, знакомятся с образовательной программой учреждения, учебниками, правилами поведения, традициями и особенностями образовательного учреждения. |
Основной | Развивать у детей понимание необходимости обучения в школе, принятие и осознания роли «Я - ученик», «Я и учитель». | Работа с детьми на этом этапе может включает в себя: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников. | Данные методы и приемы (словесные, наглядные и практические) направлены для формирования положительного отношения старших дошкольников к обучению в школе, дети «примеривают» к себе роль ученика, начинают выстраивать взаимоотношения с будущим учителем и классным руководителем.
| Старшие дошкольники уже на данном этапе знакомятся и начинают принимать определенные учителем понятия, правила и требования (что такое урок, перемена, правила поведения на уроке, и др). |
Заключи тельный | Организовать последующее кратковременное кураторство педагогов дошкольного учреждения в условиях школы. | Работа по обеспечению преемственности детского сада и школы, на данном этапе проекта, предполагает посещение воспитателями уроков первых классов СОШ и другой образовательной деятельности на момент адаптации детей к школе. Данный момент (время, продолжительность, степень включенности воспитателя в образовательный процесс оговаривается с учителем индивидуально). Участие педагогов в мероприятиях школы («День знаний», «День учителя», олимпиады, спортивные соревнования, творческие вечера и др.) | Данный подход дает возможность ребенку легче войти в новую жизненную ситуацию, в окружении знакомых людей преодолеть барьеры, и благополучно адаптироваться к школе. | Ребенок, видя присутствие и участие знакомого воспитателя, находится в знакомой обстановке, организует успешно свою деятельность уже в роли ученика. |
Перспективы реализации проекта
Возможности дальнейшего развития проекта:
Данный проект могут реализовывать образовательные учреждения заинтересованные в создании условий для успешной адаптации детей пришедших в 1 класс
Список используемой литературы
- Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста. Электронный сборник / Под ред. А.И. Мухиной, М.Г. Косенко [и др.]. – Северск: МАУ ЗАТО Северск РЦО, 2016. – 75 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования / И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 127–132.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357).
- Журнал «Обруч» № 1, 2010 г: Р. Стеркина, «Поговорим о преемственности»; Е Сербина «Преемственность так в чем проблема»
- Журнал «Управление дошкольным образованием»№ 2, 2011 г. М.М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»; В.П. Сергеева « Преемственность: теория и действительность»
- Основная Образовательная Программа МБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида» на основе программы Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы»
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 — 232с.
- Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования; Перспектива, 2014.
- Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 3 - с. 74-80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Методические рекомендации...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...
Презентация "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"
Цели:-познакомить детей с учебным заведением;- расширять представления о дальнейшем обучении;-формировать элементарные знания о специфике школы;-Познакомить детей с директором школы, с учителями и уче...
Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию
О преемственности детского сада и школы....
Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию".
При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адапт...