Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-развивающей среды ДОУ
в соответствии с ФГОС
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребёнок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно–социальной среды, обеспечивающей творческую активность участников процесса и возможность наиболее полно реализовать себя. Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Среда развития ребёнка — это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. При организации развивающей среды важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.
Выделяют несколько компонентов развивающей среды.
Социальный. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кузьмин и др. выделяют основные характеристики данного компонента:
— взаимопонимание всех субъектов и их удовлетворенность взаимоотношениями;
— преобладающее позитивное настроение;
— авторитетность руководителей;
— степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
— сплоченность;
— продуктивность взаимоотношений.
Пространственно-предметный. В.В. Давыдов выделяет главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; связной, позволяющей ему, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты; гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Психодидактический. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка — оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, обеспечивающими комплекс возможностей для личностного развития.
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащённые тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. При организации предметной среды в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, хореографа, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,) в соответствии с ФГОС должно учитываться всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников центра, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
Создавая развивающую предметную среду, необходимо помнить следующее:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
При формировании предметно-пространственной среды следует учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Педагогам ДОУ надо так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное - чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организует для детей развивающее пространство. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов и оборудования. Развивающая среда должна быть гибкой и динамичной, отвечать изменяющимся потребностям и возможностям детей.
Предметная среда должна быть безопасной. Она организуется таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм и в то же время не ограничивать свободу детей.
Таким образом, организация предметно - развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: «Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образов...
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Статья "Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
Музейная педагогика в ДОУ как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников. Создание мини-музеев в ДОУ....
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...
Организация предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС.
С введением ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации предметно- развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ строится таким ...
Выступление на педагогическом совете. Тема:"Музейная педагогика при организации предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ"
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную ...