Статья "Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
статья на тему

Аксененко Светлана Викторовна


Музейная педагогика в ДОУ как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников. Создание мини-музеев в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аксененко С.В.,

воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №11

 

Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Понятие «музейная педагогика» появилось в России в начале 70-х гг. XX века и было заимствовано из немецкой терминологии, где активно использовалось уже с начала XX века. Согласно определению, музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. То есть  музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

В 2014-2015 уч. г. на базе нашего ДОУ  работала творческая группа воспитателей по теме «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников».

Цель и задачи данной работы:

 - расширение предметно-развивающей среды, создание условий для творческого общения и сотрудничества;

- воспитание музейной культуры дошкольников;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

-создание мини-музеев в группах ДОУ, проведение экскурсий по мини-музеям, разработка и проведение мероприятий с использованием материалов мини-музеев;

- воспитание культуры поведения.

Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее.  

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях.  

В ноябре прошел конкурс на лучший мини-музей среди групп ДОУ.  Благодаря конкурсу  в нашем детском саду появились такие мини-музеи:

  • Мини-музей Книги;
  • Мини-музей Кукол;
  • Мини-музей «Чудо-дерево»;
  • Мини-музей «Часы»;
  • Мини-музей «Пуговичка»;
  • Мини-музей «Мастерами земля славится».

Мини-музеи получились разными и по оформлению и по содержанию.  

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их мини-музеями. Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

 Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Почему же музейная педагогика прочно входит в музеи, в школу, дошкольные образовательные учреждения?

Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения  маленького человечка к  мировому и отечественному культурному наследию. А это, в свою очередь, способствует формированию патриотических чувств, развитию духовности, художественного вкуса, становлению гармонично и всесторонне развитой личности.   Все это возможно с помощью  бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также всех тех предметов, которые окружают ребенка в его повседневной жизни.

В то же время, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. «Добрый», «хороший», «милый» - вот и все эпитеты, которыми дети могут охарактеризовать какого-нибудь героя. А во время знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

Итак, музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края.   
         Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....

Презентация: «Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образов...

Организация предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС.

С введением ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации предметно- развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ строится таким ...

Выступление на педагогическом совете. Тема:"Музейная педагогика при организации предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ"

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...