Организация предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС.
материал (младшая группа) на тему

Рогатина Наталья Владимировна

С введением ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации предметно- развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, при этом должны учитываться склонности и интересы каждого малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС.

С введением ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации предметно- развивающей среды. Организация развивающей среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, при этом должны учитываться склонности и интересы каждого малыша.

 Для детей 2-3 лет главное это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие, поверить в свои силы и способности, выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия. А еще первый опыт активного взаимодействия с взрослыми и со сверстниками, понимая и оценивая их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

             Развивающая предметно-пространственная среда в 1 младшей группе, отвечая требованиям ФГОС, является:
• насыщенной (соответствует возрастным возможностям детей и требованиям Программы, позволяет реализовать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников);
• трансформируемой (в зависимости от образовательной ситуации);
• полифункциональной (дает возможность разнообразного использования различных составляющих);
• вариативной (обеспечивающей наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
• доступной;
• безопасной. 

В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества, );
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра:

      пальчиковый,

      настольный,

      плоскостной,

      маски для разыгрывания сценок.

Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ. В центре находятся:

       юбочки,

       кофточки,

       театрализованные костюмы,

       головные уборы.

Центр сенсорного развития.

В него входят:

       пирамидки,

       шнуровки,

       чудесный домик,

       застёжки,

       лабиринты,

       юлы ,и т. Д.

Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке».  Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки;

        мячи разных размеров;

        мячики — ёжики,

        мешочки , наполненные горохом для рук,

        массажные коврики ,

        кегли,

        обручи,

        скакалки.

Дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. Предметы, для проведения упражнений – на всех детей группы:

        кубики,

       мягкие мячики,

       султанчики;

       дыхательные тренажёры - домики.

Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей. В центре книги находятся:

потешки для малышей,

     загадки,

     стихи,

     сказки («Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», и т. д.)

Уголки для сюжетно-ролевых игр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста.         Уголок «Кухня», в нём находятся:

       фрукты,

       овощи,

       предметы посуды,

       газовая плита,

       стол со стульчиками.

Уголок «Магазин», в нём находятся:

       касса,

       форма продавца,

       весы,

         муляжи продуктов питания.

Уголок «Парикмахерская» в него входят:

        форма парикмахера,

        набор парикмахера,

        флакончики,

         коробочки.

Уголок «Больница» , в него входят:

        набор врача,

        форма врача,

        упаковки от лекарств,

        пластиковые колбочки и пузырёчки.

          Центр настольно-печатных игр.
Центр настольно-печатных игр направлен на развитие речи, мышления, воображения.

         «Подбери по цвету»,

         «Бабочка на цветке»,

         «Найди одинаковые».

 Центр конструктивной деятельности

Центр «Маленькие строители» направлен на развитие конструктивной деятельности. В нём находятся: 

       крупный и средний строительный конструктор, 

         «Лего»;

         игровые наборы;

         мозаика с образцами;

         рисунки и простые схемы,

         алгоритмы выполнения построек.

Центр музыки

 Центр музыки«Веселые нотки». В который входят:  

         музыкальные инструменты,      

         альбомы  с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов

         аудиосредства  (проигрыватель с пластинками, магнитофон, центр,       дискеты с записями музыкальных произведений).

Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка). 

Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.

Информационные блоки.
На стене в прихожей расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей.

 Информационный блок меню. Родители всегда имеют информацию о питании детей.

Перечень оборудования, пособия, игр развивающих центров в группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО

Заключение:
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....

Презентация: «Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образов...

Статья "Музейная педагогика при организации предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".

Музейная педагогика в ДОУ как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников. Создание мини-музеев в ДОУ....

Выступление на педагогическом совете. Тема:"Музейная педагогика при организации предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ"

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...