Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада
статья на тему
Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения и требует поиска эффективных мер и способов решения.Решение задач развивающего обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии, возникающие трудности при адаптации, а так же организация образовательной работы с детьми, имеющими трудности в развитии невозможны без психолого-медико-педагогического сопровождения.
В связи с этим обеспечение реализации права детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frantsuzova.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Родничок"
Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада
Материал подготовила педагог-психолог
А.Н. Французова
Тулун, 2016
Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада
Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения и требует поиска эффективных мер и способов решения.Решение задач развивающего обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии, возникающие трудности при адаптации, а так же организация образовательной работы с детьми, имеющими трудности в развитии невозможны без психолого-медико-педагогического сопровождения.
В связи с этим обеспечение реализации права детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с проблемами в развитии понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей, имеющих трудности в развитии и адаптации. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Стоит отметить, что выявление ребенка с ОВЗ должно начинаться как можно раньше, при поступлении ребенка в учреждение в возрасте до 3-х лет, при первых педагогических контактахв диаде «ребенок – воспитатель» необходимо, прежде всего, воспользоваться следующими действиями:
Например, попросить ребенка подать вам какой-либо предмет (дай мне, пожалуйста, карандаш, машинку, книгу).
Предложить собрать пирамидку, закрыть коробки с подходящими крышками, сложить разрезную картинку, показать части тела (на кукле, на себе).
Понаблюдать за действиями с мячом (как ребенок может удерживать мяч, бросать, катать)
Для того что бы оценить, как ребенок реагирует на обращенную к нему речь, подражает действиям взрослого, можно поиграть с ребенком в пальчиковые игры «Ладушки», покормить «Сороку-ворону». Если воспитатель замечает, что ребенок испытывает значительные трудности при выполнении данных действий, необходимо обратиться к педагогу-психологу. Если при обследовании специалисты выявят у ребенка трудности в развитии или адаптации, ребенок будет направлен на ПМПК и с ним, в последствиибудут, заниматься специалисты ДОУ.
Изучение методических рекомендаций Министерства образования РФ, позволило нам представить следующий алгоритм работы детского сада по оказанию психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии, адаптации, освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- Прежде всего, необходимо наблюдение педагогами за детьми и своевременное выявлять тех, кто значительно отстает в развитии от сверстников, испытывает значительные трудности адаптации к ДОУ, затруднения в освоении образовательной программы ДОУ.
- Проведение психологического и логопедического обследования, с целью выявления нарушений развития и потенциальных возможностей ребенка.
- Направление детей на ПМПк. Беседы и заключение договоров с родителями воспитанников о порядке взаимодействия по обеспечению психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка.
- Проведение заседаний ПМПк с целью выработки рекомендаций по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи данной категории детей на уровне ДОУ. Выявление сложных случаев, требующих рекомендаций ПМПК.
- Организация работы по выполнению рекомендаций ПМПк или ПМПК (создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, сопутствующего медицинского обслуживания, использование индивидуально-ориентированных методов работы с детьми с ОВЗ, отслеживание динамики)
- Подготовка к городской ПМПК (беседы и консультирование родителей, подготовка необходимых документов).
Рассмотрим кратко содержание деятельности специалистов ДОУ при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:
Педагог-психолог:
- разрабатывает комплексы индивидуально-ориентированных мероприятий с каждым ребенкомс ОВЗ;
- проводит психодиагностическую и коррекционно-развивающую работу с детьми;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень речевого развития;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, поэтому важнопредусматривать широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, комплексы индивидуально-ориентированных мероприятий направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий и предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Спасибо за внимание!
31.10.14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная общеобразовательная программа детского сада
Основная общеобразовательная программа детского сада...
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «Детский сад - 2100»
Итоговые разльтаты диагностики детей подготовительной группы на конец учебного года....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Мир открытий» для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
Программа «Мир открытий» – документ нового поколения, разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает запросам современного обще...
Справка по результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Справка по результатам педагогической диагностики...
Справка по результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Справка по результатам педагогической диагностики...
Справка по результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Справка по результатам педагогической диагностики...
Справка по результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольника) освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Справка по результатам педагогической диагностики...