Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада
статья на тему
Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения и требует поиска эффективных мер и способов решения.Решение задач развивающего обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии, возникающие трудности при адаптации, а так же организация образовательной работы с детьми, имеющими трудности в развитии невозможны без психолого-медико-педагогического сопровождения.
В связи с этим обеспечение реализации права детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Родничок"
Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада
Материал подготовила педагог-психолог
А.Н. Французова
Тулун, 2016
Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада
Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения и требует поиска эффективных мер и способов решения.Решение задач развивающего обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии, возникающие трудности при адаптации, а так же организация образовательной работы с детьми, имеющими трудности в развитии невозможны без психолого-медико-педагогического сопровождения.
В связи с этим обеспечение реализации права детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с проблемами в развитии понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей, имеющих трудности в развитии и адаптации. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Стоит отметить, что выявление ребенка с ОВЗ должно начинаться как можно раньше, при поступлении ребенка в учреждение в возрасте до 3-х лет, при первых педагогических контактахв диаде «ребенок – воспитатель» необходимо, прежде всего, воспользоваться следующими действиями:
Например, попросить ребенка подать вам какой-либо предмет (дай мне, пожалуйста, карандаш, машинку, книгу).
Предложить собрать пирамидку, закрыть коробки с подходящими крышками, сложить разрезную картинку, показать части тела (на кукле, на себе).
Понаблюдать за действиями с мячом (как ребенок может удерживать мяч, бросать, катать)
Для того что бы оценить, как ребенок реагирует на обращенную к нему речь, подражает действиям взрослого, можно поиграть с ребенком в пальчиковые игры «Ладушки», покормить «Сороку-ворону». Если воспитатель замечает, что ребенок испытывает значительные трудности при выполнении данных действий, необходимо обратиться к педагогу-психологу. Если при обследовании специалисты выявят у ребенка трудности в развитии или адаптации, ребенок будет направлен на ПМПК и с ним, в последствиибудут, заниматься специалисты ДОУ.
Изучение методических рекомендаций Министерства образования РФ, позволило нам представить следующий алгоритм работы детского сада по оказанию психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии, адаптации, освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- Прежде всего, необходимо наблюдение педагогами за детьми и своевременное выявлять тех, кто значительно отстает в развитии от сверстников, испытывает значительные трудности адаптации к ДОУ, затруднения в освоении образовательной программы ДОУ.
- Проведение психологического и логопедического обследования, с целью выявления нарушений развития и потенциальных возможностей ребенка.
- Направление детей на ПМПк. Беседы и заключение договоров с родителями воспитанников о порядке взаимодействия по обеспечению психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка.
- Проведение заседаний ПМПк с целью выработки рекомендаций по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи данной категории детей на уровне ДОУ. Выявление сложных случаев, требующих рекомендаций ПМПК.
- Организация работы по выполнению рекомендаций ПМПк или ПМПК (создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, сопутствующего медицинского обслуживания, использование индивидуально-ориентированных методов работы с детьми с ОВЗ, отслеживание динамики)
- Подготовка к городской ПМПК (беседы и консультирование родителей, подготовка необходимых документов).
Рассмотрим кратко содержание деятельности специалистов ДОУ при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:
Педагог-психолог:
- разрабатывает комплексы индивидуально-ориентированных мероприятий с каждым ребенкомс ОВЗ;
- проводит психодиагностическую и коррекционно-развивающую работу с детьми;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень речевого развития;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, поэтому важнопредусматривать широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, комплексы индивидуально-ориентированных мероприятий направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий и предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Спасибо за внимание!
31.10.14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная общеобразовательная программа детского сада
Основная общеобразовательная программа детского сада...
Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"
В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «Детский сад - 2100»
Итоговые разльтаты диагностики детей подготовительной группы на конец учебного года....
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

СПРАВКА по результатам мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №52 «Самолётик» «Радуга» на 2013-2014 учебный год в группе компенсирующей направленности детей
Мониторинг проводился с целью выполнения Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32 (п.3. 1), выявления промежуточных и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Мир открытий» для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
Программа «Мир открытий» – документ нового поколения, разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает запросам современного обще...

Мониторинг освоения детьми общеобразовательной программы детского сада
По познавательному развитию с низком уровнем развития было 11 детей. На сегодняшний день мы видим положительную динамику в развитии (на уровне выше среднего - 8 детей, на...