Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
статья на тему
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Автор-составитель:
кандидат педагогических наук,
доцент Слепцова И.Ф.
ФГТ устанавливают требования к объему и соотношению частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
Соотношение частей программы | Объем частей программы |
Обязательная часть | 80 % |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | 20 % |
Соотношение компонентов обязательной части Программы, представленной в виде образовательных областей (в соответствии с принципом интеграции). | Объем определен основными задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой образовательной области. |
Соотношение компонентов обязательной части Программы в виде разделов: - пояснительная записка, - организация режима пребывания детей в образовательном учреждении, - содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, - содержание коррекционной работы, - планируемые результаты освоения программы и др. | Объем представлен в виде описания требований к каждому разделу. |
Таким образом, ФГТ:
- имеют несколько вариантов структурирования программы,
- это структуры организационного порядка,
- это упорядочивает процесс разработки программы,
- и последующей ее реализации.
В ФГТ есть такие положения:
1. Программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
2. Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В соответствии с ФГТ в Программе:
- совместная деятельность взрослого и детей,
- самостоятельная деятельность детей и
- формы работы с детьми
не рассматриваются в качестве отдельных частей программы.
Построение образовательного процесса и решение образовательных задач осуществляется в них.
Т.е. теперь в рамках:
- совместной деятельности взрослого и детей,
- самостоятельной деятельности детей и
- форм работы с детьми
осуществляется построение образовательного процесса и решение образовательных задач.
Данные положения ФГТ должны составлять:
- внутреннюю структуру программы и
- структуру планирования образовательной деятельности.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Схема развития любого вида деятельности
( в соответствии с культурно-исторической концепцией
Л.С. Выготского)
- деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым,
- в совместной деятельности со сверстниками,
- становится самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Д.Б. Эльконин подчеркивал важность организации в дошкольном возрасте совместной деятельности взрослого и детей.
Он классифицирует основные виды деятельности детей разных возрастов на 2 группы:
Первая группа деятельностей | Вторая группа деятельностей |
«Ребенок - общественный предмет» | «Ребенок - общественный взрослый» |
Это: - предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, - учебная деятельность младших школьников. - учебно-профессиональная деятельность старших подростков. В ходе их развития происходит ориентировка человека: - в предметном мире, - идет развитие его интеллектуальной сферы. | Это: - эмоциональное общение младенца, - игровая деятельность дошкольника, - интимно-личностное общение подростков. В ходе их развития происходит: - глубокое проникновение ребенка в сферу мотивов, задач взрослых людей, - развитие его личностной сферы. |
Главный сущностный признак деятельности – это активность субъекта деятельности:
- воздействие взрослого на процессы психического развития + реальная деятельность самого субъекта.
- процесс самого развития зависит от того, как это деятельность будет осуществлена.
Совместная деятельность взрослого и детей - это особая система их взаимоотношений и взаимодействия.
В работах исследователей Н.А. Коротковой, И.А. Модиной, Е.Г. Юдиной и др. отмечаются сущностные характеристики совместной деятельности взрослого и детей:
- наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого,
- наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения, общения детей).
Речь идет не об абсолютном равенстве педагога и ребенка, а об их равноценности в процессе совместной деятельности.
Таким образом, организация совместной деятельности взрослого и детей должна распространяться на:
- проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее),
- на всю непосредственно образовательную деятельность.
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации детских видов деятельности (а не только на занятиях).
Пример:
Воспитатель: «Что же теперь, если какой-нибудь ребенок не захочет заниматься тем, что я ему предлагаю, я должна оставить его в покое? Пусть играет себе в уголке? Так, сегодня он не пойдет заниматься, а завтра к нему присоединяться и другие…»
В этом вопросе сформулированы:
1. недостатки учебной модели организации образовательного процесса детей дошкольного возраста,
2. возможные риски осуществления образования дошкольников в виде совместной деятельности взрослого и детей в процессе организации детских видов деятельности.
Вид деятельности | Форма организации | Мотивы, побуждающие к деятельности | Риски |
Учебная деятельность | Воздействие взрослого на ребенка, осуществляемое в режиме монолога. | - игровые мотивы, - авторитет воспитателя: - удерживает дисциплину на протяжении занятия, даже если содержание неинтересно. | Риск несформированности или недостаточной сформированности новообразований дошкольного возраста: - если взрослый все время управляет ребенком, то у ребенка нет потребности совершать волевое усилие (за него кто-то уже это делает); - развивается не воля ребенка, а воля взрослого, стремление заставить действовать в рамках своих ожиданий; - невозможно за ребенка совершить его собственное волевое усилие; - детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности самого ребенка, вызывает эмоции, ребенок учится их регулировать. |
Детские виды деятельности | Взаимодействие двух равноценных партнеров. | - организация детских видов деятельности является мотивом; - мотивы видов деятельности, которые развиваются раньше, чем собственно учебная деятельность; - система интересов, - интересные и значимые для ребенка темы. | - воспитатель должен не просто организовать детские виды деятельности, которые сами по себе интересны ребенку как адекватные возрасту формы активной практики, но и в их процессе решить поставленные образовательные задачи. - для этого необходима дополнительная мотивация: не формальный авторитет взрослого, а создание системы интересов для ребенка. |
Использование адекватных форм работы в процессе организации детских видов деятельности.
В ФГТ не употребляется термин «занятие». Вместо него введено понятие «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности».
Прежняя дидактика | ФГТ |
Учебный блок (сетка занятий) | Совместная деятельность взрослого и детей |
Специально организованное занятие | Образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности. |
Занятие как основная форма обучения не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста (З.М. Богуславская, Е.Н. Денисова, Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, И.А. Модина, А.В. Петровский, Е.Г. Юдина и др.).
Главные недостатки занятия:
- отсутствует ситуация, которая побуждает и вынуждает к расширению и перестройке опыта;
- большое количество привлекательного материала, игровых приемов создает лишь внешнюю занимательность. Но она быстро исчезает, не позволяет поддерживать устойчивый интерес детей к содержанию занятия;
- требования к усвоению диктуются и дозируются извне, особенности освоения ребенком требований определяют его взаимоотношения со взрослым;
- содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе;
- доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками;
- обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель;
- овладение знаниями выступает как обязательное программное требование и сопровождается жесткими формами контроля;
- интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются знаниями, преподносимыми в готовой форме.
Несмотря на это педагоги не перестанут «заниматься» с детьми дошкольного возраста.
Просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл: занятие теперь трактуется как занимательное дело.
Прежняя дидактика | Современная теория и практика дошкольного образования |
Понимание понятия «занятие» | |
Дидактическая форма учебной деятельности. | Занимательное дело. |
Каждому виду деятельности:
- игровая,
- коммуникативная,
- двигательная,
- продуктивная,
- познавательно-исследовательская,
- трудовая,
- музыкально-художественная,
- чтение (восприятие) художественной литературы.
соответствуют определенные
Формы работы с детьми.
Детская деятельность | Формы работы |
Двигательная | Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования |
Игровая | Сюжетные игры Игры с правилами |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов |
Коммуникативная | Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами |
Трудовая | Совместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проекта |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами |
Музыкально-художественная | Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально-дидактические игры |
Чтение (восприятие) художественной литературы | Чтение Обсуждение Разучивание |
На основе принципа интеграции образовательных областей формы работы, органичные для организации одного вида деятельности, могут быть использованы для организации других видов деятельности.
Пример:
Форма работы с детьми | Виды детской деятельности |
Игра | Игровая деятельность, Двигательная Познавательно-исследовательская Коммуникативная Музыкально-художественная |
На основе принципа интеграции образовательных областей помимо форм работы для организации конкретного вида детской деятельности можно использовать формы работы других видов детской деятельности, в качестве дополнительных.
Виды детской деятельности | Формы работы с детьми | Задачи психолого-педагогической работы |
Продуктивная деятельность детей | Организация работы мастерской по изготовлению продуктов детского творчества Беседа Рассматривание Наблюдение Экскурсия Исследование свойств предметов (объектов, явлений), связанных с изготавливаемым продуктом. | - формирование навыков и умений, необходимых для осуществления продуктивной деятельности детей; - формирование положительного эмоционального отношения; - расширение кругозора детей и др.; |
Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:
- игровой,
- коммуникативной,
- трудовой,
- познавательно-исследовательской,
- продуктивной,
- музыкально-художественной,
- чтения.
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
моментов; - самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от:
- контингента воспитанников,
- оснащенности дошкольного учреждения,
- культурных и региональных особенностей,
- специфики дошкольного учреждения,
- от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:
- игровые,
- сюжетные,
- интегрированные формы образовательной деятельности.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность
игры | дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, |
просмотр и обсуждение | мультфильмов, видеофильмов, телепередач. |
чтение и обсуждение | программных произведений разных жанров, |
создание ситуаций | педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми. |
наблюдения | за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения. |
изготовление | предметов для игр, познавательно-исследовательской |
проектная деятельность | познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование. |
оформление выставок | работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы. |
викторины | сочинение загадок |
инсценирование и драматизация | отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. |
рассматривание и обсуждение | предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности. |
продуктивная деятельность | (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным |
слушание и обсуждение | народной, классической, детской музыки, |
подыгрывание | на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов. |
пение, | совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен. |
танцы, | показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы. |
физкультурные занятия | игровые, сюжетные, тематические (с одним |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования (приказ МОиНРФ от 23.11.2009 г. №655)...
Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"
Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...
Мониторинг достижения детьми 3-4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Познание».
Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. и используется как сопровождающий наглядный ...
Презентация "Результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования за 2011-2012 учебный год"
В презентации представлены показатели основния основной общеобразовательной программы воспитанниками ДОУ за год....
Определение результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки.
определение результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки....
Сообщение на методическое объединение ДОУ Ачинского района "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В соответствии с действующим законодательством федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГОС) уст...
Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ходе непосредственно образовательной деятельности
Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы в ходе непосредственно образовательной деятельности (далее Журнал) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежден...