Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
статья на тему

  Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

  Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.                                      

                                                                                             Автор-составитель:

                                                                                              кандидат педагогических наук,

                                                                                              доцент Слепцова И.Ф.

ФГТ устанавливают требования к объему и соотношению частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

Соотношение частей программы

Объем частей программы

Обязательная часть

80 %

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

20 %

Соотношение компонентов обязательной части Программы, представленной в виде образовательных областей (в соответствии с принципом интеграции).

Объем определен основными задачами психолого-педагогической работы по реализации каждой образовательной области.

Соотношение компонентов обязательной части Программы в виде разделов:

- пояснительная записка,

- организация режима пребывания детей в образовательном учреждении,

- содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей,

- содержание коррекционной работы,

- планируемые результаты освоения программы и др.

Объем представлен в виде описания требований к каждому разделу.

Таким образом, ФГТ:

- имеют несколько вариантов структурирования программы,

- это структуры организационного порядка,

- это упорядочивает процесс разработки программы,

- и последующей ее реализации.

В ФГТ есть такие положения:

1. Программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного  образования.

2. Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В соответствии с ФГТ в Программе:

- совместная деятельность взрослого и детей,

- самостоятельная деятельность детей и

- формы работы с детьми

не рассматриваются в качестве отдельных частей программы.

Построение образовательного процесса и решение образовательных задач осуществляется в них.

Т.е. теперь в рамках:

- совместной деятельности взрослого и детей,

- самостоятельной деятельности детей и

- форм работы с детьми

осуществляется построение образовательного процесса и решение образовательных задач.

Данные положения ФГТ должны составлять:

- внутреннюю структуру программы и

- структуру планирования образовательной деятельности.

Совместная деятельность взрослого и детей.

                                    Схема развития любого вида деятельности

( в соответствии с культурно-исторической концепцией

Л.С. Выготского)

  1. деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым,
  2. в совместной деятельности со сверстниками,
  3. становится самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Д.Б. Эльконин подчеркивал важность организации в дошкольном возрасте совместной деятельности взрослого и детей.

Он классифицирует основные виды деятельности детей разных возрастов на 2 группы:

Первая группа деятельностей

Вторая группа деятельностей

«Ребенок - общественный предмет»

«Ребенок - общественный взрослый»

Это:

- предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста,

- учебная деятельность младших школьников.

- учебно-профессиональная деятельность  старших подростков.

В ходе их развития происходит ориентировка человека:

- в предметном мире,

- идет развитие его интеллектуальной сферы.

Это:

- эмоциональное общение младенца,

- игровая деятельность дошкольника,

- интимно-личностное общение подростков.

В ходе их развития происходит:

- глубокое проникновение ребенка в сферу мотивов, задач взрослых людей,

- развитие его личностной сферы.  

Главный сущностный признак деятельности – это активность субъекта деятельности:

- воздействие взрослого на процессы психического развития + реальная деятельность самого субъекта.

- процесс самого развития зависит от того, как это деятельность будет осуществлена.

Совместная деятельность взрослого и детей -  это особая система их взаимоотношений и взаимодействия.

В работах исследователей Н.А. Коротковой, И.А. Модиной, Е.Г. Юдиной и др. отмечаются сущностные характеристики совместной деятельности взрослого и детей:

- наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого,

- наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения, общения детей).

Речь идет не об абсолютном равенстве педагога и ребенка, а об их равноценности в процессе совместной деятельности.

Таким образом, организация совместной деятельности взрослого и детей должна распространяться на:

- проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее),

- на всю непосредственно образовательную деятельность.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации детских видов деятельности (а не только на занятиях).

Пример:

Воспитатель: «Что же теперь, если какой-нибудь ребенок не захочет заниматься тем, что я ему предлагаю, я должна оставить его в покое? Пусть играет себе в уголке? Так, сегодня он не пойдет заниматься, а завтра к нему присоединяться и другие…»

В этом вопросе сформулированы:

1. недостатки учебной модели организации образовательного процесса детей дошкольного возраста,

2. возможные риски осуществления образования дошкольников в виде совместной деятельности взрослого и детей в процессе организации детских видов деятельности.

Вид

деятельности

Форма организации

Мотивы, побуждающие

к деятельности

Риски

Учебная деятельность

Воздействие взрослого на ребенка, осуществляемое в режиме монолога.

- игровые мотивы,

- авторитет воспитателя:

- удерживает дисциплину на протяжении занятия, даже если  содержание неинтересно.

Риск несформированности или недостаточной сформированности новообразований дошкольного возраста:

- если взрослый все время управляет ребенком, то у ребенка нет потребности совершать волевое усилие (за него кто-то уже это делает);

- развивается не воля ребенка, а воля взрослого, стремление  заставить действовать в рамках своих ожиданий;

-    невозможно за ребенка совершить его собственное волевое усилие;

- детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности самого ребенка, вызывает эмоции, ребенок учится их регулировать.

Детские

 виды деятельности

Взаимодействие двух равноценных партнеров.

- организация детских видов деятельности является мотивом;

- мотивы видов деятельности, которые развиваются раньше, чем собственно учебная деятельность;

- система интересов,

- интересные и значимые для ребенка темы.

- воспитатель должен не просто организовать детские виды деятельности, которые сами по себе интересны ребенку как адекватные возрасту формы активной практики, но и в их процессе решить поставленные образовательные задачи.

- для этого необходима дополнительная мотивация: не формальный авторитет взрослого, а создание системы интересов для ребенка.

Использование адекватных форм работы в процессе организации детских видов деятельности.

В ФГТ не употребляется термин «занятие». Вместо него введено понятие «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности».

Прежняя дидактика

ФГТ

Учебный блок

(сетка занятий)

Совместная деятельность взрослого

 и детей

Специально организованное занятие

Образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности.

Занятие как основная форма обучения не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста (З.М. Богуславская, Е.Н. Денисова, Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, И.А. Модина, А.В. Петровский, Е.Г. Юдина и др.).

Главные недостатки занятия:

  1. отсутствует ситуация, которая побуждает и вынуждает к расширению и перестройке опыта;
  2. большое количество привлекательного материала, игровых приемов создает лишь внешнюю занимательность. Но она быстро исчезает, не позволяет поддерживать устойчивый интерес детей к содержанию занятия;
  3. требования к усвоению диктуются и дозируются извне, особенности освоения ребенком требований определяют его взаимоотношения со взрослым;
  4. содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе;
  5. доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками;
  6. обучение сводится к передаче детям знаний, умений и навыков, которое превращается в самоцель;
  7. овладение знаниями выступает как обязательное программное требование и сопровождается жесткими формами контроля;
  8. интуитивные знания, полученные детьми в обыденной жизни, которые могли бы стать источником познавательных интересов, игнорируются и заменяются знаниями, преподносимыми в готовой форме.

Несмотря на это педагоги не перестанут «заниматься» с детьми дошкольного возраста.

Просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл: занятие теперь трактуется как занимательное дело. 

Прежняя дидактика

Современная теория и практика дошкольного образования

Понимание понятия «занятие»

Дидактическая форма учебной деятельности.

Занимательное дело.

 

Каждому виду деятельности:

- игровая,

- коммуникативная,

- двигательная,

- продуктивная,

- познавательно-исследовательская,

- трудовая,

- музыкально-художественная,

- чтение (восприятие) художественной литературы.

 соответствуют определенные

Формы работы с детьми.

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические игры

Чтение (восприятие) художественной литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание

На основе принципа интеграции образовательных областей формы работы, органичные для организации одного вида деятельности, могут быть использованы для организации других видов деятельности.

Пример:

Форма работы с детьми

Виды детской деятельности

Игра

Игровая деятельность,

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Музыкально-художественная

На основе принципа интеграции образовательных областей помимо форм работы для организации конкретного вида детской деятельности можно использовать формы работы других видов детской деятельности, в качестве дополнительных.

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Задачи психолого-педагогической работы

Продуктивная деятельность детей

Организация работы мастерской по изготовлению продуктов детского творчества

Беседа

Рассматривание

Наблюдение

Экскурсия

Исследование свойств предметов (объектов, явлений), связанных с изготавливаемым продуктом.

- формирование навыков и умений, необходимых для осуществления продуктивной деятельности детей;

- формирование положительного эмоционального отношения;

- расширение кругозора детей и др.;

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:

- игровой,

- коммуникативной,

- трудовой,

- познавательно-исследовательской,

-  продуктивной,

- музыкально-художественной,

- чтения.

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
    моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от:

- контингента воспитанников,

- оснащенности дошкольного учреждения,

- культурных и региональных особенностей,

- специфики дошкольного учреждения,

- от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:

- игровые,

- сюжетные,

- интегрированные формы образовательной деятельности.

Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

игры

дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные,
театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера.

просмотр и обсуждение

мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

чтение и обсуждение

программных произведений разных жанров,
чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий.

создание ситуаций

педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми.

наблюдения

за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения.

изготовление

предметов для игр, познавательно-исследовательской
деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования.

проектная деятельность

познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование.

оформление выставок

работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы.

викторины

сочинение загадок

инсценирование

 и драматизация

отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

рассматривание и обсуждение

предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

продуктивная деятельность

(рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным
произведениям.

слушание и обсуждение

народной, классической, детской музыки,
дидактические игры, связанные с восприятием музыки.

подыгрывание

на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов.

пение,

совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен.

танцы,

показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы.

физкультурные занятия

игровые, сюжетные, тематические (с одним
видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические,
учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских
стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования (приказ МОиНРФ от 23.11.2009 г. №655)...

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Мониторинг достижения детьми 3-4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Познание».

Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. и используется как сопровождающий  наглядный ...

Презентация "Результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования за 2011-2012 учебный год"

В презентации представлены показатели основния основной общеобразовательной программы воспитанниками ДОУ за год....

Определение результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки.

определение  результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и система их оценки....

Сообщение на методическое объединение ДОУ Ачинского района "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии с действующим законо­дательством федерального государст­венного образовательного стандарта к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГОС) уст...

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ходе непосредственно образовательной деятельности

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы в ходе непосредственно образовательной деятельности (далее Журнал) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежден...