Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Удивительная глина» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" разработан для детей подготовительной к школе группы с целью обобщения и расширения представлений детей о свойствах природных полезных ископаемых на примере глины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_glina_2022_g-antonova_.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
на тему: «Удивительная глина»
в подготовительной к школе группе
Антонова Оксана Леонидовна,
Воспитатель.
2022 г
Цель: Обобщение и расширение представлений детей о свойствах природных полезных ископаемых на примере глины
Программные задачи:
Образовательные:
Формировать представления у детей о свойствах глины, о ее видах, нахождении в природе.
Расширять знания детей об использовании глины человеком
Закреплять умения лепить из глины поделки.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, экспериментальную деятельность детей;
Развивать внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, творческие способности
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Предварительная работа: рассматривание коллекции природных материалов в центре экспериментирования; рассматривание глины и песка во время прогулки, проведение опытов с песком и почвой, беседа «Знакомство с глиной»; рассматривание альбомов «Лепим из глины», «Профессия Гончар», презентации «Глина в жизни человека» «Народные промыслы», дидактические игры «Какой? Какая? Какое?», «Назови профессию», лото «Что из чего сделано», разрезные картинки «Народные промыслы»
Форма проведения: совместная продуктивная деятельность.
Оборудование:
Картинки по теме «Глина»(глиняная посуда, глиняные игрушки, кирпичи, черепица, добыча глины, гончарный круг, виды глины), предметы (кирпич, глиняная тарелка, глиняная игрушка, глиняный горшок, матрешка, деревянная ложка, стеклянный бокал, керамическая плитка, пакетик с косметической глиной, фарфоровая чашка, металлическая ложка), оборудование для опытов (подносы, тарелочки, ложки, баночки, стаканчики, воронки), образцы природных материалов: глина, песок, почва, камешки, щебень; оборудование для лепки: доски для лепки, мягкая глина, стеки, салфетки, скалочки, полиэтиленовая пленка, шаблоны поделок из картона, аудиозапись музыки.
Содержание организованной деятельности детей.
- Организационный момент.
(Дети заходят в группу и подходят к стойке с фотографиями)
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
В мире много интересного
В мире много неизвестного
Всё хотим на свете знать
Тайны мира раскрывать
Посмотрите внимательно на эти фотографии и ответьте на вопрос: О чем пойдет речь на нашем занятии? Какие тайны мы сегодня откроем? (возможные ответы детей: игрушки, строительство, глина)
Воспитатель: А как вы догадались об этом? (возможные ответы детей: на картинках изображены предметы из глины)
Совершенно верно! Вы правы: сегодня мы постараемся все узнать о глине.
Тогда нам нужно дать определение: что такое глина? (возможные ответы детей: природа, слой земли)
Воспитатель: Глина- это распространенный природный материал, который является полезным ископаемым для человека.
Воспитатель : А вы знаете как образовалась глина?(возможные ответы детей: нет, да)
Я вам сейчас открою эту тайну: На нашей планете много гор, которые образовались много миллионов лет назад. Солнце их нагревало, мороз их охлаждал, ветер обдувал, а дожди их поливали. И горы постепенно стали разрушаться. Самые мелкие частички гор ветер и вода уносили в реки и моря. Эти частички склеивались водой и накапливались, образуя толстые слои глины. Так и возникла в природе глина.
Воспитатель: Может кто-то знает, как добывают глину? (возможные ответы детей: нет, да). Поделитесь с нами своими знаниями! (если дети не могут ответить, то воспитатель показывает на стойке фотографию добычи глины и кратко рассказывает о способе добычи)
2. Беседа о глине
(На столе расставлены несколько пронумерованных тарелочек с природными материалами)
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорим о глине, а как же она выглядит?
(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят тарелочки)
Воспитатель: Ребята, что вы видите на столе? (возможные ответы детей: тарелки)
Да, и в каждой тарелочке насыпан природный материал, то, что создано самой природой. Каждая тарелочка имеет свой номер.
Задание: Посмотрите внимательно и скажите, в тарелочке под каким номером находится глина? (возможные ответы детей: 3, 5)
Воспитатель : Молодцы! А как вы определили, что это глина? (возможные ответы детей: по цвету, по виду)
Я хочу открыть вам одну из тайн глины: она бывает разного цвета (коричневая, серая, желтая, красная, черная, синяя, зеленая и даже черная) Цвет глины зависит от минералов, которые входят в ее состав. Оказывается больше всего на нашей планете глины серого цвета.
3. Исследование свойств глины
Воспитатель: Напомните мне ребята, что мы знаем о глине? (возможные ответы детей: цвет, запах, внешний вид). Но у глины еще много разных тайн. Я предлагаю вам стать исследователями, чтобы изучить свойства глины.
Приглашаю вас в лабораторию.
(на столах стоят подносы с оборудованием для опытов)
Воспитатель: Мы вместе с вами проделаем несколько опытов, чтобы самим увидеть свойства глины.
В помощь вам на столах лежат схемы проведения опытов.
Работать вы будете в парах: первый опыт проводит тот, кто стоит в паре справа, а второй опыт – тот, кто слева. (при затруднении педагог помогает определить кто стоит справа и слева)
1 опыт «Растворимость в воде»
Налить в мерный стаканчик воду, ложечкой добавить сухую глину. Хорошо размешать палочкой. Что наблюдаем? (возможные ответы детей: глина растворилась плохо)
Вывод: глина плохо растворяется в воде
2 опыт «Пропускает ли глина воду?»
В стаканчик установить воронку, ложечкой насыпать в воронку глину. Сверху налить в воронку немного воды. Просачивается ли вода сквозь глину в стаканчик? (возможные ответы детей: вода не капает из воронки)
Вывод: глина водоупорная, не пропускает воду.
Свойство глины не пропускать воду человек использует в жизни. А что можно сделать из глины, мы узнаем у следующего стола
4. Использование глины человеком (дидактическая игра «Что делают из глины»)
(на парте лежат различные вещи, изготовленные из разных материалов)
Воспитатель приглашает детей подойти и встать вокруг стола.
Воспитатель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Что делают из глины»
Правила игры: каждый из вас берет один предмет, который сделан из глины. По-очереди каждый рассказывает о своем предмете по образцу: Как называется предмет? Из чего он сделан? Для чего используют этот предмет?
Например: Это колокольчик, он сделан из глины. Его используют как сувенир для красоты или подарка.
(Дети рассказывают о выбранных предметах. Воспитатель по необходимости помогает или просит других детей дополнить рассказ)
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз назовем, где же использует глину человек?
(ответы детей: для изготовления посуды, игрушек; для строительства, в медицине.
Воспитатель: А я еще открою еще одну интересную тайну: в древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали на плоских глиняных табличках острой палочкой. Таблички высушивали и получалось глиняное письмо.
5. Продуктивная деятельность: Лепка из глины
Воспитатель: Ребята, а как называют профессию человека, который лепит из глины? (возможные ответы детей: гончар, мастер)
Я предлагаю вам попробовать стать мастерами, а для этого приглашаю пройти в нашу мастерскую и самим слепить из глины поделку – сувенир для мамы.
Воспитатель : Что лежит у вас на столах? (ответы детей: доски, глина)
Вы, наверное, видели, как вырезают печенье формочками из раскатанного теста? (ответы детей: да, нет)
Я вам предлагаю изготовить плоский сувенир..
Воспитатель :-Чем будете раскатывать глину в тонкий пласт? (ответы детей: не знаем, скалкой)
Правильно, у вас на столах есть специальные скалочки. А еще есть шаблоны из картона.
Порядок работы: кладем глину на пленку, сверху тоже накрываем пленкой, аккуратно раскатываем пласт небольшой толщины. Снимаем пленку. Выбираем шаблон поделки, кладем шаблон на слой глины, стекой аккуратно обводим шаблон, затем прорезаем глину, чтобы получилась фигурка. Лишнюю глину убираем. Делаем из нее дополнительные детали, которыми украшаем наше изделие.
(дети работают под спокойную музыку)
Воспитатель по мере необходимости помогает
Воспитатель: Ребята, у вас получились очень красивые поделки. Их уже можно дарить? (ответы детей: нет, да, не знаем)
Что нужно сделать с нашими игрушками дальше? (возможные ответы детей: высушить, раскрасить)
Воспитатель: Вы правы, изделия из глины нужно высушить, потом загрунтовать белой краской и только потом раскрасить. И вот тогда поделка будет полностью готова.
Мы поместим ваши изделия в сухое место, а когда высохнут – приступим к раскрашиванию
6. Рефлексия
- Ребята, что вы сегодня узнали нового о глине?
- Что вам особенно понравилось? Что было сложно для вас?
-Наше занятие закончено. Попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» по теме: «Космическое путешествие» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности
Сохранение и укрепление здоровья детей ,повышение физической и умственной работоспсобности...
Конспект ООД в области: «Познавательное развитие» на тему: «Богатыри земли русской». Подготовительная к школе группа.
Цель: Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров; формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Ник...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с использованием презент...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «В стране Лукоморье».
Цель: создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений посредством сказки....
КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ» ( С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей интерес к познавательному развитию через формирование элементарных математических представлений....
КОНСПЕКТ НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование элементарных математических способностей (в подготовительной к школе группе) «Приключения Незнайки и его друзей»
Программное содержание.1. Обучить детей составлять число из двух меньших чисел.2. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой бу...
- Мне нравится (1)