Экскурсия в музей «Матрешка - символ русского народного искусства»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Снеговичок»
Экскурсия в музей «Матрешка - символ русского народного искусства»
Для детей старшего дошкольного возраста
Составила: Воспитатель Ухова Ю.А.
г. Нижневартовск, 2015 г.
Экскурсия в музей «Матрешка - символ русского народного искусства»
Цель: Приобщать детей к национально-культурным традициям, через обобщение знаний о матрешке, как символе русского народного искусства.
Задачи:
- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- завершить с детьми изготовление плоскостной игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы, через приобщение к музейной педагогике;
Словарная работа: Обогатить словарный запас детей существительными, обозначающими детали одежды матрешки (платок, фартук, сарафан, узор); музей, экспонаты, экскурсовод;
Предварительная работа:
- посещение музея деревянных игрушек, рассматривание экспонатов музея;
- беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров;
- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Сергиево-Посадской;
- обследование и рассматривание русских расписных кукол, материала древесины, из которого они выточены;
- загадывание загадок о матрешках;
- чтение стихотворений о матрешках;
- изготовление заготовок для плоскостных игрушек - матрешек.
Оборудование:
- демонстрационный материал: игрушка матрешка; презентация Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской)матрешки;
- раздаточный материал: образец плоскостной игрушки - матрешки;
краски, фартуки;
Ход экскурсии:
Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в музей.
Как вы думаете, в какой музей мы пришли?» (Ответы детей. «В музей деревянных игрушек»)
Как Вы думаете, почему он так называется?
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, давайте вспомним правила поведения в музее (обратить внимание на знаки в музее)
Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда ты узнаешь много интересного. Нельзя трогать музейные экспонаты руками. Как вы думаете почему? (Предположения детей.) Представьте себе, если вдруг все будут трогать предметы руками, во что они превратятся?
Ребята, а кто работает в музее?
(В музее работают экскурсоводы, которые знакомят посетителей с разными экспонатами)
Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
-Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(Ответы детей - матрешка)
Конечно, это Матрешка! Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки).
Матрешка является символом России, своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой матрешек, как куклу-сувенир на память о нашей стране, о России. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире.
(А теперь я предлагаю продолжить нашу экскурсию в группе)
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)
Воспитатель: На самом деле ей более 100 лет. Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрешкой? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрена, именно от него и получила свое название Матрешка.
Из чего делают матрешку? (Ответы детей)
Воспитатель: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (Воспитатель обращает внимание на матрешек). Ребята, я вам расскажу стихотворение о матрешке.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти .
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
А внутри пустая
В ней живет – шестая
А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят
- Сколько вас? – у них мы спросим
И ответят куклы восемь.
Воспитатель:
В матрешке отображается образ русской женщины. Она одета в национальный русский костюм: рубаху, платок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Загорская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.
- Показ мультимедийной презентации «Русская матрешка»
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня стать мастерами по росписи семеновской матрешки. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело.
(Дети украшают матрешек узорами).
Воспитатель: Вот и готовы наши матрешки, давайте рассмотрим их узоры;
-Ребята, что изображали мастера на фартуке Семеновской матрешки? (Большой букет цветов)
-Какие цвета используют мастера при росписи матрешек? (красный, синий и желтый)
-В каком музее мы сегодня были? Что вам понравилось в музее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Материал позволит развить знания об истории и культуре России, русском народном творчестве .Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства стал первым музеем в...
Паспорт мини-музея «Матрешка – символ русской народной культуры»
Паспорт мини-музея«Матрешка – символ русской народной культуры»- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к егосодержимому.Разделы и экспонаты: Мини-музеи в гру...
Конспект экскурсии в музей детского сада "Русская изба"
Конспект экскурсии по ознакомлению старших дошкольников с русской избой, с одеждой русского народа, домашней утварью, игрушками....
Экскурсия в музей Матрешки
Конспект НОД для старшей и подготовительной группы...
Конспект занятия "Матрешка- символ русской души"
Матрёшка…эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной ру...
МК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Кокошник – символ русского народного костюма»
https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/12/06/mk_dlya_pedagogov_kokoshnik.docx...
"КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" презентация
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОКОШНИК – СИМВОЛ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА" мастер - класс для педагогов...