Экскурсия в музей Матрешки
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Черемискина Ирина Владимировна

Конспект НОД для старшей и подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в старшей группе №3

«Экскурсия в музей матрешки»

Воспитатель – Черемискина И.В.

Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через знакомство с популярной русской народной деревянной игрушкой матрешкой, как видом декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Развить художественно - творческие способности детей старшего дошкольного возраста через знакомство с популярной русской народной деревянной игрушкой матрешкой, как видом декоративно-прикладного искусства

2. Развивать художественное творчество детей, в процессе создания  матрешки.

3. Воспитывать чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним.

Ход занятия

В-ль. Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже знакомы, но сегодня я буду не просто воспитатель, я буду экскурсоводом.

В-ль: Я приглашаю вас в музей народной игрушки – матрешки.

В-ль: Но, прежде чем зайти нам в музей, давайте вспомним, какие правила поведения необходимо соблюдать? 

В-ль: Так как в музеях представлены предметы ценные, то трогать их руками запрещается.

В нашем музее собраны экспозиций о матрешке.

В-ль: Ребята, кому- то из вас знакомо слово экспозиция?

В-ль: Экспозиция – выставление на показ предметов искусства.

В-ль: И вот первая экспозиция. Все они яркие, расписные. Кажется, что матрешка пришла к нам из сказки.

В-ль: Как вы думаете, откуда к нам пришла матрешка?

Много есть историй, как появилась матрешка. Одна из них о том, что основой для ее изготовления является деревянное яйцо. Обратите внимание, форма матрешки напоминает яйцо. Изменили мастера форму яйца, выточили на станке куколку, и расписали ее. Куколку назвали русским именем Матрена. Матрешка всем понравилась и детям, и взрослым. Ее знают во всем мире. Матрешка- символ России.

В-ль: Ребята, есть разные виды матрешек. Русские мастера с удовольствием их изготавливают, расписывают, да только в разных местах матрешка по-разному называется(показ по монитору телевизора).

Самые известные - Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская..

Семеновская матрешка из села Семенова Нижегородской области- настоящая красавица! Самые яркие краски берут мастера для росписи.В руках красавицы пышный букет цветов. Глаза и волосы черного цвета, щечки и губки розовые,,а косынка с цветочной каймой разукрашена спиральками.По бокам рисуют ручки в складчатых рукавах. Букет размещен на белом фартуке, закругленном снизу. Любимые цвета семеновцев- розовый, малиновый, фиолетовый, желтый Для  букета- красный в разных оттенках, зеленая листва и мелкие цветочки в гроздьях.

У Загорской матрешки прорисовано лицо простой деревенской улыбчивой девочки в платочке,  в сарафане и фартучке, с корзинкой, узелком, миской в руках. Краски не слишком яркого цвета, ближе к природным. Узор сарафана, рубахи ,платка, фартука- из мелких цветочков, точек ,полосок, пчелок.

Полхов-Майданская матрешка самая загадочная, Вся фигурка расписана цветами, травами, ягодами, разбросанными по всему туловищу. Цветы состоят из пяти лепестков. Предварительно узор наносят тушью , а потом заливают цветом. Лицо расписано только черным, без румянца, из-под края платка видны тугие завитки из перышек селезня.

В-ль: Как вы думаете, чем матрешка отличается от других игрушек?

Какой секрет есть у матрешки? ( показать, как она разбирается)

В-ль: Матрешка особенная, она разбирается на две части. Снимаешь верхнюю часть, а там увидишь внутри еще куклу, только поменьше, а самая маленькая помещается в ладошку. И все матрешками зовутся.

Переходим ко 2 экспозиции (авторские матрешки)

В-ль: В следующей экспозиции представлены «авторские матрешки»

В-ль: Как вы думаете, почему они называются авторскими? 

В-ль: Авторская матрешка выполнена одним человеком, он сам придумывает образ матрешки, узор и расписывает ее.

В-ль: Да, ребята, авторская матрешка неповторима, они не похожи друг на друга.

Переходим к 3 экспозиции (матрешка на полотенце, фартуке, прихватке, магните)

В-ль: В этой экспозиции собраны различные предметы быта, здесь тоже можно увидеть матрешку. Какие предметы вы можете назвать, где изображена матрешка?

В-ль: и на полотенцах, на фартуках, прихватках. Магниты в образе матрешки. А еще матрешку изображают в раскрасках для детей, в книгах, сочиняют сказки, загадки, песни..

В-ль: Ребята, послушайте рассказ о матрешке.

В одном сказочном городе жил-был Мастер. Он умел изготавливать из дерева много интересных вещей. И решил он сделать матрешку. Взял чурбачок, Очистил его от коры. На станке выточил куклу. Смотрит на нее Мастер – не похожа она ни на мальчика, ни на девочку. Тогда взял он  краску, сделал наброски на заготовке –лицо, платочек, сарафан, по бокам руки, фартук, узоры. Посмотрел Мастер на куклу. Не может понять, что же не хватает девочке? Тогда взял он разноцветные краски и нарисовал - глаза, алые губы, румянец на щечках и расписал узоры. Посмотрел на нее, уж больно хороша. Заулыбалась матрешка, глазки открыла. Поблагодарила Мастера, и пошла матрешка радовать детей.

В-ль: Ребята, у нас тоже есть заготовки для нашего музея, вот они.

Но они не такие красивые, не такие нарядные, как вы видели. Не успел мастер расписать матрешек.

В-ль: Поможете расписать матрешек?

Тогда берите каждый по матрешке и проходите в нашу мастерскую

В-ль: Вы теперь будите авторами своей матрешки, они будут авторские. Придумайте ей черты лица, одежду, красивые узоры и начинайте расписывать.

Подумай, твоя матрешка будет веселая или грустная?

Какими узорами можно расписать матрешку?

Чего не хватает твоей матрешке?

Как лучше разместить узор на фартуке?

Какие цвета можно добавить?

Посмотри, сколько пустого пространства, подумай, что можно еще нарисовать?

Какого цвета будет фартуку твоей матрешке?

Ты же сам расписываешь свою матрешку, придумай узор для своей матрешки.

Подумай, какой будет основной цвет сарафана?

Пальчиковая гимнастика « Матрешка»

       Матрешку гулять позвали,

      Она до пяти считала, подружек звала:

      Раз, два, три, четыре, пять, я иду подруг искать.

     — А мы здесь, искать не нужно,

      Вот и выскочили дружно.

       Глаша, Наташа, Маша, Юля и Даша.

В-ль: Ребята, время пребывания в музее, заканчивается, сейчас придут другие дети    на экскурсию. Несите свои работы. Теперь у нас новая экспозиция авторских матрешек

В-ль: Молодцы, красивые матрешки получились, главное не похожи друг на друга.

В-ль: Вы сами нарисовали своих матрешек .Какая матрешка понравилась больше всех? Что изобразили на матрешке? Какие узоры  использовали при росписи? Что нового узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось? Что вы сегодня делали?

В-ль: Теперь ваши авторские матрешки украсят  музей и их увидят другие дети и воспитатели вашего детского сада.  На этом наша экскурсия закончена.



Предварительный просмотр:

Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Ход праздника:

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся с вами на прогулку в природу, посетим лесную полянку.

«Солнце светит спозаранку,

Всей земле улыбку шлет,

Мы выходим на полянку,

Ручеек в лесу поет

Теплый ветер гладит кожу

Лес шумит густой листвой,

Дуб нам хочет поклониться

Клен кивает головой

Птицы весело щебечут.

Воспитатель: День всегда начинается с первого солнечного лучика, который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам«Добрый день!»

Давайте и мы поздороваемся с солнцем, с небом и землей.

Дети: Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, синий ручеёк,

Здравствуй, матушка земля

Очень любим мы тебя.

Под музыку появляется Тихоня.

Тихоня: Здравствуйте, ребята. Я слышал, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами. Я ищу помощников, которые помогали бы мне заботиться о природе. Готовы ли вы помочь?

Дети: Да.

Тихоня: Тогда я предлагаю вам стать Эколятами - Молодыми защитниками природы. Но сначала я хочу проверить ваши знания о природе, вы должны ответить на мои вопросы и пройти испытания. Не побоитесь? Тогда приготовились. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в Королевстве Природы.

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг.

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Тихоня: Вот мы и попали в Королевство Природы. И сейчас вас ждет первое испытание.

Игра «Назови одним словом»

1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)

2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды)

3) Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)

4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)

5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)

6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)

Тихоня: Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Вода, земля, воздух».

Игра «Вода, земля, воздух».

Дети должны назвать живого обитателя своей стихии:

1. «Вода» - обитателей водной стихии (рек, озёр, морей, океанов);

2. «Земля» - обитателей суши (различных животных);

3. «Воздух» - обитателей воздушной стихии (птиц, насекомых).

Тихоня: А теперь я предлагаю вам внимательно посмотреть на эти картинки и ответить, какой объект лишний и объяснить почему (например, среди деревьев - цветок, среди ягод – овощ и т. д.)

Игра «Четвёртый лишний».

Тихоня: А теперь задание для знатоков насекомых.

Игра «Назови насекомое».

Дети отгадывают загадки:

-У неё 4 крыла, тело тонкое, словно стрела,

И, большие, большие глаза. (Стрекоза.)

-Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск и мёд.

Людям всем она мила, а зовут её? (Пчела.)

-Очень маленький на вид, надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

-Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион; ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

-Не солнце и не огонь, а светит. (Светлячок.)

-Тёмен, да не ворон, 6 ног без копыт.

Летит - воет, падёт – землю роет. (Жук.)

-Он работник настоящий, очень – очень работящий.

Под сосной, в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)

-Кто, над нами вверх ногами? (Муха.)

-Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок, любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

-Всех жучков она милей. Спинка красная у ней.

А на ней кружочки – чёрненькие точки. (Божья коровка.)

Тихоня: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу.

Игра «Если я приду в лесок».

• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)

• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Тихоня: Молодцы! Все дети знают, как правильно вести себя в лесу! А теперь, ребята, последнее, самое трудное задание для вас. Я задам вам вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

1 ситуация:

Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень

–понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

Ребенок: Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй!

2 ситуация:

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

Ребенок: Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

3 ситуация:

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

Ребенок: У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет,

Лучше лесу пусть поможет.

4 ситуация:

– Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала«Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволи и часто погибают!» Почему так сказала Настя?

Ребенок: Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

Тихоня: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Тихоня: А теперь немного подвигаемся с вами.

Физкультминутка «Дети по лесу гуляли».

Дети по лесу гуляли (шагают,

За природой наблюдали (смотрят по сторонам,

Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос,

И их лучики согрели (выдох).

Бабочки летали (моргают быстро глазами,

Крылышками махали,

На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа,

Посмотрите вниз, друзья(опускают глаза вниз).

Мы листочки приподняли (приседают,

В ладошку ягоды собрали (собирают,

А потом все дружно встали (поднимаются)

Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)

Хорошо мы погуляли (руки в стороны)

И нисколько не устали!

Тихоня: Ребята, посмотрите, вот солнышко, а вот его лучики. Я хочу, чтобы вы подарили эти лучики солнышку и каждый из вас сказал, что хорошего и полезного он хочет сделать для природы.

Игра «Пожелания».

Дети берут по одному лучику и говорят, что хорошего для природы они хотят сделать и дарят свой лучик солнцу.

Тихоня: Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в Эколята – дошколята. И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы».

«Клятва Эколят – Молодых защитников Природы».

Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.

Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!

Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.

Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.

Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.

Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.

Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.

Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Тихоня: Поздравляю вас, ребята. Друг природы – человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам эмблему Эколят. Я думаю, вы будете беречь и охранять нашу природу.

Тихоня повязывает детям зеленые галстуки и прикрепляет эмблемы «Эколята». В заключение праздника звучит «Гимн Эколят – Молодых Защитников Природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини-музей матрешки

Цель: Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве. Познакомить с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой. Дать представление детям о русской матрешке, как об одно...

Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»

Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

«ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАТРЕШКИ» «В музей шагаем дружно».

laquo;ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МАТРЕШКИ» «В музей шагаем дружно».Взаимодействие подготовительной к школе группы с группой кратковременного пребывания. (Посещение музея матрешки малыша...

Экскурсия в музей. Тема: "Что такое музей"

Цель нашей экскурсии было: Познакомить с понятием "музей" и его назначениемПознакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музеяФормировать интерес к истории и культуре своего н...

«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения)

познакомить детей с историей  родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город....

«Музей нашего города!» (конспект экскурсии в музей)

Познакомить детей с историей родного города....