РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Компьюложка»
рабочая программа (средняя группа) на тему
программы данного курса: развитие логического мышления и познавательной активности детей среднего дошкольного возраста путем применения компьютера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_oblozhkoy_programma_kruzhka_kompyulozhka.doc | 796.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Занятия в кружке по основам компьютерной грамотности «Компьюложка» направлены на формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребёнка к использованию новых информационных технологий в своей деятельности.
Наше время, - время информационных технологий, - требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, т.е. умением управлять компьютером, вести с ним информационный диалог, использовать его как средство в своей повседневной бытовой и производственной деятельности.
Как показывает опыт, в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство, расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений — от детского сада до средней школы и вуза.
Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Компьютер входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Образовательные компьютерные программы для дошкольников обладают огромным потенциалом для интеллектуального и эмоционально - личностного развития детей, носят развивающий характер, так как в них использованы символическое представление информации и опосредованный характер управления. С компьютерной программой можно экспериментировать, получая неожиданный результат или, наоборот, результат, подготовленный предварительным обдумыванием несложного проекта, либо путем составления программы событий на экране через создание живой картинки (мультик). Компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем.
Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера - это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых - обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства, через освоение компьютерной грамотности, привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для подрастающего человека привычным и естественным.
Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.
- Общая характеристика предмета
Цели и задачи
Цель программы данного курса: развитие логического мышления и познавательной активности детей среднего дошкольного возраста путем применения компьютера.
Задачи
Образовательные задачи:
Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика», в рамках Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе
Развивающие задачи:
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Воспитательные задачи:
Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель - это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста - это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой.
Программа кружка базируется:
- учитывая возраст и уровень развития детей;
-помощь детям в индивидуальном развитии;
-мотивация к познанию и творчеству;
-стимулирование творческой активности.
Основными формами проведения занятий являются: беседы, игры, выставки.
Описание место кружка в учебном плане
Программа кружка рассчитана на 2 года. Наполняемость групп 10 человек. Это обусловлено тем, что занятия носят, как индивидуальный, так и групповой характер.
Возраст детей разновозрастной, от 4 до 6 лет. Каждое занятие по 20-25 мин в неделю, 35 занятий в год.
Описание ценностных ориентиров содержания
Развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без
запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя. Она нацеливает на непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие интереса к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.
Планируемый результат
- сформированные элементарные технические навыки работы за компьютером;
осознание ребёнком цели игры:
- умение поставить самостоятельно задачу;
- принятие и понимание условия игры;
- осознанное применение способов и методов решения игровых задач;
умение ориентироваться в пространстве;
- наличие абстрактного мышления в процессе овладения символами;
- обогащение познавательной основы личности, расширение и углубление знаний;
- умение пользоваться обобщенными образами;
- способность к моделированию, экспериментированию
Содержание учебного курса
№ | Название темы | цель | всего |
1 С Е Н Т Я Б Р Ь | Знакомство с многообразием компьютера | Знакомство с многообразием компьютерной техники; развивать интерес и воспитывать бережное отношение к ней. | 4 |
Что входит в состав компьютера? (Иллюстрированный рассказ); 2.Развивающие игры: «Поезд»; Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие1; задание 1-2) | |||
Игра «Пирамидка и лесенка». Развивающая игра: «Разыщи котят» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие1; задание 3-4) | |||
Игра «Второй ряд». Развивающая игра: «Собери игрушку» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие2; задание 1-2) | |||
2 О К Т Я Б Р Ь | Инструмент «мышь». Игра «Мосты через реку». Развивающая игра: «Парочки» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие2; задание 3-4) | Познакомить детей с мышкой, показать, что она умеет делать. Учить детей щелкать на каждый предмет, а также производить двойные щелчки на каждом предмете, «перетаскивать» предмет | 5 |
Игра «Поезд». Развивающая игра: «Я тебя найду» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие3) | |||
Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки». Развивающая игра: «Кто спрятался?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 4) | |||
Игра «Домино». Развивающая игра: «Формочки» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 5) | |||
Игра «В гостях у Мишутки». Игра «Фантазеры». Игра «Волшебные точки». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 5) | |||
3 Н О Я Б Р Ь | Игра «Лесенка широкая и узкая». Развивающая игра: «Что откуда видно?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 6) | Знакомство детей с графикой. Учить детей из составляющих элементов головоломки собирать различные картинки. Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление, сообразительность и сенсорные способности | 4 |
Игра «Найди все фигуры» (по толщине). Развивающая игра: «Заплатки» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 7) | |||
Игра «Найди все фигуры» (по размеру) Развивающая игра: «Разноцветье» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 8) | |||
Игра «Угощение для медвежат». Развивающая игра: «Помоги маме собрать малышей» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 9) | |||
4 Д Е К А Б Р Ь | Звуковая система компьютера; Игра «Длинные и короткие ленточки для куколки». Развивающая игра: «Кто не спрятался?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 10) | Дать понятия «звуковая система компьютера». Учить детей правильно воспроизводить очередность музыкальных партий, запоминать героев и их имена, роли; развивать музыкальный слух, внимание, память | 4 |
Игра «Моделируем квадрат». Развивающая игра: «Парочки». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 11) | |||
Игра «Цепочка». Развивающая игра: «Кто кому звонил?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 12) | |||
Игра «Моделируем прямоугольник». Развивающая игра: «Собери пары». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 13) | |||
5 Я Н В А Р Ь | Что такое клавиатура? Игра «Подбираем к домику крышу». Игра «лыжные гонки». Развивающая игра: «Снеговик». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 14) | Дать понятие «клавиатура», «назначение клавиш». Развивать внимание, пространственное восприятие, память, логическое мышление, навыки владения компьютерной мышкой | 3 |
Игра «Дом и мебель для матрешки». Развивающая игра: «Расставь!». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 15) | |||
Игра «Найди все фигуры» (по размеру). Развивающая игра: «Чья это тень». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 16, 17) | |||
6 Ф Е В Р А Л Ь | Игра «Веселые человечки». Развивающая игра: «Где что лежало?». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 18) | Учить объединять предметы в группы по признакам; определять истинные и ложные высказывания; находить «лишний» предмет в группе однородных предметов. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность и быстроту реакции | 4 |
Игра «Художники». Развивающая игра: «Повтори узор». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 19) | |||
Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». Развивающая игра: «Что откуда видно». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 20) | |||
Игра «Коврик для кошки». Развивающая игра: «Формочки». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 21) | |||
7 М А Р Т | Игра «Строю сам». Развивающая игра : «Сказки природы». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 22) | Продолжать знакомить детей с составляющими компьютера(системный блок, монитор, мышь, клавиатура и др.). Учить выполнять задания по инструкции. Развивать внимание, память, логическое мышление, глазомер, координацию движений, сообразительность и ловкость. Продолжать знакомить с новыми инструментами «художника» из компьютера. | 5 |
Игра «Магазин». Развивающая игра: « Цветочная фантазия». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 23) | |||
Игра «Коврик для собачки». Развивающая игра: «Строитель». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 24) | |||
Игра «Коврик для кошки». Развивающая игра: «Художник». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 25) | |||
Игра «Разноцветные заборы». Развивающая игра: «Наблюдатель». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 25) | |||
8 А П Р Е Л Ь | Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». Развивающая игра: «Архитектор». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 26) | Закрепить известные игры, знания об инструментах «художника», составе компьютера. Учить детей пользоваться «выбором», создавать картинки, используя различные инструменты. Развивать творческие способности, фантазию. | 4 |
Игра «Волшебный квадрат». Развивающая игра: «Театр из бумаги». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 27) | |||
Игра «Загадки». Игра «Столько же». Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 28) | |||
Игра «Машинисты». Игра «Четвертый лишний». Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?» Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 29) | |||
9 М А Й | Игра «Домино». Развивающая игра: «Измени картинку». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 30) | Выявить знания, приобретенные детьми в течение учебного года. Совершенствовать навыки необходимых операций при работе в различных программах. Закрепить с детьми понятие о том, что входит в состав компьютера | 4 |
Игра «Мосты через реку». Развивающая игра: «Под водой». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 31) | |||
Игра «Волшебные точки». Развивающая игра: «Букварик». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 32) | |||
Игра «Второй ряд». Развивающая игра: «Машина загадок». Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесниковой (занятие 33) | |||
Итого | 35 |
- Тематическое планирование (с определением основных видах обучающихся)
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Оснащение занятия | ||
цель | всего | По плану | По факту | ||||
1 | Знакомство с многообразием компьютера | Знакомство с многообразием компьютерной техники | 4 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игровая | Конспект, проектор и экран, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова | |
2 | Инструмент «мышь». | Познакомить детей с мышкой, показать, что она умеет делать. | 5 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | Игровая | Конспект, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова | |
3 | Графика | Знакомство детей с графикой. | 4 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игровая | Конспект, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова | |
4 | Звуковая система компьютера | Дать понятия «звуковая система компьютера». | 4 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игровая | Конспект, колонки для компьютера, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова | |
5 | Что такое клавиатура? | Дать понятие «клавиатура», «назначение клавиш». | 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Игровая | Конспект, клавиатура, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова | |
6 | Однородные предметы. | Учить объединять предметы в группы по признакам. | 4 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игровая | Конспект, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова | |
7 | Инструменты «художника» | Продолжать знакомить детей с составляющими компьютера(системный блок, монитор, мышь, клавиатура и др.). | 5 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | Игровая | Конспект, мышь, клавиатура, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова | |
8 | Инструменты «художника» | Закрепить известные игры, знания об инструментах «художника», составе компьютера. | 4 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игровая | Конспект, колонки для компьютера, мышь, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова | |
9 | Повторение | Выявить знания, приобретенные детьми в течение учебного года. | 4 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Игровая | Конспект, ноутбук, рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Е.В. Колесникова |
Развивающая среда:
Игры на составление плоскостных изображений предметов.
Обучающие настольно-печатные игры
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
Геометрические мозаики и головоломки;
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
Простой карандаш; набор цветных карандашей;
Компьютерные развивающие игры
Развивающие раскраски для детей.
Компьютерные игры
Материально техническая база
Список используемой литературы:
- Беженова М. А., «Весёлая математика» Донецк, «Сталкер» 1998г.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.. Топоркова И. Г. «Волшебные фигуры» геометрия для дошкольников, Москва, «Идеал-пресс» 2001г.
- .Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Габдуллина З.М
- Зрительная гимнастика во время работы на компьютере. (Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)
- Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «Я считаю до 5» Творческий Центр Сфера. Москва 2014г.
- . Колесникова Е.В. Методическое пособие к рабочей тетради математика для детей 4-5. Творческий Центр Сфера. Москва 2008г.
Печатные пособия
Дидактические игры
1. «Собери игрушку»
2.«Мосты через реку».
3.«Волшебный мешочек».
«В гостях у Петрушки».
4. «Измени картинку».
5.«Подбираем к домику крышу».
6.«Пирамидка и лесенка».
7.«Поезд»
8.«Домино»
9.«В гостях у Мишутки».
10.«Лесенка широкая и узкая».
11.«Найди все фигуры» (по толщине).
12.«Найди все фигуры» (по размеру)
13.«Угощение для медвежат».
14.«Длинные и короткие ленточки для куколки».
15.«Моделируем квадрат».
16.«Цепочка».
17.«Подбираем к домику крышу».
18.«Лыжные гонки».
19.«Дом и мебель для матрешки».
20.«Найди все фигуры» (по размеру).
21.«Веселые человечки».
22.«Художники».
23.«Строю сам».
24.«Магазин».
25.«Коврик для кошки».
26.«Разноцветные заборы».
27.«В стране геометрических фигур».
28. «Найди фигуру».
29.«Волшебный квадрат».
30.«Машинисты».
31. «Четвертый лишний».
32.«Волшебные точки».
Дополнительные средства
Развивающие игры:
1. «Поезд»;
2.«Разыщи котят»
3.«Собери игрушку»
4.«Парочки»
5.«Я тебя найду»
6. «Формочки»
7.«Фантазеры».
8. «Волшебные точки».
9.«Что откуда видно?»
10.«Разноцветье»
11.«Заплатки»
12.«Помоги маме собрать малышей»
13.«Кто не спрятался?»
14.«Парочки».
15.«Кто кому звонил?»
16.«Снеговик».
17.«Расставь!».
18.«Чья это тень».
19.«Где что лежало?».
20.«Повтори узор».
21.«Сказки природы».
22.« Цветочная фантазия».
23.«Строитель».
24.«Художник».
25.«Наблюдатель».
26.«Архитектор».
27.«Театр из бумаги».
28.«Измени картинку».
29.«Под водой».
30.«Букварик».
31.«Машина загадок».
Развивающие раскраски:
1.«Что такое? Кто такой?»
Цифровые образовательные ресурсы
https//edu.tatar.ru/iogan Электронное образование РТ
http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка
http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.
http://teramult.org.ua/ Сайт "Старые мультфильмы"
http://www.multirussia.ru МУЛЬТИ-РОССИЯ
http://teremoc.ru/ Детский портал "Теремок"
http://internetenok.narod.ru/ Детский портал "Интернетёнок"
http://www.moi-detsad.ru Всё для детского сада
Экранные, музыкальные пособия
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Экран
Учебно-практическое оборудование
- Игрушки
- Цветные карандаши
- Коробки различных размеров и цветов
- Пальчиковый театр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...