Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольной образовательной организации.
статья на тему

Плотникова Яна Михайловна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patriotizm.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в дошкольной образовательной организации.

2016 Плотникова Я.М.

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК»

детский сад № 16 г.о.Отрадный Самарской области

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста- одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. [2 с.8]Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, посёлку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. [2 с.21] Дети должны понимать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. [1 с.13] Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Основные направления организации развивающей среды по патриотическому воспитанию дошкольников:

  • Историко – краеведческое.

Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.

  • Духовно - нравственное.

Осознание воспитанниками в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Гражданско – правовое.

Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

  • Социально – патриотическое.

Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  • Военно – патриотическое.

Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно-патриотическое.

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

  • Культурно-патриотическое. 

Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. В нашей дошкольной организации реализовано  несколько авторских проектов: «Люби и знай родной свой край», «Родник - живой ручей»; «Мы памяти этой верны», «Детям о героях Великой Отечественной Войны»

Так же ведёт свою работу фольклорная студия «Веселинка» ведёт свою работу с 2006 года.  Целью данного объединения является формирование культурно-ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности по всем составляющим фольклора: народному словестному творчеству, играм, хороводам, танцам, песням. Достижение цели возможно через решение следующих задач: знакомство детей с произведениями фольклора и их исполнением, воспитание любви к родной природе, к растительному и животному миру, формирование умения видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать её, соприкасаться с ней; подготовка детей к исполнению более сложных произведений, песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен; привлечение детей к участию в постановки фольклорных праздников; формирование у детей умения применять все свои умения: навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок, хоровых движений, игры на народных инструментах; познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему; оказывать содействие накопления эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений; расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа; способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.

Педагогами создана авторская программа «О правах, играя». Данная программа затрагивает формирование морально-нравственных качеств личности через правовое воспитание и развитие толерантности у дошкольников, что является неотъемлемой частью патриотического воспитания. Существует возраст, когда человека максимально эффективно можно научить безконфликтно существовать- это возраст дошкольное детство. Работа по данной программе позволяет воспитать у детей такие нравственные ценности, как уважение к иной культуре и её носителям, терпимости, открытия и дружелюбия. Все мы хоти жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Именно поэтому правовое воспитание подрастающего поколения неразрывно связано и является частью патриотического воспитания.

Большое значение в воспитании патриотизма имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, рассказы которых в сопровождении иллюстраций, атрибутов, фронтовых писем помогают осмыслить величие подвига, совершенного русскими людьми в суровые дни войны. Педагоги детского сада стараются научить детей выражать ветеранам свое уважение и признательность: к торжественной встрече коллектив оформляет в группах стенгазеты или «боевые листки» с рассказами о подвигах и наградах родных, близких. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно -близких людей. Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг» необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе  такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. В нашем детском саду патриотическое воспитание реализуется во всех видах детской деятельности: игровой, изобразительной, художественной, физической, познавательно-исследовательской и других. Так же затрагиваются все образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами нашего детского сада. Правильно организованная развивающая среда в группах нашего детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется и постоянно обогащается. Воспитателями изготовлены дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представлены различные виды театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны.

Наибольшую трудность у педагогов вызывает работа ознакомлению  дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям  было  интересно,  надо уметь  преподнести  материал  доходчиво,  понятно,  эмоционально, начиная  с  того, что  детей  окружает,  что  они  могут  непосредственно  наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Именно для этого в детском саду был создан музей г. Отрадного и ещё 10 мини-музеев в группах, среди которых есть «Музей военной техники», «Музей русской куклы». Так же совместно с детским садом ведёт свою работу городской музей боевой славы, где дошкольники являются активными слушателями и участниками практической деятельности.

В нашем детском саду организована и создана своя костюмерная в которой занимают почётно место русские-народные костюмы в виде: сарафанов, рубах, кокошников, платьев, кафтанов, которые были созданы с помощью родителей наших воспитанников. Данная атрибутика позволяет сделать тематические мероприятия по патриотическому воспитанию более красочными и зрелищными. В младшем дошкольном возрасте воспитанники имеют возможность ознакомится с элементами узоров на костюмах, сделать зарисовки; старшие дошкольники получают возможность надеть их.

Тематические встречи и мероприятия. В рамках патриотического воспитания в детском саду создан календарь народных праздников, который включает в себя все праздники которые отмечает русский народ. В него входят: «День Российского флага», «День народного единства», «23 февраля», «День родного языка», «Проводы русской зимы», «Рождество Христово», «День святой троицы», «День города», «День Победы», «День труда», «Всемирный день авиации и космонавтики», «Международный день семьи»,  «День независимости России», «Пушкинский ден России», «День Конституции России»

Проведения уроков мужества. На этих уроках воспитанники с педагогами стараются перекинуть мостик в сороковые - грозовые, мысленно заглянуть в глаза детей войны, юного разведчика, солдатских матерей. Они пробуют понять чувства ветеранов, до сих пор испытывающих вину перед павшими, навсегда оставшимися на полях сражений. Часто в качестве приглашённых на такие уроки приходят  родители с активной гражданской позицией, которые могут передать ценные знания подрастающему поколению, высказать своё мнение, рассказать о родном городе, стране.

Взаимодействие с семьёй. Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада. В детском саду существует система работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Перед началом работы целесообразно выявить запросы родителей по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Так же работа с родителями реализовывается через родительские собрания, дни открытых дверей, праздники и развлечения, тематические недели, экскурсии и знакомства.

Взаимодействие с социумом. Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности взрослых и детей, так как воспитание чувств - процесс, который невозможно уложить в жёсткие рамки определённого времени. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине.

На протяжении многих лет, наш детский сад, решает задачу по патриотическому воспитанию дошкольников в тесном сотрудничестве с социумом – центральной библиотекой и краеведческим музеем. Данные учреждения оказывают не только методическую поддержку, но и принимают активное участие в проведении экскурсий для детей, что позволяет расширить возможности нашего сада. Сотрудничество с ними позволяет вести углубленную работу по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края, учит любоваться и восхищаться природой: не научившись этому, ребёнок не сможет полюбить мир природы, останется к нему безучастным. Занятия на базе краеведческого музея помогают расширять представления дошкольников об окружающем мире, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.

Литература:

  1. Алешина Н.В.  Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: "Перспектива", 2008.
  2. Кондыринская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего ...

Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Невозможно воспитание ребенка без участия его родителей или законных представителей. В данной презентации я отразила , ту часть работы, которую провожу в своем ДОУ....

"Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры"

laquo;Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти.Это означает, что его лишают…возможности брать пример с людей, живших в прошлом.Чувство истории очень важно, и его надо ...

Статья "Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с малой Родиной"

Полагаю, воспитание у старших дошкольников уважения к обычаям, традициям малой Родины, гордости за землю, на которой живешь, является одним из действующих средств формирования бережного отношения к ку...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста возможно через ор...