Изучаем второй язык
статья на тему
Предварительный просмотр:
Хашимова Лейсан Наилевна,
воспитатель,
МБДОУ «Высокогорский детский сад «Подсолнушек»,
с. Высокая Гора.
«Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку».
Вольтер.
Окружающий мир многоязычен. Недостаточно то, что ты знаешь только один язык. Когда изучаем другие языки, мы не теряем, а обретаем себя и свое место в мире.
Согласно Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками, которые на равных основаниях употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан.
Чем раньше мы начинаем учить языки, тем больше успеем выучить.
Раннее начало обучения второму языку положительно влияет на развитие коммуникативных, музыкальных и познавательных способностей, умению мыслить логически.
Сейчас в ДОУ дети со средней группы начинают изучать второй язык. Обучение второму языку проводится с использованием УМК - учебно-методических комплектов по обучению детей двум государственным языкам РТ.
Маленькому ребёнку наиболее понятно окружение, поступки близких людей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво раскрыть, наглядно показать значение предметов, явлений, событий, поступков.
Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо начинать воспитание и уважение к родителям и близким людям, прививать интерес к родному краю и родной культуре.
Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.
С малышами мы начинаем знакомиться с бытовыми сказками о животных: «Хвосты», «Лиса и медведь», «Лиса и гусь». Иногда рассказ сказки сопровождаем показом кукольного театра. Знакомимся с детьми с произведениями современных татарских писателей и поэтов.
Дошкольники младшего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки и народные игры. Поэтому в своей работе часто используем колыбельные песни, народные игры, такие как “Карусель”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Медведь”. Перед детьми не надо ставить цель запоминания фольклорного материала, им надо только упомянуть, что – это “татарская песенка” или “татарская народная игра “– и дети более внимательно вслушиваются в звучание мелодии и слов.
Ещё с детьми мы используем татарские пословицы о дружбе, труде, честности, доброте. Потом стараемся использовать пословицы и поговорки в подходящие ситуации, чтобы лучше раскрывался их смысл.
В средней группе воспитание любви к родному краю, уважение к своему и другим народам, культуре, быту, продолжается.
На занятиях и в повседневной жизни с детьми начинаем знакомиться с татарским и русским народным творчеством, народными игрушками, национальными играми, костюмами, праздниками.
Ежегодно проводим национальные праздники «Науруз», «Сабантуй», «Карга боткасы» (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги. Разучиваем песни, подбираем игры, аттракционы, татарские пляски, оформляем празднично участок.
Праздник «Сабантуй» славится соревнованиями, поэтому здесь показывают силу, выносливость, ловкость, смелость. Праздник проходит в детском саду очень весело. Дети с удовольствием поют, танцуют, играют, особенно нравятся игры татарского народа «Перетяни канат», «Не пролей воды», «Прыжки в мешках», «Бег с яйцом» и др.
В старших группах мы начинаем близко и доступно ознакомиться с нашим селом Высокая Гора и с городом Казань, столицей Республики Татарстан.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она также является и методом обучения детей татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.
В своей работе на занятиях я использую пальчиковые, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, инсценированные, развивающие, а также татарские народные игры. История татарских игр связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями. Татарские народные игры составляют важную часть национальной культуры татарского народа, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Список литературы:
1.Бурганова Р.А., Хисамова Ф.М. Малыши изучают татарский язык. Пособие для воспитателей детских садов. На татарском языке. – Казань: Магариф, 2005. – 207 с.
2.Региональная программа дошкольного образования - Р. К. Шаехова. - Казань: Идел-Пресс, 2012. - 207 с.
3.Современные языковые процессы в Республике Татарстан и Российской Федерации: законодательство о языках в действии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Закона о языках.- Казань: Татар. Кн. изд-во, 2007.-431 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Мы изучаем татарский язык"
Статья на тему "Мы изучаем татарский язык". В данной работе отражена работа воспитателя по обучению детей татарской разговорной речи....
Статья "Мы изучаем татарский язык"
Статья на тему "Мы изучаем татарский язык". В данной работе отражена работа воспитателя по обучению детей татарской разговорной речи....
Программа «Изучаем татарский язык» (дополнительные платные образовательные услуги по татарскому языку)
Пояснительная записка.В татарском детском фольклоре,лучших произведениях татарской детской поэзии заключены большие возможности для умственного ,нравственного и эстетического развития дошкольник...
Изучаем иностранный язык. Когда лучше начинать?
Советы родителям с целью изучения с детьми инстранного языка...
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...
Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"
Календарный план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....
Выступление на августовском совещании для воспитателей ДОУ на тему: «Внедрение и использование нового УМК «Изучаем русский язык» при обучении детей неродному языку.»
Из опыта работы по внедрению и использованию УМК "Изучаем русский язык"...