План работы кружка «В гостях у Угадай – ки» Группы №14 «Непоседы» на 2016-2017 уч. год
рабочая программа (старшая группа) по теме
Актуальность темы. Цель и задачи. План работы на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_kruzh_rabota_nastya.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 10 «Белочка»
План работы кружка
«В гостях у Угадай – ки»
Группы №14 «Непоседы»
на 2016-2017 уч. год
Воспитатель:
Милкина А.В.
2016г.
Актуальность темы
Составление и отгадывание загадок как одна из форм работы по речевому развитию дошкольников с нарушениями речи.
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Однако на сегодняшний день всем воспитателям, хорошо известно, как неуклонно, в последнее время, растет количество детей с различными нарушениями речи.
Создание условий для развития способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей.
Одной из таких методик является методика отгадывания загадок.
Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Это одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Развивающие возможности загадки многообразны: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.
В детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.
Известные русские фольклористы В.И. Даль, И.А. Худяков, Д.Н. Садовников, М.А. Рыбников немало посвятили трудов русской загадке. В педагогической практике данной проблемой занимались Ю.Г. Илларионова, Н.Е. Водовозова.
Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будет разгадано.
Все это очень актуально и в отношении детей с нарушениями речи. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят "живую ноту" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Я предлагаю использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, загадка широко используется. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны:
-воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
-стимуляция умственной активности;
-развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
- развитие лексического и грамматического строя речи, связной речи и фонетики;
-расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
-развитие сенсорной сферы.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
-загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)
Дошкольники с нарушениями речи испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, а так же желание заниматься данной деятельностью, являются:
- предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
- уровень развития речи детей;
- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их познавательных и коммуникативных качеств посредством овладения умением отгадывать загадки.
Задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через отгадывание загадок;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально – личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.
Сроки реализации программы кружка: один учебный год (с сентября 2016г. по май 2017г.)
Категория детей: воспитанники старшего дошкольного возраста компенсирующей группы.
Форма организации детей: групповая
Режим занятий: 1 раза в неделю
Этапы реализации кружковой работы:
1. Подготовительный (сбор информации о проблеме):
∙ Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной проблеме.
∙ Составление перспективного плана мероприятий по формированию
умения отгадывать загадки.
∙ Привлечение родителей к решению проблемы.
∙ Подбор материала для деятельности по созданию книги загадок.
2. Основной (реализация кружковой работы):
• Организация игрового взаимодействия.
• Выставка книг с загадками.
• Рассматривание иллюстраций.
. Беседы.
. Наблюдения.
• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
• Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
• Родительское собрание «Использование загадки в воспитании детей
старшего дошкольного возраста».
3. Итоговый:
∙ Конкурс загадок;
∙ Презентация книги-сборника загадок «Угадай-ка»;
∙ Анализ результатов.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- Овладение умением конструировать и отгадывать загадки;
- Повышение мотивации к познавательной деятельности через отгадывание загадок;
- Сформированность у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Литература
- Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 1983
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995.
- Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1998.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л. А. – Москва, 1989
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 - №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 - №7 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».Беседы |
Октябрь | Загадки о деревьях | Вечер развлечений «Загадки лесовичка». Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о | |
Ноябрь | Загадки о животных и насекомых | Выставка рисунков «Отгадки к загадкам». | |
Декабрь | Загадки о птицах | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». Составление альбома загадок о птицах. Чтение художественной литературы о птицах. Наблюдения. | |
Январь | Загадки об игрушках, сказочных героях. | Конкурс загадок «В гостях у Угадай-ки». Чтение художественной литературы и рассматривание игрушек. | |
Февраль | Загадки о транспорте и о профессиях на стройке. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». | |
Март | Придумывание загадок детьми. | Выставка семейных рисунков по придуманным загадкам. | |
Апрель | Чтение художественной литературы о природе и природных явлениях. | ||
Май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. Коллективное оформление книги детских загадок «Угадай-ка». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Октябрь | Папка - передвижка «Загадки из детства». | ||
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями. | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | |
Май | Открытый просмотр родителями развлечения «Загадки Лесовичка». | Развлечение «Загадки Лесовичка». | |
Самореализация | Февраль | Публикация в СМИ «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» | |
Май | Презентация книги-сборника загадок «Угадай-ка»; |
Мониторинг развития интереса у детей к загадкам как к одной из форм фольклора.
Цель мониторинга: определить результативность работы по развитию интереса к загадкам как к одной из форм фольклора.
Объект мониторинга: дети.
Периодичность мониторинга: два раза в год (в начале и в конце года).
Формы работы: наблюдения за детьми в разных видах деятельности, беседы, чтение художественной литературы.
Ф.И.ребенка | Умение детей узнавать загадку среди произведений других жанров | Умение детей определить признаки и свойства предметов и явлений | Умение детей отгадывать загадку | Уровень проявления интереса к загадкам | ||||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. | ||||||||||||
11. | ||||||||||||
12. | ||||||||||||
Итого |
Условные обозначения: «в» - высокий уровень, «с» - средний уровень, «н» - низкий уровень.
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 10 «Белочка»
Конспект развлечения
«Загадки Лесовичка»
для детей в старшей и подготовительной к школе группе
Автор-составитель:
Милкина Анастасия Васильевна
Воспитатель 1 категории
Лангепас, 2016г.
Конспект развлечения «Загадки Лесовичка».
Программное содержание:
Формировать знания детей о лесе. Устанавливать сходство и различие природных объектов, опираясь на картинки. Активизировать словарь детей по теме. Развивать кругозор, логическое мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Коррекционные задачи: Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Оборудование: Картинки с изображением деревьев, грибов, лесных ягод, птиц; телеграмма, соленое тесто, дощечки, салфетки, магнитофон с записями шума леса и голосами птиц.
Предварительная работа:
Беседы с детьми «Лес - наше богатство», «Обитатели леса»; дидактические игры: «Кто где живет?», «Изобрази животного»; рассматривание картин и иллюстраций о лесе.
Ход развлечения:
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно от кого она? (воспитатель читает)
«Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник птиц. Для получения
пригласительных билетов вы должны выполнить мои задания. Лесовичок»
Воспитатель: - Дети, вы хотите принять участие в празднике? (да)
Давайте посмотрим, какие задания приготовил для нас Лесовик.
(обратите внимание на картинки с изображением деревьев)
Воспитатель:- Назовите деревья? (ответы детей)
Чем деревья похожи между собой?
Дети: - У всех есть ствол, корень, ветки.
Воспитатель:- А чем отличаются?
Дети: - Одни лиственные, а другие хвойные, по цвету коры.
Воспитатель: - Случается, в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев.
Как называется лес или часть леса, где растут только сосны?
Дети: - Сосновый бор.
Воспитатель: - А лес, состоящий из берез?(березовая роща)
Лес, состоящий из дубов? (дубрава)
Лес, состоящий из осин? (осинник)
Воспитатель:- Назовите деревья, которые растут в лиственном лесу?
Дети:- Дуб, береза, липа и т.д.
Воспитатель:- А в хвойном лесу?
Дети:- Ель, сосна.
Воспитатель:- А есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (ягодами, грибами) Какие лесные ягоды вы знаете? (землянику, малину, калину и т.д.) А какие грибы можно найти в лесу? (дети перечисляют) Как вы думаете, можно ли в лесу собирать незнакомые ягоды и грибы? (нет, можно отравиться, бывают ядовитые)
Правильно, среди ягод и грибов, встречаются ядовитые, поэтому брать в руки и есть их нельзя.
Физкультминутка.
А теперь мы в лес пойдем, (дети идут друг за другом)
Вброд ручей мы перейдем, (идем, высоко поднимая колени)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы. (руки вверх, подняться на носочки)
Посмотри по сторонам,
Что же лес подарит нам? (повороты влево-ввправо)
Наклонись, сорви малинку
И клади ее в корзинку. (наклоны)
Крепкий беленький грибок
мы положим в кузовок. (приседания)
Воспитатель:- Ребята, вспомнить животных, обитающих в нашем лесу помогут нам загадки.
-Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (еж)
-А кто изобразит ежа? (ребенок изображает)
-Есть у ежа жилище и как оно называется? (норка)
-Чем питается еж? (грибами, ягодами, насекомыми и т.д.)
-Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз?:
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
-А кто изобразит белку? (ребенок изображает)
-Есть у белки жилище и как оно называется? (дупло)
-Чем питается еж? (грибами, ягодами, орехами, шишками)
-Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, просыпается от сна? (медведь)
-А кто изобразит медведя? (ребенок изображает)
-Есть у медведя жилище и как оно называется? (берлога)
-Чем питается медведь? (грибами, ягодами, медом, мелкими животными)
Кого боится? (никого)
-Угадай-ка, что за шапка меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)
-А кто изобразит зайца? (ребенок изображает)
-Есть у зайца жилище? (нет)
-Чем питается заяц? (травкой, корой)
-Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса)
-А кто изобразит лису? (ребенок изображает)
-Как называется лисий домик? (нора)
-Чем питается лиса? (птицами, мелкими животными)
-Кого боится? (медведя, волка)
-Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный,
По полю рыщет, телят, ягнят ищет? (волк)
-Кто изобразит волка? (ребенок изображает)
-Как называется домик волка? (логово)
-Чем питается волк? (птицами, мелкими животными)
-Кого боится? (медведя)
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два три, четыре, пять
Мы опять пойдем гулять. (Встали, сгибаем пальчики поочередно)
Этот пальчик - по дорожке,
Этот пальчик - по тропинке,
Этот пальчик - за грибами,
Этот пальчик - за малинкой,
Этот пальчик - птиц увидел
Их вспугнул, но не обидел.
Птицы с шумом улетели. (Встряхивают кистями)
С ним играть не захотели. (Сжимают пальчики в кулак)
Воспитатель:- Птички хотят с нами поиграть. Подойдем к столу и возьмем по картинке с изображением птиц. Перечислите всех птиц. (Снегирь, ворона. Ворона, ласточка, грач, скворец). Поднимите вверх карточки с изображением перелетных птиц. (Дети выполняют). Почему их называют перелетными? (Улетают на юг и с нами не зимуют). А теперь покажите зимующих птиц (Дети показывают). Почему их называют зимующими? (Они не улетают на
юг и с нами зимуют).
Воспитатель:- Ребята, скажите без чего лес не может существовать?
Дети:- Надо тепло, свет, воду, чистый воздух, тишину.
Воспитатель:- Лес живой, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет; вода и почва для роста растений и жизни животных; чистый воздух. А еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы ведете себя в лесу, сейчас мы проверим. Возьмем разносы. В них две фишки. Какого они цвета?
(красного и зеленого). Если вы согласны с правилом поведения в лесу, то поднимаете зеленую
фишку, а если не согласны, то красную.
Можно ломать ветки (красная)
Разжигать костер (красная)
Любоваться красотой природы (зеленая)
Собирать грибы (зеленая)
Разорять гнезда и муравейники (красная)
Отдыхать на пне (зеленая)
Уничтожать ядовитые грибы (красная)
Собирать ягоды (зеленая)
Оставлять после себя мусор (красная)
Воспитатель:- Молодцы! Если вы пришли в лес будьте внимательны, не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей. Вы много знаете о лесе и его обитателях. Давайте подарим Лесовику картину, которую сейчас сделаем, чтобы получить пригласительные билеты на праздник. Давайте, изобразим картину зимнего леса. Какие элементы зимнего леса вы хотите изобразить? (деревья, ели, снежные сугробы, диких зверей). Молодцы! Подойдите к столам, возьмите соленое тесто и начинаем лепить детали общей картины.
(Дети лепят и потом составляют сюжет. Звучит музыка.)
Воспитатель: - Посмотрите, какая красивая зимняя картина у нас получилась. Лесовику
она очень понравиться. Молодцы! справились со всеми заданиями Лесовичка хорошо, то вы обязательно получите пригласительные билеты на праздник птиц в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка "В гостях у бабушки Забавы".
Материал для работы с детьми, по театрализованной деятельности....
Перспективный план работы кружка Оч*умелые ручки в старшей группе на 2016-2017 учебный год
Продолжение работы с детьми старшей группы по нетрадиционной изобразительной деятельности....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ»
Тема: Знакомство с традиционной праздничной культурой русского народаЦель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков.Задачи: - поддержание у детей интереса к познан...
Годовой план работы муниципального методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей на 2016 – 2017 учебный год
Годовой план работы муниципального методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детейна 2016 – 2017 учебный год...
План работы по самообразованию «Формирование музыкально – сенсорных способностей посредством музыкально – дидактических игр» 2016 - 2017 г.
План работы по самообразованию...
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики для воспитанников старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год. Средняя группа.
Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогикина 2016-2017 учебный год. Средняя группа....