Русское хлебосольство
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Формировать основы гостеприимства, правила этикета. Приобщать к русской народной культуре, национальным традициям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkoe_hlebosolstvo.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Русское хлебосольство
Используемые образовательные технологии: час общения с элементами ролевой игры, ситуационный тренинг – практикум.
Цель: Формирование навыка общения, умения строить свои взаимоотношения с другими людьми.
Задачи: 1. Способствовать формированию положительных привычек в поведении, нравственных качеств личности воспитанников.
2. Способствовать созданию атмосферы взаимного доверия и психологической открытости на занятии.
Оборудование: 1. Оформить место проведения занятия так, чтобы оно располагало для общения / цветы, журнальный столик, настольные игры, и др./.
2. Цветик – семицветик с заданиями.
Ход проведения занятия
Ведущий: Тема нашего разговора сегодня – « Русское хлебосольство».
- Что обозначает слово хлебосольство?
/ Хлеб и соль – это главные продукты на столе, без которых любое блюдо будет невкусным. /.
- Кого встречают с хлебом и солью?
/ самых дорогих гостей, жениха и невесту, … /
- Почему говорят: русское хлебосольство?
/ Русский народ – самый хлебосольный, т.е. щедрый и добродушный /.
Ведущий: По этому поводу уместно рассказать одну правдивую историю.
« У одного крестьянина, известного своим великодушием и щедростью, спросили однажды, приходилось ли ему встречать человека более щедрого, чем он сам. Да, - ответил он. И рассказал, как однажды ехал он по пустыне и увидел драный шатёр, у которого был привязан козлёнок. Когда крестьянин подъехал, из шатра вышла старушка, взяла повод коня, придержала стремя, помогла всаднику слезть с коня и проводила в своё жалкое жилище. Затем она позвала сына, велела ему выдернуть из шатра шест, изрубить его, разжечь в очаге огонь и зарезать козлёнка. Вскоре поспело угощение. И понял всадник тогда, что кроме шатра и козлёнка у матери с сыном вообще ничего не было. Она отдала всё, что имела. Это была настоящая щедрость, щедрость хозяина».
Не зря русские пословицы гласят:
« Гость в дом – радость в нём!»
« Что есть в печи – всё на стол мечи!» /т.е. выставляй /.
В сказке А.С.Пушкина царь Салтан обращается к купцам с такими словами: « Ой, вы, гости – господа!». В те времена гостями называли купцов.
- А сейчас кого мы называем гостем?
/ Человека, который пришёл в дом /.
- Любите ли вы ходить в гости?
- А зачем люди ходят в гости?
* Приятно, когда, увидев тебя, кто – нибудь обрадуется и тепло улыбнётся.
* В гостях собираются разные люди: поговорят о том, о сём – и всем польза: узнали новости, обсудили что – то – и все стали добрее, настроение улучшилось.
И ещё: привыкли люди делиться друг с другом и хорошими новостями, и плохими. Родился в семье ребёнок – зовут гостей разделить радость. А, если горе, - звать не надо, люди сами приходят разделить горе.
- Что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем?
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1. Сценка « В прихожей».
Действующие лица: хозяин и гость.
Хозяин: /недовольный сидит в кресле, читает газету /.
Гость: / звонит или стучит в дверь /.
Хозяин: / недоволен, вздыхает, идёт открывать дверь. Разговаривает на пороге./
Гость: / уходит /.
Ведущий: Ребята! Вы обратили внимание, с каким выражением хозяин встал с кресла, открыл гостю дверь и разговаривал с ним?
/ с недовольствием, неприветливо /.
- Как чувствовал себя в это время гость?
/ испытывал неловкость, недоброжелательность к себе, поэтому ушёл /.
- Какие качества / черты характера / проявились в поведении хозяина?
/ неприветлив, невнимателен, невоспитан /.
Ведущий: Ситуация 2.
/ В роли хозяина выступает воспитатель, в роли гостя – ребёнок /.
Ситуация проигрывается сначала, воспитанники замечают разницу.
- Что можно сказать об этом хозяине?
/ приветливый, внимательный, тактичный, воспитанный /.
Ведущий: Ситуация 3. «Неожиданные гости».
Вы сидите дома и вдруг к вам позвонили в дверь. За дверью – компания ваших любимых и желанных гостей, которые решили вас навестить. В холодильнике запасов продуктов мало, что делать?
/ Высказывания детей /.
Ведущий: Из серии слов выберите те, которые наиболее точно характеризуют хлебосольного хозяина. / Карточки /.
/Добрый, отзывчивый, хлопотливый, воспитанный, щедрый, предупредительный, тактичный, грустный, молчаливый, приветливый, внимательный, грубый, недовольный /
Ведущий: А сейчас посмотрим, легко ли быть приятным гостем? Экзамен на вежливость. / «Цветик – семицветик» /.
1. Что нужно сделать, когда входишь в чей – либо дом или квартиру?
2. Тебя пригласили к назначенному часу в гости. Как ты поступишь?
* Придёшь пораньше.
* Придёшь вовремя.
* Придёшь позже всех.
3. Вы пришли к кому – либо в гости случайно и вас приглашают пообедать или угощают чем – либо – отказаться или принять угощение?
* Конечно, отказаться.
* Безусловно, принять угощение.
* Принять приглашение, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев долгим пребыванием.
4. Можно ли прийти в гости с совершенно незнакомым для хозяев человеком?
* Можно, предварительно спросив разрешение у хозяев.
* Нельзя, это невежливо.
5. Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли в гости?
* Можно. Пусть все знают, сколько у вас много друзей.
* Нельзя. Извинитесь и попросите перезвонить вам в другое время.
* Можно, когда гости вам уже надоели.
6. Как поступить, если надо уйти из гостей пораньше.
* Оповестить об этом всех присутствующих.
* Уйти незаметно, попрощавшись с хозяевами.
7. Ситуация.
14 лет – серьёзная дата. Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженое и даже сделали молочный коктейль. Пришли одноклассники, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением … И заскучали. Девочки сидели на диване, рассматривали и читали книжки, смеялись, шутили. Мальчики в другом углу комнаты играли в шашки. Дима в пятый раз включил песенку Крокодила Гены. Лена принесла ещё большой торт: «Ешьте, ребята, ну ешьте !».
Но есть уже никто не хотел. Тогда Лена включила музыку, но танцевать тоже никто не захотел.
- Идёмте, ребята, шайбу погоняем, - сказал один из мальчиков. И мальчики заторопились, а следом за ними разошлись и подружки.
Когда вернулась мама, Лена сидела в полном одиночестве и горько плакала в неприбранной квартире.
- Как вы думаете, почему не получился день рождения? Почему он не стал настоящим веселым праздником?
/ Лена допустила две ошибки. Она слишком много внимания уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем же займутся гости. Весёлые игры, забавные соревнования, маленький самодеятельный концерт – всё это надо было продумать заранее. Вторая ошибка Лены: зря она попросила маму уйти. Кто, как не мама – умная, доьрая, опытная – нашла бы выход из положения, придумала бы что – нибудь, помогла бы объединить ребят. /.
Ведущий: Этикет приписывает и гостю соблюдать определённые правила.
- Так легко ли быть приятным гостем?
/ Не следует ждать, что в гостях тебя будет кто – то развлекать. Нужно самому поддерживать хорошее настроение. /
Наши предки славились своим гостеприимством и хлебосольством, а нам всем надо хранить и продолжать традиции наших предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместного праздника с воспитанниками и родителями ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА. ХЛЕБОСОЛЬСТВО
ЦЕЛЬ:Знакомство с русским обычаем – гостеприимства и его особенностями.ЗАДАЧИ:1.Формировать у детей представление об особенностях гостеприимства русского народа.2.Формировать представление о значении ...
Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»
Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...
Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР. Тема: "Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства".
Конспект НОД "Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства"....
Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР». Тема: «Хлеб – всему голова. Народные традиции хлебосольства».
Образовательная область: познавательное, коммуникативное развитие.Цель: закрепление и расширение представлений детей о труде хлеборобов и важности их труда. Задачи:Коррекционно-о...
Конспект игрового досуга в старшей группе на тему:"Хлебосольство на руси".
В воспитании и обучении воспитанников очень важно развивать духовно - нравственное воспитание, что является очень важной задачей. Данный опыт работы поможет заложить в детях любовь к родине, соблюдени...
Конспект образовательной деятельности по теме: «Хлеб - всему голова. Народные традиции хлебосольства»
Цель: Расширить знания детей о хлебе.Задачи:-Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси. Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания-Учить де...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...