Конспект игрового досуга в старшей группе на тему:"Хлебосольство на руси".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В воспитании и обучении воспитанников очень важно развивать духовно - нравственное воспитание, что является очень важной задачей. Данный опыт работы поможет заложить в детях любовь к родине, соблюдение традиций на руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_hlebosolstvu_-_ya.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

                 Захарова   Светлана   Викторовна


воспитатель МБДОУ № 57 «Почемучка» г. Мытищи


Сценарий   игрового   досуга  для детей  подготовительной  группы

                                  «Хлебосольство  на  Руси».

Аннотация: на современном этапе развития образования духовно – нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО, одним из принципов которого является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций. Данный опыт работы поможет заложить нравственные начала в детях через ознакомление с традицией хлебосольства в игровой, увлекательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами форме.
Ключевые слова: хлеб, хлебосольство, сказка, колобок, речка, яблонька, печь, пирог, игровой досуг, познавательное развитие.

Задачи:
- обогащать знания детей о народных традициях; формировать представления о важности и значимости труда хлебороба;
- развивать познавательный интерес и мыслительную активность детей;
- развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства;
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать желание помогать, аккуратность.

Предварительная работа:
-
занятие по окружающему миру «Откуда хлеб пришел»;
- беседа «Хлеб – всему голова» (о пользе хлеба);
- просмотр презентаций «Помощники хлеборобов» (сельскохозяйственная техника); «Что пекут из муки»;
- познавательно - исследовательская деятельность «Рассматривание колосьев и зерен» (пшеница, рожь, ячмень);
- виртуальная экскурсия на хлебозавод;
- рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь» и альбома «Как в старину хлеб выращивали»;
- изобразительная деятельность «Колосок», «Крендельки, баранки», «Каравай», «Тульский пряник»;
- сюжетно – ролевые игры «Хлебобулочный магазин», «Пекари» и   дидактические игры «Колосок и зернышко» (найди пару), «От зернышка до хлебушка» (расставь по порядку).

Материалы и оборудование:
- Иллюстрации «Молочная река кисельные берега», «Яблонька», «Печь», русский народный костюм,
- иллюстрации о труде хлеборобов в старину, презентация «Кого встречают хлебом-солью»,
- хлеб, соль на подносе с рушником, скатерти, игрушка «Колобок».


Ход досуга

Встреча гостей.
Воспитатель, с «хозяйкой» в русском народном костюме вместе с детьми встречают гостей  хлебом-солью.

Хозяйка: - Кто стучится в двери к нам?
                   Очень рады мы гостям!
                   Заходите поскорее,
                   Всех накормим, обогреем!

                   На Руси гостей встречают
                   Пышным круглым караваем.
                   Он на блюде расписном
                   С белоснежным рушником!
                   С караваем соль подносим,
                   Поклонясь, отведать просим!
                   Добрый гость и добрый друг,
                   Принимай хлеб, соль из рук!
Гости  угощаются  хлебом – солью, проходят и садятся.

Эвристическая беседа на тему «Традиция хлебосольства на Руси».
Хозяйка:
- Есть в русском языке слово чудное,
                  С одной стороны, мудреное, а с другой – простое.
                  Слово это – хлебосольство.
Дети, какие два слова дружатся в этом слове?
(Хлеб и соль)
Хозяйка: Правильно. Хлеб и соль всегда сопровождали на Руси самые радостные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали гостей, как и мы сегодня с вами. Так люди показывали свое радушие и щедрость, желание поделиться самым дорогим, что у него есть в доме. Ведь эти продукты для простого человека были самыми ценными, самыми дорогими.
Сюрпризный момент.
«Хозяюшка» из рукава достает «Колобка».
Хозяйка: Ой, батюшки мои светы, напугал!
                Кто это к нам из сказки прикатился?
(Колобок)
Хозяйка: Дети, я в гости к нам позвала Колобка. Как вы думаете, почему я именно Колобка пригласила? (Высказывания детей)
Хозяйка: Вы правы! Колобок, как и хлеб, испечен из муки.

   
                                     
                                   
                                   
                                       
                                     
                                       
       

Хозяйка: Колобок приглашает нас в сказку, а в какую, отгадайте.
                 У брата с сестрою несчастье большое!
                 Но им не откажут в подмоге
                 Волшебная печка, молочная речка
                 И яблонька в трудной дороге. (
Это сказка «Гуси – лебеди»)
Хозяйка:
Итак, мы с вами отправляемся в сказку.
Хозяйка показывает иллюстрации речки.
Дети с «хозяйкой»,  и Колобком под русскую народную мелодию «Барыня» идут к речке.

Хозяйка:  А вот и молочная река кисельные берега.
                Речка очень рада гостям,
                 Она подарок дарит вам.
Воспитатель с детьми забирают «подарок» (картинки)
Игровое упражнение «Расставь по порядку»
Хозяйка:
Дети, рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь разложить  их по порядку на столе. Эти картинки помогут нам рассказать о том, как крестьяне в старину хлеб выращивали.
Дети с помощью воспитателя выполняют задание.
Хозяйка: Как вы думаете, почему русский народ так свято, уважительно относился к хлебу? (Высказывания детей)
Хозяйка: Молодцы, дети! Я с вами согласна. Хлеб вырастить было очень трудно. Люди все делали руками, пекли хлеб дома, сами. Хлеб очень полезный продукт.
Хозяйка: Скажите, дети, а мы с вами где хлеб берем?
(Высказывания детей)
Хозяйка: Вы правы! Сегодня мы хлеб можем купить в любом магазине. Он нам с вами легко достается, нам не нужно вкладывать много труда. В наше время хлеборобам помогают машины. Хлеб все равно остается  нашим богатством, и  традиция хлебосольства сохранилась до сих пор.  
Просмотр  презентации «Кого встречают хлебом - солью». 
На экране слайды: встреча хлебом – солью премьер – министра, жениха и невесты, капитана дальнего плавания, солдата с войны.
Дидактическая игра «Волшебное яблочко».
Хозяйка: А сказка нас опять зовет,
                 Путь-дорожка нас ведет.
Дети с хозяйкой и Колобком под русскую народную мелодию «Барыня» идут к яблоньке.
Хозяйка: А вот и яблонька нас встречает,
                Лесным яблочком угощает!
Воспитатель снимает одно яблоко, на нем записка с заданием: «Что можно испечь из муки?»
Хозяйка: В круг, ребята, вставайте,
                  Да умную игру начинайте.

Дети встают в круг, проводится игра «Волшебное яблочко».
Хозяйка: К кому волшебное яблочко в руки попадает, тот на вопрос отвечает: что в старину пекли из муки?  Правило: повторяться нельзя.
Дети называют хлебобулочные изделия, которые пекли в старину: хлеб, калач, бублик, баранка, сушка, плюшка, расстегай, булка, блин, ватрушка, витушка, оладьи, кокора, колядки, лепешка, пирог, пряник, беляш, сайка, сочник.
Хозяйка: Нам дальше идти пора,
                 Путь-дорожка нелегка.
Дети с хозяйкой и колобком под русскую народную мелодию «Барыня» идут к печке.
Хозяйка: А вот и печка нас встречает,
                Наверное, ржаным пирожком угощает!
Воспитатель достает из печки сырые яйца, стакан сахара и стакан муки.
Хозяйка:  Дети, как это можно назвать одним словом? (Продукты)
Хозяйка:  Как вы думаете, для чего нам эти продукты?
Хозяйка: Что очень вкусное может получиться из этих продуктов? ( ответы  детей).  Правильно, сладкий  пирог, и не только. Из теста можно приготовить много мучных вкусных выпечек. Давайте вспомним как называются  разные выпечки? (ответы детей). -Крендельки, лепешки, булочки, и т. д. Ребята, печка помогла  нам  замесить  очень  пышное  тесто!
Воспитатель предлагает детям приступить к  работе  по изготовлению хлебобулочных изделий.
Приготовление изделий с детьми из соленого теста.
Воспитатель с детьми, и «хозяйкой»,  подходят к столу - изготавливают из теста изделия.
Пляска детей с воспитателем, и «хозяйкой» под русскую народную мелодию.
Хозяйка: Мы с вами все  пекли, пекли и немножечко устали. Давайте отдохнем, хоровод заведем, «Плясовая» нас зовет.
                                        А гости что наши сидят?
                                        Разве плясать не хотят?
                                        Выходи, народ честной,
                                        Хоровод будет большой!
Звучит «Русская плясовая». Дети и родители выполняют движения русского народного танца под музыку. Во время пляски помощник воспитателя приносит настоящие выпечки.

Хозяйка: По-моему, уже  вкусно  пахнет,  пора  и  гостей  угощать, и чайком  запивать!
                 Вот так печка, чудеса!
                 Сколько всего испекла!
                 Крендельки пышные, поднялись,

                  На славу удались!
                 На славу и на здоровье!
                 Всем по кусочку достанется,
                 Все съедим, ни крошки не останется!
Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового досуга в старшей группе «Сегодня папин праздник»

Конспект игрового досуга в старшей группе «Сегодня папин праздник»...

Конспект игрового досуга "Академия дорожного движения"

Конспект игрового досуга для детей подготовительной группы ДОУ....

Совместный игровой досуг с родителями на тему: «Положено ребенку расти, шуметь, играть. И права этого никто не должен отбирать».

Социализация. Коммуникативная деятельность.Использование нетрадиционных форм работы с родителями....

Конспект игрового досуга на тему: « Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная деятельность с детьми 3-6лет)

Цель:  Знакомство с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга.Задачи:Образовательные:1. Расширять и углублять  представление детей и взрослых о родном городе, ...

Конспект - игрового досуга в 1 младшей группе Тема: «Сказки в гостях у малышей»

Цель: воспитывать любовь к русскому народному творчеству.Задачи:Образовательная: закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;Развивающие: развивать речевую активность детей посредств...

Конспект - игрового досуга в 1 младшей группе Тема: «Наш друг - светофор»

Цель: формирование представлений о понятии «светофор» и его сигналах.Задачи:Образовательные: закреплять умение передвигаться друг за другом.формировать представление детей о назн...