Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме
Проект «Мой любимый край, мой любимый город»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование проектной деятельности
с использованием регионального материала
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Автор – Янбулатова Е.Н.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 104»
г. Саранска
Проект «Мой любимый край, мой любимый город»
Методические приёмы
- Познавательные беседы - проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
- Словесные, настольно - печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма НООД (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
- Рисование, аппликация – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, закрепления полученных знаний.
- Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления и обобщения знаний о родном крае.
- Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
- Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
- Детское экспериментирование – проводится с целью самостоятельного поиска детьми ответов на поставленные вопросы.
- Сюжетно-ролевые игры – проводятся с целью закрепления у детей полученных знаний, применения их в жизни, социализации детей.
- Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
- Проведение праздников – проводятся с целью ознакомления с культурными традициями родного города.
- Диагностические задания проводятся с целью выявления у детей сформированных знаний.
- Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинаров, организация туристического похода, экскурсий.
МЕСЯЦ | НЕДЕ-ЛЯ | ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ | РЕАЛИЗАЦИЯ |
Сен-тябрь | 1 -я | Диагностические задания детям на выявление имеющихся у них знаний о родном городе и Мордовии. | Анкетирование родителей «Что вы знаете о родном крае?» | Оформление результатов обследования знаний детей | |
2 -я | «Моя маленькая родина – город Саранск» | Беседа с детьми о летнем отдыхе, кто куда ездил с родителями, где отдыхал. Дать понятие, что наша страна большая, наша область, родной город - ее часть. Рисование на тему «Где я отдыхал летом?» - учить детей передавать чувства и впечатления в рисунке. | Оформление семейных альбомов о летнем отдыхе с детьми. | Выставка семейных альбомов «Отдыхаем всей семьей» Выставка фотографий «Где я отдыхал летом?» | |
3-я | Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?» - закрепить знания детей о родном городе. Тестопластика «Герб Саранска» - познакомить с гербом города, учить отражать в поделке основные детали герба. | Консультация для родителей «Интересные выходные: путешествуем по городу » | Изготовление с детьми настольной игры «Я по улице гуляю» с планом своего микрорайона. Оформление фотоколлажа «Мой Саранск» | ||
4 - я | Познавательная беседа «История возникновения родного города» Литературный досуг «Воспеваем в песнях и стихах любимый город» - закрепить и систематизировать полученные детьми знания об истории и настоящем своего родного города, развивать интерес к своей малой родине. | Совместные прогулки родителей с детьми по улицам родного города. | Конкурс на лучшее стихотворение о любимом городе. | ||
ОК-ТЯБРЬ | 1 - я | «Осень в Саранске» | Наблюдения в природе за сезонными изменениями. Чтение экологической сказки «Осень» Игра с элементами драматизации «Осень спросим» - развивать у детей интерес к осенним явлениям природы. | Сбор коллекции осенних разноцветных листьев. | Изготовление осенней икебаны. |
2 - я | Экскурсия в парк – познакомить детей с конкретными осенними изменениями в природе. Дидактическая игра «Дары осени» - закреплять знания детей об осени, как о времени года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, ягоды, семена. | Совместные прогулки в природу осенью, обсуждение увиденного. Помощь в организации выставки «Осенние дары» | Выставка «Осенние дары» | ||
3 - я | Рисование на тему «Осенние картины» | Выставка рисунков «Осенние картины» | |||
4 - я | «Подготовка животных к зиме» | Чтение экологической сказки Н. Сладкова «Осень на пороге» - обобщать знания детей о подготовке зверей и птиц к предстоящей зиме. | Изготовление кормушек для зимней подкормки птиц на участке детского сада. | Конкурс поделок совместно с родителями «Мы кормушку смастерили» | |
НО - ЯБРЬ | 1 - я | «Осенний бал» | Праздничный утренник «Осень в гости к нам пришла» | Анкетирование родителей о совместной деятельности взрослых и детей в семье «Родители и дети» | Участие родителей в праздничном утреннике. |
2 - я | «Тавлинская игрушка» | Беседа ««Деревья – наши друзья». Детское экспериментирование для выяснения свойств дерева. Рассматривание тавлинских игрушек. | Помощь в пополнении мини-музея тавлинскими игрушками. | Оформление экспозиции мини-музея «Деревянные игрушки из Тавлы». | |
3 - я | Наши знаменитые земляки. (Степан Эрьзя) | Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи - познакомить детей с работами великого скульптора С. Эрьзи. Детское экспериментирование: «Я хочу творить» - выяснить, из каких природных материалов можно делать поделки. Изучение свойств песка, глины и камня. | Изготовление совместно с детьми поделок на выставку «Глиняные чудеса» | Выставка совместных поделок детей и родителей «Глиняные чудеса» | |
4 - я | Создание презентации «Мастера земли Мордовской» | Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»?» | Презентация познавательного мультимедийного пособия «Мастера Мордовии» | ||
ДЕ-КАБРЬ | 1 - я | «Зеленая елочка – живая иголочка» | Беседа с детьми «Ель – красавица наших лесов» - знакомить с елью - характерной представительницей мордовских лесов. Подвижные игры «Раз, два, три – к елочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили» | Помощь в подборе иллюстраций, художественной литературы для реализации проекта с детьми. | Оформление альбома о елке «Елочка-красавица» |
2 - я | Занятие «Сбережем зеленую ель» - расширить знания детей о ели, познакомить с отличительными признаками сосны и ели, воспитывать бережное отношение к природе (к ели). Развивающие игры «С какой ветки детки?», «Найди сходство и различие». | Участие в конкурсе «Сбережем мордовские леса» (изготовление елок из бросового материала» | Выставка «Елка своими руками» | ||
3 - я | Изготовление новогодних игрушек для украшения елки на участке детского сада. Украшение елки на участке детского сада. | Мастер-класс «Веселая мастерская» (изготовление елочных игрушек). | Выставка «Новогодние игрушки своими руками» | ||
4 - я | Сюжетные игры «Прогулка в лес», «Отдых в лесу» Рисование на тему «Елочка – красавица» | Стендовая информация «Откуда пришла к нам рождественская елка» | Новогодний праздник «Елка в гости к нам пришла, детям праздник принесла» | ||
ЯН-ВАРЬ | 3 - я | «Саранск – город тружеников» | Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» - учить детей отличать профессии города от профессий села. | Рассказы детям о труде на предприятиях и в учреждениях родного города. | Оформление альбома пословиц и поговорок о труде. |
Встреча с интересным человеком (почтальон, пожарный, врач, милиционер) на выбор по возможности. | Участие во «Встрече с интересным человеком» | Организация фотовыставки «Трудовая семья» | |||
4 - я | Сюжетно - ролевые игры, отображающие труд людей «Магазин», «Парикмахерская», «Кафе» Конкурс пословиц и поговорок «Делу время – потехе час» | Подбор иллюстраций для оформления альбома «Все работы хороши». | Оформление альбома «Все работы хороши» | ||
ФЕВР. | 1 - я | «Родная сторона» | Занятие «Природа родного края» - расширить знания детей о природе родного края». Настольная игра «Кто, где живет?» | Анкетирование родителей на тему «Познавательные интересы вашего ребенка» | Фотовыставка «Природа родного края» |
2 - я | Вечер загадок «Кто живет в мордовских лесах?» НООД «В зимнем лесу» - показать красоту зимнего леса; вызвать интерес к явлениям природы, воспитывать бережное отношение к природе. | Ремонт кормушек для птиц на участке детского сада. | Акция «Поможем птицам зимой» | ||
3 - я | Изготовление альбома «Птицы и животные наших лесов» Коллективная лепка на тему «Кто живет в лесу?» | Помощь в подборе иллюстраций для альбома «Птицы и животные наших лесов». | Альбом «Птицы и животные наших лесов» | ||
4 - я | Экскурсия в зимний парк НООД «Лес – наше богатство» - развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать бережное отношение к лесу. | Рисование плакатов «Сбережем природу Мордовии» | Выставка плакатов «Сбережем природу Мордовии» | ||
МАРТ | 1 - я | Познавательная викторина «Знай и люби родную природу» | Участие родителей в викторине. | ||
2 - я | «Дружная семья» | НООД «Моя семья?» - закрепить понятия «семья», установить родственные связи между разными поколениями семьи, отметить участие родителей в общественной жизни страны, развивать познавательную активность, воспитывать уважение к старшим. | Рисование «Герб моей семьи» | Оформление выставки «Герб моей семьи» | |
3 - я | Создание презентации «Семья в картинах художников» Сюжетно-ролевая игра «Семейное путешествие» | Подбор и заучивание с детьми пословиц о семье | Оформление фотобуклета «Дружная семья» (подбор фото к пословицам) | ||
4 - я | Дидактическая игра «Кто старше». Рисование «Моя семья» | Беседа с детьми и составление с ними генеалогического древа семьи. | Оформление альбома «Генеалогическое древо семьи» | ||
АПР. | 1 - я | «Мордовия сельскохозяйст-венная республика» | Беседа на тему «Что ты знаешь о молоке?» - выявить имеющиеся у детей знания о молоке и его производстве. Заучивание стихов и песен о корове и молоке. Детское экспериментирование с молоком «Откуда берутся молочные продукты» (простокваша, йогурт) | Рассказы детям о молоке, о его использовании для приготовления разнообразных блюд. | Детское экспериментирование«Откуда берутся молочные продукты» (кефир. молочный коктейль) |
2 - я | Продуктивная деятельность – рисование эскиза для упаковки молочной продукции. Экскурсия на Саранский молочный комбинат. Встреча с интересным человеком – работником молочного комбината. | Помощь в организации экскурсии. | Оформление экспозиции мини-музея «Продукция Саранского молочного комбината». | ||
3 - я | Беседа «Когда и где родился хлеб?» - дать детям элементарные представления о появлении хлеба на земле в виде зерновой каши и лепешки. Настольная игра «Что сначала, что потом?» - закрепить последовательность выращивания и производства хлеба. Опыт по выращиванию семян злаковых культур. | Экскурсия в магазин в хлебобулочный отдел - познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к труду людей. | Участие в конкурсе «Вкусная выпечка» -совместное чаепитие. | ||
4 - я | «Этих дней не смолкнет слава» | Слушание песен: «Священная война», «Катюша», «Темная ночь», «Эх, дороги», «День Победы», «Вечный огонь». Заучивание песен: «Бравые солдаты», «Вечный огонь». | Привлечь родителей к сбору материала об участниках ВОВ, героях – земляках, к оформлению выставок и альбомов о ВОВ | Тематический утренник для детей и их родителей «Нам нужен мир» | |
МАЙ | 2 - я | Экскурсия в Музей боевого и трудового подвига. Дидактические игры «Что нужно солдату, моряку, летчику», «Чья форма?» | Помощь в организации экскурсии. | Участие в митинге-параде, посвященному Дню Победы. | |
Продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация на тему праздника. | Семейные просмотры фильмов, чтение рассказов, заучивание стихов и песен о войне, посещение памятников героям – землякам, возложение цветов. | Акция «Письмо ветерану» | |||
3 - я | «Город будущего» | Беседа с детьми на тему «Когда я вырасту» Рисование на тему «Мой город будущего» | Экскурсия по историческим местам города. | Выставка рисунков «Мой город будущего» | |
4 - я | «Что мы знаем о родном городе?» | Диагностические задания детям на выявление имеющихся у них знаний о родном крае. | Родительское собрание на тему «Воспитание юного гражданина и патриота» | Оформление результатов обследования знаний детей |
Литература:
1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Альбьева. – М. : Сфера образования, 2010, 128 с.
2. Ануфриева, Н. А. Родиноведение / Н. А. Ануфриева. – Саранск. : Морд. кн. изд-во, 1997, с. 155-177.
3. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина. - ТЦ Сфера, 2002, с. 38-40.
4. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками / О. В. Дыбина. – ТЦ Сфера, 2002, с. 56-78.
5. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : Сценарии занятий / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2004, с. 13-14, 86-87.
6. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников / Е. Е. Крашенинников. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. 76 с.
7. Майер, А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход) / А. А. Майер. – М. :Детство-пресс, 2011, 177 с.
8. Мордовия: Энциклопедия: В 2-х томах // гл. ред. А. И. Сухарев, В. А. Юрченков, К. И. Шапкарин и др. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004, 564 с.
9. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Педагогическое общество России, 2003, 80 с.
10. Рыжова, Н. Опыты с песком и глиной / Н. Рыжова // Обруч, 1998. – № 2, с 18-20.
11. Рыжова, Н. «Волшебница вода». М., 1997. 51 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/18/picture-6246.jpg)
Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Патриот – это человек, который не пожалеет Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения Своей Родины, ради любви к своему народу, Человек, который жертвует собой ради бла...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/16/picture-59788.jpg)
Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...
Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Игры на развитие речевого дыхания»
Важным условием речевого развития детей является правильное речевое дыхание. Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с разными речевыми...
Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Игры на развитие речевого дыхания»
Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Одним из важнейших аспектов развития речи является развитие речевого дыхания.Чтобы научить ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-387198-1390246110.jpg)
Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста:«Забавная математика».
Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста:«Забавная математика»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/29/picture-809661-1472494084.jpg)
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации мыслительной и познавательной деятельности.
Учитывая то, что в задачи обучения детей дошкольного возраста входят: развитие ребенка, а так же создание усвоения для приобретения знаний о природе, обществе и человеческой деятельности. ...