«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей детей с ОНР»
методическая разработка по теме

Малахова Валентина Викторовна

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

 В ФГОС дошкольного образования указаны требования к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоятельность, которые реализуются в разных видах детской  деятельности.

Творчество — это:

-деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

-создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

-процесс создания субъективных ценностей.

В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. И задача взрослых на этом этапе не учить ребенка, а создавать условия и направлять его энергию в позитивное, созидательное русло.

Творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей детей с ОНР»

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

 В ФГОС дошкольного образования указаны требования к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает развитым воображением, проявляет инициативу и самостоятельность, которые реализуются в разных видах детской  деятельности.

Творчество — это:

-деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

-создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

-процесс создания субъективных ценностей.

В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. И задача взрослых на этом этапе не учить ребенка, а создавать условия и направлять его энергию в позитивное, созидательное русло.

Творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество.

Для развития творчества и систематизации знаний детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками  воспитатель должен поставить задачи:

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных  техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При  непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Принципы построения работы по рисованию:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3.  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4.  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Если  дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования, можно приступать к изучению сложных техник и приемов.

Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

Методы нетрадиционных техник рисования:

1. « Монотипия»

Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет. Данную технологию мы используем на образовательной ситуации.

 2.«Отпечатки»

«Печатание листьями»

Лист дерева покрывается  красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов. В этой же технике можно выполнять печатание: бумагой, поролоновым тычком, спичечным коробком, поролоном, ватными палочками, пробками, сухой щеткой. Выполняя работу в технике отпечатки   педагог предлагает ребенку на выбор материал которым можно сделать отпечаток, задает вопросы  почему именно этот отпечаток, какой отпечаток для данной работы лучше? После полученных отпечатков педагог спрашивает ребенка на что больше похожа данная работа, или что ты хотел нарисовать, затем ребенок додумывает сюжет, дорисовывает свою работу.

Данную технологию мы используем для индивидуальной и свободной деятельности детей, можно предложить ребенку украсить открытку, изготовленную на образовательной ситуации, или создать совершенно новую работу.

3. «Рисование нитками».

Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

 Данную технологию мы используем для индивидуальной деятельности детей.

4. "Рисование с помощью соли»

Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается. Данную технологию мы используем на образовательной ситуации.

5. «Рисование методом напыления(набрызг)»

На  одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Данную технологию мы используем в индивидуальной и свободной деятельности детей.

6. Рисование вдвоем.

Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать  вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.

Данную технологию используем в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей.

 7.«Рисование по кругу»

 В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.

Данная техника используется для выполнения коллективной работы.

8.«Рисование на прозрачном мольберте»

Ребенку предлагается на выбор акварельные краски, гуашь, фломастеры,  маркеры. Затем предлагается выбрать тему для рисунка. Далее ребенок под руководством воспитателя выполняет работу. После того как ребенок закончил рисовать педагог предлагает назвать свою работу, затем можно отпечатать работу на листе бумаги.

Данная техника используется для индивидуальной работы.

9. «Граттаж»

На плотную бумагу(картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную  тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.

Данная техника используется для индивидуальной работы.

10. "Восковые карандаши + акварель"

На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.

Рисование свечой (проступающий рисунок).

На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой не затонируется.

Данная техника используется для индивидуальной работы.

11. Рисование по сырому.

Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

Данную технику можно использовать в образовательной ситуации.

Каждый  из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет,  ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования  мы учим  растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

На первый взгляд вам может показаться что каждая из представленных техник не является сложной и ни как не влияет на развитие творческих способностей, но ведь смысл заключается не просто в выполнении действий например отпечатка, творчество заключается в свободе выбора техники выполнения, после отпечатка ребенку нужно активизировать свою фантазию и додумать рисунок, может он дорисует или же доделает свою работу используя совершенно другую технику. По окончании работы педагог предлагает ребенку назвать свою работу.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОНР, способствует преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов.

Для развития изобразительных способностей в каждой группе создан центр «Я - художник».

В данном центре размещены наборы оборудования для изобразительной деятельности которые включают в себя как традиционные материалы материалы для рисования, лепки и аппликации, так и нетрадиционные. Для отпечатков: листья с разных деревьев, поролоновые тычки, спичечные коробки, пластиковые бутылки, формы вырезанные из поролона,  ватные палочки, пробки, щетки; нитки для рисования, наборы для рисования мыльными пузырями, прозрачный мольберт, восковые карандаши, свечи.  Все оборудование размечено в прозрачных контейнерах, все оборудование легко доступно для детей, может использоваться в совместной и  самостоятельной деятельности детей.

Помимо различных нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей мы используем авторские дидактические игры, такие как «Палитра красок» Цель: Помочь детям легко и с интересом запомнить основные цвета, цвета спектра. Учить детей смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Учить детей фантазировать и самостоятельно экспериментировать с цветом.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям смешать 2 краски и с помощью палитры определить цвета.

Материалы: пластинки, самоклеящаяся бумага.

 «Сложи портрет» Программные задачи: Закреплять представление детей о жанре живописи- портрете. Учить составлять портрет из отдельных частей. Развивать воображение, мелкую моторику.

Материал: силуэты части лица вырезанные из цветного картона, (овал – лицо, силуэты причесок, бровей, носов, губ)

Ход игры: Предложить детям составить портрет из отдельных частей.

В нашем детском саду оборудована специальная мастерская «Маленькие фантазеры» для развития творческих способностей детей. В этой мастерской детям предлагаются на выбор различные материалы для изготовления поделок, мастерская разделена на различные центры, в которых дети могут в свободной деятельности попробовать рисовать песком на песочном столе, выполнять различные работы на ватманах, мольбертах, меловых досках, лепить из теста, пластилина и других масс,  а так же знакомиться с различными видами росписи. Дети могут лепить различные предметы домашнего обихода, которые в дальнейшем можно украсить элементами росписи. На одной из стен расположена большая выставка детских работ. Педагоги используют данную мастерскую начиная со средней группы 1 раз в неделю, старшая и подготовительная группы по два раза в неделю, в  соответствии с циклограммой  планирования, в календарном плане воспитатель планирует конкретно вид работы и с кем будет организована работа. Организация такой мастерской позволяет предоставить детям самостоятельный выбор материалов для изготовления работы, не ограничивает развитие детской фантазии, педагог выполняет роль наставника предлагает детям выполнить свою работу в той или иной технике,  обсуждает с детьми выбранную технику, напоминает правила безопасности.

Помимо мастерской в нашем детском саду имеется большая кубанская горница, посещение которой позволяет познакомить детей с культурой и традициями народов, живущих на Кубани. В кубанской горнице мы совместили уголок для развития творческих способностей со стандартным набором для изготовления различных работ и интерактивную доску на которой установлен методический комплекс «Фантазёры. Волшебный конструктор», работа на интерактивной доске планируется по циклограмме в средней и старшей группе 1 раз в неделю, в подготовительной к школе 2 раза в неделю,  в календарном плане воспитатель указывает  вид работы и с кем она будет организована работа.  Данная программа состоит из разделов – конструирование, изобразительная и художественно-декоративная деятельность, окружающий мир, математика и логика, развитие речи, ручной труд,  культурно-досуговая, театрализованная деятельность, психолого-коррекционная работа. Сегодня не так уж много обучающих программ, которые ориентируют детей на творчество, поэтому мы рекомендуем педагогам, а также родителям обратиться к программе «Фантазеры.» В состав программы вошли пять интерактивных мастерских. В каждой из мастерских создана творческая, познавательная и кроме того развивающая среда, благодаря которой ребенок развивает в себе умение фантазировать. Для реализации индивидуальных, творческих, интеллектуальных, познавательных, эмоциональных запросов ребенка предусмотрена возможность работы в разноуровневом режиме. Уровень сложности выбирается перед открытием мастерской.

Содержание программы включает в себя:

Мастерскую «Сказки природы» 

 Представляет собой конструктор для работы с природным материалом. Здесь можно создавать коллажи, любые образы (животных, постройки и т.п.) из элементов природы (шишки, желуди, листья, ракушки, ягодки и т.п.).

Мастерскую «Цветочная фантазия» 

Представляет собой конструктор для работы с цветочным материалом и элементами для составления различных орнаментов. Мастерская может быть использована для решения задач по художественно-декоративному и изобразительному творчеству. Работая в мастерской, ребенок может создавать любые поздравительные открытки, грамоты, красочные праздничные плакаты, может делать узорные закладки, создавать орнаменты, учиться делать симметричные узоры.

 Мастерскую «Строитель – Архитектор»

Представляет собой конструктор для работы со строительным материалом, представленным различными геометрическими фигурами. Мастерская может быть использована для решения развивающих задач по конструированию, математике, логике, художественно-декоративному и изобразительному творчеству.

Мастерскую «Художник» 

Представляет собой конструктор для работы с элементами художественно- декоративной деятельности народных промыслов. Работа с мастерской будет полезна для ознакомления с искусством Российского культурного наследия. Работая в мастерской, ребенок может разукрашивать фигуры как в каком- либо конкретном стиле (Хохлома, Гжель или т.п.), знакомясь с особенностями того или иного направления в декоративном искусстве, так и в свободном стиле, используя фантазию и создавая свои красочные фигуры.

Мастерскую «Театр из бумаги»

 Представляет собой конструктор для создания бумажных кукол. Здесь можно создать образ любого персонажа на заданной развертке. Смоделированный персонаж можно вывести на печать, вырезать, склеить и создать объемную куклу для своей игры, театра. У программы есть 3 уровня сложности, благодаря чему в этой программе могут работать дети разного возраста и с разными способностями. Также, работая в этой программе, у детей будут развиваться такие качества как самостоятельность, усидчивость. Данная программа представляет собой не только забаву для детей, но и отличное средство для проектной деятельности. Можно долго говорить о достоинствах этой программы. Но никакая программа не станет отличным средством для образовательной деятельности, если педагог не сможет проявить свое творчество, профессионализм. Данная программа предоставляет высокие возможности для творчества как для детей, так и педагогов. Данная программа отлично подходит для работы не только за отдельным компьютером, но и на интерактивной доске, что немаловажно (например при просмотре детьми своих проектов). В программе можно сохранить рисунок или распечатать.

Ни одно направление нашей работы невозможно реализовать в полном объеме без привлечения родителей. А активное участие мам и пап, бабушек и дедушек в жизни малыша не только дома, но и в дошкольном учреждении поможет им взглянуть на мир глазами ребенка, относиться к малышу как к личности, понять, что нельзя сравнивать его с другими детьми, радоваться его личному росту. Кроме этого, родителям необходимо знать положительные и отрицательные стороны ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность и быть готовыми к эмоциональной поддержке, также быть готовыми к совместному переживанию его побед и  неудач. Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями достаточно сложный процесс. Мы стараемся регулярно проводить различные мероприятия с родителями с целью привлечения родителей к вопросу о развитии творчества, это мастер – классы: «Эхо Вашей души на воде», «Художественно-творческое развитие детей в семье», «Фантазийный цветок из фоамирана», «Рисуем мыльными пузырями» и др. Родительские собрания: «Развитие творческих способностей детей с ОНР через изобразительную деятельность», «Что такое фоамиран? Как его использовать в детских играх?».

 Мир искусства богатый и разнообразный, помогающий человеку развить свои чувства и обогатить душу. Искусством можно любоваться, восхищаться, но его можно и создавать, т.е.  рисовать, лепить, делать поделки и т.д. Для этого надо много учиться, заниматься с детьми систематически и творчески. И тогда наши детишки не только разрисуют белоснежный лист диковинными цветами, но и научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству. И хочется вспомнить слова Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой души – главная цель воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут в этом мире, входят в него, как ...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...