Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и объектах, которые должны или хотят изобразить. Эти представления формируются на основе восприятия. Восприятие должно быть эмоционально эстетически окрашенным. Такое восприятие надо развивать в ребенке с раннего детства, сам он не может овладеть образным, эстетическим восприятием и без направленного руководства взрослого, как правило остается глух к красоте окружающего мира.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.
В исследованиях Н.И.Стреляновой показано, что специальное обучение, построенное на знании законов психического развития ребенка- дошкольника позволяет развивать комбинаторную деятельность ребенка в изобразительной деятельности по линии создания новых образов, сюжетов, композиций детских работ [16]. Автором доказано, что обучение способно форсировать развитие воображения у ребенка в изобразительной деятельности в несколько раз.
Ю.А.Полуянов [13] придает большое значение самостоятельному анализу ребенком окружающей действительности, так как считает, что изобразительная деятельность ребенка должна максимально способствовать развитию его творческого воображения.
В исследовании Г.Д.Кирилловой [14] было выявлено, что значимость и устойчивость мотива изобразительной деятельности ребенка выступает в качестве механизма выявления возможностей его воображения, а также является важным условием его активизации.
В науке существуют различные взгляды на сущность творческого воображения. Так например, творческое воображение рассматривают как творческий компонент различных видов деятельности (генетические психологи); как одну из форм мышления (А.В.Брушлинский, В.А.Поликарпов); как самостоятельный психический процесс (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, З.Н.Новлянская, А.А.Мелик- Пашаев, О.М.Дьяченко).
Психологическая наука исходит из того, что творческое решение какой-либо проблемы не является изначально данной способностью, а подготавливается предварительной, нередко очень напряженной умственной работой, более или менее многочисленными поисками решения, носящими сознательный характер и является закономерным результатом весьма длительных усилий, что не отрицает значения интуиции и внезапных аналогий в процессе творческого воображения.
Необходимо уделять должное внимание организации самостоятельной изобразительной деятельности ребенка. Последняя должна не навязываться ребенку взрослым, а быть максимально разнообразной, способствовать всестороннему развитию и охватывать все основные сферы взаимодействия с окружающими людьми.
В изобразительной деятельности под техникой понимается совокупность способов, приемов, умений, которые используются для передачи образа. [7] Традиционными техниками изобразительной деятельности принято считать общепринятые материалы и способы, с помощью которого создается рисунок, изображение. Сюда относятся рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликации из бумаги. На сегодняшний день все больше появляется интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности это - способы изображения необычными инструментами и материалами. Например, рисование с помощью частей тела, аппликация из крупы, пуговиц, лепка из соленого теста, из глины с использованием салфеток и т.д. [5]
Дошкольники с интересом пробуют рисовать на ткани, раздувать полой трубочкой краску, рисовать руками, нитками, свечой, создавать аппликации из крупы, пуговиц. Используя нетрадиционные техники, старшие дошкольники не боятся сделать что-то неправильно.
Дошкольник учится находить множество способов для создания творческого продукта, решать, какую технику лучше использовать. Они могут в полной мере проявить свое воображение, создать нечто уникальное, необычное. Использование большого количества разнообразных средств и способов способствует развитию воображения, творческого мышления, расширяет кругозор, развивает дошкольника. Очень важно учитывать возрастные особенности дошкольника и подбирать соответствующие техники [7].
Г.Н. Давыдова [2] отмечает, в современных детских дошкольных учреждениях не очень широко используются различные материалы для творчества, и деятельность дошкольника носит больше репродуктивный характер. Зачастую дошкольники копируют образец, который предлагает им воспитатель. Использование нестандартных техник и средств даст возможность дальнейшему развитию воображения и творческим успехам.
Т.Г.Казакова [5] так же утверждает, что зачастую воспроизведение в изобразительной деятельности тормозит развитие творческого воображение старшего дошкольника. Исследования показали, что обычно детям дается образец, как надо выполнить задание, из-за чего дошкольники не могут проявить инициативу, воображение.
К тому же обычно на занятиях ребенок пользуется стандартными материалами: обычными красками и кисточками. Использование различных материалов в изобразительной деятельности влияет на развитие воображения дошкольника, расширяет кругозор. Творческий процесс становится более интересным и захватывающим. Дошкольники с удовольствием начинают творить, им интересно использовать необычные инструменты и материалы.
Кудейко [6], Никитина [12] отмечали, что многообразие материала и использование различных техник развивает у дошкольников воображение, самостоятельность, оригинальность, творческие способности.
Используя нетрадиционные техники, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать с различными предметами, их свойствами. Рисуя пальчиками, дошкольники, например, узнают о свойствах краски. [12]
Преимущества нетрадиционных техник изображения заключаются в том, что ребенок, не опираясь на образец, создает уникальное изображение, передает свое видение объекта. Дошкольник не боится сделать что-то неправильно, он проявляет самостоятельность и воображение в процессе творческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и объектах, которые должны или хотят изобразить. Эти представления формируются на основе восприятия. Восприятие должно быть эмоционально эстетически окрашенным. Такое восприятие надо развивать в ребенке с раннего детства, сам он не может овладеть образным, эстетическим восприятием и без направленного руководства взрослого, как правило остается глух к красоте окружающего мира.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.
В исследованиях Н.И.Стреляновой показано, что специальное обучение, построенное на знании законов психического развития ребенка- дошкольника позволяет развивать комбинаторную деятельность ребенка в изобразительной деятельности по линии создания новых образов, сюжетов, композиций детских работ [16]. Автором доказано, что обучение способно форсировать развитие воображения у ребенка в изобразительной деятельности в несколько раз.
Ю.А.Полуянов [13] придает большое значение самостоятельному анализу ребенком окружающей действительности, так как считает, что изобразительная деятельность ребенка должна максимально способствовать развитию его творческого воображения.
В исследовании Г.Д.Кирилловой [14] было выявлено, что значимость и устойчивость мотива изобразительной деятельности ребенка выступает в качестве механизма выявления возможностей его воображения, а также является важным условием его активизации.
В науке существуют различные взгляды на сущность творческого воображения. Так например, творческое воображение рассматривают как творческий компонент различных видов деятельности (генетические психологи); как одну из форм мышления (А.В.Брушлинский, В.А.Поликарпов); как самостоятельный психический процесс (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, З.Н.Новлянская, А.А.Мелик- Пашаев, О.М.Дьяченко).
Психологическая наука исходит из того, что творческое решение какой-либо проблемы не является изначально данной способностью, а подготавливается предварительной, нередко очень напряженной умственной работой, более или менее многочисленными поисками решения, носящими сознательный характер и является закономерным результатом весьма длительных усилий, что не отрицает значения интуиции и внезапных аналогий в процессе творческого воображения.
Необходимо уделять должное внимание организации самостоятельной изобразительной деятельности ребенка. Последняя должна не навязываться ребенку взрослым, а быть максимально разнообразной, способствовать всестороннему развитию и охватывать все основные сферы взаимодействия с окружающими людьми.
В изобразительной деятельности под техникой понимается совокупность способов, приемов, умений, которые используются для передачи образа. [7] Традиционными техниками изобразительной деятельности принято считать общепринятые материалы и способы, с помощью которого создается рисунок, изображение. Сюда относятся рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликации из бумаги. На сегодняшний день все больше появляется интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности это - способы изображения необычными инструментами и материалами. Например, рисование с помощью частей тела, аппликация из крупы, пуговиц, лепка из соленого теста, из глины с использованием салфеток и т.д. [5]
Дошкольники с интересом пробуют рисовать на ткани, раздувать полой трубочкой краску, рисовать руками, нитками, свечой, создавать аппликации из крупы, пуговиц. Используя нетрадиционные техники, старшие дошкольники не боятся сделать что-то неправильно.
Дошкольник учится находить множество способов для создания творческого продукта, решать, какую технику лучше использовать. Они могут в полной мере проявить свое воображение, создать нечто уникальное, необычное. Использование большого количества разнообразных средств и способов способствует развитию воображения, творческого мышления, расширяет кругозор, развивает дошкольника. Очень важно учитывать возрастные особенности дошкольника и подбирать соответствующие техники [7].
Г.Н. Давыдова [2] отмечает, в современных детских дошкольных учреждениях не очень широко используются различные материалы для творчества, и деятельность дошкольника носит больше репродуктивный характер. Зачастую дошкольники копируют образец, который предлагает им воспитатель. Использование нестандартных техник и средств даст возможность дальнейшему развитию воображения и творческим успехам.
Т.Г.Казакова [5] так же утверждает, что зачастую воспроизведение в изобразительной деятельности тормозит развитие творческого воображение старшего дошкольника. Исследования показали, что обычно детям дается образец, как надо выполнить задание, из-за чего дошкольники не могут проявить инициативу, воображение.
К тому же обычно на занятиях ребенок пользуется стандартными материалами: обычными красками и кисточками. Использование различных материалов в изобразительной деятельности влияет на развитие воображения дошкольника, расширяет кругозор. Творческий процесс становится более интересным и захватывающим. Дошкольники с удовольствием начинают творить, им интересно использовать необычные инструменты и материалы.
Кудейко [6], Никитина [12] отмечали, что многообразие материала и использование различных техник развивает у дошкольников воображение, самостоятельность, оригинальность, творческие способности.
Используя нетрадиционные техники, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать с различными предметами, их свойствами. Рисуя пальчиками, дошкольники, например, узнают о свойствах краски. [12]
Преимущества нетрадиционных техник изображения заключаются в том, что ребенок, не опираясь на образец, создает уникальное изображение, передает свое видение объекта. Дошкольник не боится сделать что-то неправильно, он проявляет самостоятельность и воображение в процессе творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)
Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения.
Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, раскрыть свои творческие способности....
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...
Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представлен опыт работы...
"Нетрадиционная техника рисования(пластинография) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
мастер-класс для родителей...
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...