Наблюдения на прогулке.
статья на тему
Рекомендации педагогам по организации наблюдений с детьми на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_na_progulke_v_dou.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдения на прогулке
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов, сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели используются специальные приемы, организующие активное восприятие детей: вопросы, обследовательские действия, сравнение объектов, установление связей между отдельными объектами и явлениями природы. Чтобы полученные знания усвоились, необходимо сопровождать наблюдения точной речью воспитателя и детей, а также регулировать по времени, объему и содержанию.
Общие требования к организации наблюдений:
- Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно, задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
- Необходимо отбирать небольшой круг знаний, т.к. представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними, Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
- В целях формирования у детей полных и глубоких представлений об окружающей природе следует предусматривать системность в организации наблюдений.
- Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
- Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться (беседы, чтение книг о природе, рисование, лепка, ведение календарей природы).
Методика проведения наблюдений
Распознающее наблюдение.
- Общее представление об объекте (осмотр).
- Выявление свойств и качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояние растения и т.д., устанавливает необходимые связи (вопросы, загадки, сравнение, обследование)
- Подведение итога, обобщение полученных знаний.
Длительное наблюдение (рост и развитие растений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за живой и неживой природой и т.д.).
- Наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений.
- Рассматривание и сравнение, с тем, что было.
- Заключительное наблюдение.
Наблюдение с использованием раздаточного материала ( листья, цветы и т.д.) со средней группы.
- Обследование объектов.
- Сравнение.
- Определение признаков различия и сходства.
Руководство наблюдениями в разных возрастных группах
Младшие группы. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты, поэтому первые наблюдения лучше организовывать за животными. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, следовать предложенному плану, подводить итог.
Начинается наблюдение с привлечения внимания детей к объекту, используя для этого сюрпризные игровые приемы, затем организуется рассматривание объекта, с использованием приемов обследования, подражания, позднее сравнение и поисковые действия.
В конце наблюдения для усиления эмоционального впечатления, целесообразно почитать стихотворение, спеть песенку, поиграть в игру, связанную с темой наблюдения.
Наблюдения следует проводить неоднократно, связывая их с игрой и изобразительной деятельностью.
Средняя группа. Самостоятельное наблюдение детей еще несовершенно, они не могут выделить характерные признаки отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов, но способны воспринимать объект в деталях. Воспитанники постепенно учатся принимать задачу наблюдения, вслушиваются в вопросы и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В результате могут составить целостный образ и дать его словесное описание.
Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи. Широко используются вопросы на уточнение знаний об объекте, особенностях, поисковые вопросы (направленные на установление элементарных связей и отношений между объектами природы).
В ходе наблюдений необходимо использовать загадки, потешки, песни, игры, связанные с темой.
Завершая наблюдения, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания, а результат наблюдения в последующем отобразить в рисунке.
Старшая группа. Дети способны сами ставить познавательную задачу, наметить несложный план наблюдений. Восприятие у детей старшего возраста становится более дифференцированным, они могут выделить в объектах характерные признаки для целой группы, что позволяет формировать обобщения. Важно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе с окружающим миром.
Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи, затем разнообразные вопросы, при этом необходимо широко использовать поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений.
Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различных видах деятельности (трудовой, изобразительной и т.д.).
Подготовительная группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни – стремление к обобщению. Наблюдение становится более самостоятельным.
В процессе наблюдения основной задачей является формирование обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе.
Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи. Необходимо чаще использовать вопрос-задание, требующие от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения, задавать вопросы поискового характера.
Заканчивается наблюдение обобщением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения на прогулке "Наблюдения за цветущими растениями клумб"
Конспект занятия- наблюдений на прогулке...
Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.
Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...
План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"
Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...
План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"
Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...
План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"
Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...
План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"
Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...
Конспект наблюдения на прогулке за живой природой: «Наблюдение за березой»
Наблюдение за живой природой...