Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ткачева Татьяна Юрьевна

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме,учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные ( однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи  в старшей  группе

                         на тему «Зимушка-зима»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.

Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках

                                               Ход  занятия

Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.    Ребята,  а теперь сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.

^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

( ответ-зима)

я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).

Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

Варя, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?

На дворе зима.  А как же называются зимние месяцы?

 Закрепить признаки зимы

    Стали дни короче,

    Солнце светит мало.

    Вот пришли морозы-

   И зима настала!

Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?

Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.

 Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная); 

что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла); 

что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);

Молодцы, хорошо описали зиму!

3.  Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

4.  Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5.  Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме.  (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок: Хоть сама - и снег и лёд,

А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца

И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)

Их треплют, катают,

А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

- Никто не поднимет.

Весна придет

- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,

Меня ребята сделали,

Днём они всегда со мной,

Вечером идут домой.

Ну, а ночью под луной

Очень грустно мне одной. (Снежная баба)

Кручу, урчу,

Знать никого не хочу. (Метель)

Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.

7. Игра «доскажи словечко» :

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!

С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!

Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему "Зимушка-Зима"

Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-Зима" в средней возрастной группе....

Речевое развитие. Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе

конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе....

Конспект ООД по развитию речи на тему: "Зимушка-зима" для детей старшей группы.

Интеграция образовательных областей:     «Познавательное  развитие»,  « Социально – коммуникативное  развитие», « Речевое развити...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Зимушка – зима » в подготовительной группе.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Зимушка – зима » в подготовительной группе....