Речевое развитие. Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_razvitiyu_rechi_po_teme.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
г. Урень Нижегородской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи по теме:
«Зимушка – зима».
Образовательная область: речевое развитие
Составила:
воспитатель
Пашкова Н.А.
г. Урень
2016 г.
Цель: Повышение качества речевого развития у детей.
Задачи:
Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по мнемокартам и рассказы по мнемотаблицам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.
Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.
Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентация, музыкальное сопровождение, снежинки, указка.
Оборудование для детей: карандаши со снежинками, прищепки.
Содержание НОД:
(Дети заходят в зал вместе с воспитателем).
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие!
(Дети садятся на стулья).
Воспитатель: А чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку.
Загадка: Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
Воспитатель: - Да, сегодня мы будем говорить о зиме.
Кто скажет, сколько месяцев длится зима? ТРИ.
Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
И будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы» (слайд 2). Читать ее мы будем интересно, по-новому.
Воспитатель: - Итак, первая страница зимней книги (слайд 3), и первое задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко».
Внимание на экран. (Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Слайды (4-11)
4.Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
5.С неба всё скользят пушинки -
Серебристые ... (Снежинки.)
6.Вот веселье для ребят -
Всё сильнее ... (Снегопад.)
7.Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
8. Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
9. Рядом снежная фигурка
Эта девочка — ... (Снегурка.)
10. На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой ... (Снегири.)
11. Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.) Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежки, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Воспитатель: - Пока мы играли, подул холодный ветер, и принес нам весёлые снежинки.
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут снежинки и дуют на снежинки).
Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает, и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
Воспитатель: - Сели на стулья. Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. (Слайд 12)
Проговаривание с детьми чистоговорки.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ли-ли-ли – прилетели снегири.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Воспитатель: - Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте! (слайд13 ).
Физкультминутка! «Снеговик»
Снег руками нагребаем,
Лепим, лепим ком большой,
И еще раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой,
Лепим руки, лепим ноги,
Чтобы бегал по дороге
Лепим глазки, лепим бровки,
И длиннющую морковку.
Воспитатель: - На этой странице (слайд 14) нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Будем составлять предложения по схеме (показывает мнемо-карту, на которой схематично изображено действие).
Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?
1.Зимой идет снег. Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме. (Ответы детей.)
(Дети составляют предложения с опорой на модели).
Зимой идёт снег.
Зимой дети гуляют на улице.
Зимой люди одеваются в шубы и шапки.
Зимой мы катаемся на коньках.
Зимой мы катаемся на санках.
Зимой можно кататься на лыжах.
Зимой мы играем в снежки и лепим снеговика.
Зимой наступает Новый год.
Мне нравится зима.
Воспитатель: - Книга ваши предложения услышала, запомнила и записала (слайд 15), в виде таблицы.
Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ! (Рассказ о зиме одного желающего ребенка по таблице).
Пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя гимнастику, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Все внимание на снежинки!
(Упражнение для коррекции зрения «Снежинки»).
Мы снежинки увидали, со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
Глазки смотрят вверх и вниз.
Всё, на землю улеглись.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Воспитатель: - Вот и к следующей странице подошли (слайд 16). На ней зима подготовила игру, «Какой, Какая, Какие?».
Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».
Воспитатель:
- Снежинка какая? – белая, красивая,
- Ветер какой? – сильный, холодный, северный, морозный.
- Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый и т.д. - Лед (какой) – твердый, толстый, прозрачный, гладкий, холодный, хрупкий и т. д. - Зима (какая) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д. - Коньки (какие) – железные, острые, блестящие, детские и т. д. - Лыжи (какие) – желтые, деревянные, длинные, короткие и т. д.
Воспитатель: - А теперь открылась необычная страница (Слайд 17) с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.
Воспитатель: - Книга подсказывает мне, что эта страница (слайд 18), наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку, называете слово ласково и крепите на снежинку прищепку.
Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.
(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку прищепки по кругу).
Зима - (зимушка),
мороз – (морозец),
лёд – (ледок),
холод – (холодок),
снежинка – (снежиночка),
метель – (метелица),
снег – снежок,
сугроб – сугробик,
санки – саночки,
снеговик – снеговичок,
валенки – валеночки,
ветер – ветерок,
гора – горка,
каток – каточек,
ком – комок,
шарф – шарфик,
шуба – шубка,
шапка – шапочка,
сосулька – сосулечка,
елка – елочка,
подарок – подарочек
Воспитатель: - Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Занятие заканчивается, книга закрыта, но не прочитана до конца, в ней еще много страниц (слайд 19).
Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какое задание понравилось?
– Что вам больше всего запомнилось?
- Что было труднее всего?
Оценка деятельности детей.
(В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности для детей старшей группы
Конспект ООД Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности для детей старшей группы...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
ОО "Познавательное развитие", конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе: "Корень растений".
Ознакомление с корнем, его функциями и видоизменениями....
Социально-коммуникативное развитие Конспект занятия «Самые любимые для самых любимых» (старшая группа)
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в старшей группе по проекту "Семья". Чеканка на алюминиевых листах...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)...
- Мне нравится (1)