Речевое развитие. Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пашкова Надежда Александровна

конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

г. Урень Нижегородской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи по теме:

«Зимушка – зима».

Образовательная область: речевое развитие

Составила:

воспитатель

Пашкова Н.А.

г. Урень

2016 г.

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по мнемокартам и рассказы по мнемотаблицам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: - воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентация, музыкальное сопровождение, снежинки, указка.

Оборудование для детей: карандаши со снежинками, прищепки.

Содержание НОД:

(Дети заходят в зал вместе с воспитателем).
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие!

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель: А чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку.

Загадка: Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

Воспитатель: - Да, сегодня мы будем говорить о зиме.

Кто скажет, сколько месяцев длится зима? ТРИ.

Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

И будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы» (слайд 2). Читать ее мы будем интересно, по-новому.

Воспитатель: - Итак, первая страница зимней книги (слайд 3), и первое задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Поиграем  со словом снег в игру «Доскажи словечко».

 Внимание на экран. (Дети добавляют слова, связанные со  словом  «снег».)

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Слайды (4-11)

4.Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

5.С неба всё скользят пушинки -

Серебристые ... (Снежинки.)

6.Вот  веселье  для  ребят -

 Всё сильнее ... (Снегопад.)

 7.Все  бегут  вперегонки,

 Все хотят играть в ... (Снежки.)

8. Словно в белый пуховик

  Нарядился ... (Снеговик.)

9. Рядом снежная фигурка

 Эта девочка — ... (Снегурка.)

10. На снегу-то, посмотри -

 С красной грудкой ... (Снегири.)

11. Словно в сказке, как во сне,

 Землю всю украсил ... (Снег.)                                                                                                     Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежки, снеговик…)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

Воспитатель: - Пока мы играли, подул холодный ветер, и принес нам весёлые снежинки.

 Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки.  (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут  снежинки и дуют на  снежинки). 

Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса). 
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает, и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

Воспитатель: - Сели на стулья. Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. (Слайд 12)

Проговаривание с детьми чистоговорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ли-ли-ли – прилетели снегири.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель: - Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте! (слайд13 ).

Физкультминутка! «Снеговик»

Снег руками нагребаем,

Лепим, лепим ком большой,

И еще раз нагребаем,

Лепим, лепим ком другой,

Лепим руки, лепим ноги,

Чтобы бегал по дороге

Лепим глазки, лепим бровки,

И длиннющую морковку.

Воспитатель: - На этой странице (слайд 14) нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Будем составлять предложения по схеме (показывает мнемо-карту, на которой схематично изображено действие).
Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?
1.Зимой идет снег. Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.
 (Ответы детей.)
(Дети составляют предложения с опорой на модели).

Зимой идёт снег.

Зимой дети гуляют на улице.

Зимой люди одеваются в шубы и шапки.

 Зимой мы катаемся на коньках.

 Зимой мы катаемся на санках.

Зимой можно кататься на лыжах.

Зимой мы играем в снежки и лепим снеговика.

Зимой наступает Новый год.

Мне нравится зима.

Воспитатель: - Книга ваши предложения услышала, запомнила и записала (слайд 15), в виде таблицы.

Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ! (Рассказ о зиме одного желающего ребенка  по таблице). 


Пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя гимнастику, будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Все внимание на снежинки!

(Упражнение для коррекции зрения «Снежинки»).

Мы снежинки увидали, со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели - глазки вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели - глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз.

Всё, на землю улеглись.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Воспитатель: - Вот и к следующей странице подошли (слайд 16). На ней зима подготовила игру, «Какой, Какая, Какие?».

Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

Воспитатель:

- Снежинка какая? – белая, красивая,

- Ветер какой? – сильный, холодный, северный, морозный.

- Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий, искристый и т.д.        - Лед (какой) – твердый, толстый, прозрачный, гладкий, холодный, хрупкий и т. д.                                                                                                                                                       - Зима (какая) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.                                          - Коньки (какие) – железные, острые, блестящие, детские и т. д.                       - Лыжи (какие) – желтые, деревянные, длинные, короткие и т. д.

Воспитатель: - А теперь открылась необычная страница (Слайд 17) с игрой «Найди отличия». Нужно найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.

Воспитатель: - Книга подсказывает мне, что эта страница (слайд 18), наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку, называете слово ласково и крепите на снежинку прищепку.

Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.

(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку прищепки по кругу).

Зима - (зимушка),

мороз – (морозец),

лёд – (ледок),

холод – (холодок),

снежинка – (снежиночка),

метель – (метелица),

снег – снежок,

сугроб – сугробик,

санки – саночки,

снеговик – снеговичок,

валенки – валеночки,

ветер – ветерок,

гора – горка,

каток – каточек,

ком – комок,

шарф – шарфик,

шуба – шубка,

шапка – шапочка,

сосулька – сосулечка,

елка – елочка,

подарок – подарочек

Воспитатель: - Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Занятие заканчивается, книга закрыта, но не прочитана до конца, в ней еще много страниц (слайд 19).

Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Какое задание понравилось?

– Что вам больше всего запомнилось?

- Что было труднее всего?

Оценка деятельности детей.

(В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности для детей старшей группы

Конспект ООД Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности для детей старшей группы...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Социально-коммуникативное развитие Конспект занятия «Самые любимые для самых любимых» (старшая группа)

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в старшей группе по проекту "Семья". Чеканка на алюминиевых листах...

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей   в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...