Воспитание духовных ценностей в семье.
статья (старшая группа) на тему
В статье говорится о важности роли семьи в воспитании у детей духовных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_duhovnyh_tsennostey_v_seme.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Илларионова Л.В.
Воспитатель МАДОУ ЦРР
«Детский сад №35 «Родничок»
Воспитание духовных ценностей в семье.
Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Семья дает ребенку главное-то, чего не может дать никакой другой социальный институт, интимно-личностную связь и исходное единство с родными.
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие - кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества! Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребенка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения.
Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Случается, что ребенка не водят в образовательно-воспитательные учреждения по каким-либо причинам, оставляя его в домашней среде. Но рано или поздно ему всё же придется «идти в люди», поступать в школу, институт, создавать семью. В этом случае родители должны взять на себя ответственность за уровень его коммуникабельности и общего развития. К сожалению ошибки воспитания в дошкольный период ребенка оказываются его личной трагедией уже в самом близком будущем, а родители могут так и не понять, почему ребенок стал вдруг раздражительным, агрессивным, замкнутым, угнетенным или вовсе отвергнутым коллективом детей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причина может быть все та же - он оказался не адаптированным, не готовым к так называемой социальной жизни. Ребенок может быть одаренным, обладать яркой индивидуальностью, но, не умея владеть этим своеобразием, он может оказаться для большинства «гадким утенком».
Не меньшая опасность - вырастить эгоиста, этакого «маменькиного сыночка», которому никто не станет потакать так, как вы это делали дома, и тогда он может оказаться практически одиноким, отвергнутым коллективом детей,
Считают, что нет ничего труднее, чем управлять своими чувствами, а особенно стихийным чувством любви. Иногда требуется превзойти себя, превозмочь, как боль, желание пожалеть, когда необходимо наказать, и проявить выдержку против горьких слез напроказившего малыша. Если до трех лет вы позволили ребенку «вольницу» и он понял, как легко управлять вами при помощи капризов, то можете считать, что тем самым создали ему серьезную духовную проблему.
Помимо необходимого объема знаний, умений и навыков, ребенку, особенно «домашнему», обязательно требуется общество сверстников, чтобы у него выработались приемы общения, появился опыт адекватной самооценки, элементарный анализ своих маленьких побед, поражений, конфликтных ситуаций и способов их решений. Вам не удастся всю жизнь поддерживать своего ребенка, подстраховывать, потакать или авторитарно диктовать. Поэтому с ранних лет в общении с себе равными он начнет постигать подчас суровую, но неизбежную школу жизни. В данном случае говорится не о вседоступности и вседозволенности, но о том лишь, что ребенку полезно и нужно.
С уверенностью можно сказать, что и родители хотят детям добра, мечтают, чтобы они выросли умными, честными, трудолюбивыми людьми. Но как достичь этого, знают далеко не все.
Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, родители склонны видеть ее в плохом влиянии сверстников, «улицы», в том , что были с ребенком недостаточно строги, мало наказывали и т.п. А иногда видимой причины вроде бы и вообще не было. Дело в том, что нравственное становление личности происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений.
У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор. Стержень этот - отношение к другим людям. Когда переживание ребенком острого чувства жалости при виде страданий другого будет побуждать его к оказанию помощи, а жгучее чувство стыда перед окружающими за совершенный им нечестный поступок заставит раскаяться в нем, тогда можно говорить, что выполнение нравственных норм становится внутренним стремлением ребенка, что нравственная норма стала мотивом.
Относится к ближнему как к самому себе, переживать его радость и боль как собственные – это ли не подлинно человеческие проявления, дающие душевное удовлетворение и счастье?
Для нормальной, благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость ими любви, заботы, сопереживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Общаясь со взрослыми, малыш узнает об их заботах, радостях и волнениях, начинает понимать, что у них есть свои интересы и желания, которые также значимы, как и его собственные.
Ребенок как можно раньше должен усвоить, что возможность удовлетворения его желаний небезгранична – не все, что хочется, можно иметь, купить. Те переживания, которые могут испытывать дети старшего дошкольного возраста из-за того, что у них нет модного костюма или заграничной игрушки, как у соседских детей, обычно обусловлены отношением взрослых к вещам. Если в семье постоянно говорят о том, что удалось или не удалось купить, обсуждают достаток знакомых и соседей, у ребенка создается представление, что обладание вещами повышает значимость человека, а их отсутствие делает его человеком второго сорта. Желание иметь модные красивые вещи естественно, но, если это желание нельзя удовлетворить, ничего трагичного в этом нет. Есть много более ценных желаний, которые можно осуществить: прочитать интересную книгу, пойти на выставку, в театр, на концерт. Родителям нужно приобщать ребенка к этим ценностям, а не сеять в его душе зависть к чужим возможностям. Зависть – страшное чувство, способное изуродовать душу человека, сделать его несчастным.
Ребенок растет, и круг его общения расширяется, он все более самостоятельно вступает в контакты с детьми и взрослыми. К этому периоду он должен овладеть необходимыми навыками культуры общения. Хорошие манеры – это не кем-то выдуманные условности, а столетиями отбиравшиеся правила поведения людей в обществе. Они необходимы, так как оберегают честь и достоинство человека, создают атмосферу доброжелательности и взаимного уважения. Здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаясь с просьбой, говорить «пожалуйста», извиняться, если нечаянно задел кого-то, совершил оплошность, уступать место взрослым, не перебивать их, когда они говорят, - эти элементарные правила культурного поведения должны быть твердо усвоены ребенком ко времени поступления в школу.
Дошкольник самостоятельно не может получать доступную ему информацию о жизни общества. Источником ее являются взрослые члены семьи. Их авторитет для ребенка столь велик, что сведения, поступающие из других источников, могут быть опровергнуты словами, мимоходом сказанные отцом или матерью. Поэтому столь ответственна их роль в формировании у дошкольника тех чувств и представлений, которые лягут в основу воспитания патриотизма и гражданственности. От родителей зависит показать детям не словом, а делом, как можно быть достойным уважения, как можно жить радостно и интересно, оставаясь православными. Ребенку не нужны сухие догмы и скучные, в большинстве своем малоэффективные, нотации. Хотите результат – будьте стратегами, напрягитесь, пожертвуйте своим временем и важными, на ваш взгляд, занятиями: устройте необычную прогулку, почитайте, расскажите ребенку что-нибудь интересное для него и обязательно поиграйте. Тогда он – «ваш», и любое ваше слово, пожелание, замечание – уже будут значимыми для малыша и будут иметь вес.
Главный результат воспитания, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовных ценностей в семье.
В статье говорится о важности роли семьи в воспитании у детей духовных ценностей....
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовате...
КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»
КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...
Родительское собрание "Роль семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребенка, через знакомство с программой "Истоки"
Ддуховно-нравственное воспитание ребенка, привитие ему правильных ценностей в жизне в ответе и семья и детский сад.Только вместе мы воспитаем гармоничную личность....
«Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи и общества» статья в научно-практической конференции
Участие в научно-практической конференции на тему «Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи и общества» с последующим публикование в сборнике....
Воспитание семейных ценностей: партнёрство семьи и детского сада.
Статья о важности семейного воспитания. Проект "Моя семья"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...