Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности
статья

Мельниченко Надежда Александровна

В соответствии с ФГОС дошкольного образования трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. Основные компоненты трудовой деятельности - это мотив, цель, трудовые действия, планирование и результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду. Основные компоненты трудовой деятельности - это мотив, цель, трудовые действия, планирование и результат. 

Трудовая деятельность дошкольников реализовывается на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, или другими словами, знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы и просмотры иллюстраций и альбомов), а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

В последнее время, экскурсии на предприятия стали не возможны по ряду причин, это высокие требования к перевозкам детей на транспорте и частное производство, и многое другое. Для решения этой проблемы нами был разработан проект «Мир профессий», в который вошли занятия, виртуальные экскурсии (в виде видеороликов), мастер-классы с участием родителей. Интересным для детей и родителей стало создание альбома «Все профессии нужны, все профессии важны».

Таким образом, совместная деятельность способствовала развитию детского познавательного интереса к миру профессий.

Одним из видов трудовой деятельности детей дошкольного возраста является труд по уходу за растениями. Для того, чтобы узнать как можно больше о комнатных растениях: откуда они, из каких частей состоят, их разнообразие, о правилах ухода, условиях для жизни растений, для чего нужны комнатные растения людям, был разработан и проведен познавательно-исследовательский проект «Комнатные растения», в рамках которого были созданы экологические паспорта комнатных растений, мнемосхемы «Правила ухода за комнатными растениями» и др., разработаны и проведены занятия с элементами экспериментальной деятельности.

Интересно прошло занятие «Скорая помощь для растений», в ходе которого дети получают сигнал о помощи от комнатных растений и отправляются на ковре-самолете их лечить, взяв с собою все необходимое: лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления и др.  А диагноз поставить для больного растения помогли картинки - условные обозначения.  Таким образом, использование таких приемов и методов помогает сформировать положительное отношение к комнатным растениям, желание  заботиться о них, качественно выполнять трудовые действия по уходу за ними.

Такой вид труда, как ручной труд - направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей. Хочется рассказать о такой форме совместной деятельности педагога с детьми, как мастерская, где лучше всего обеспечивается субъектная позиция ребенка, предоставляется свобода выбора, ребенок проявляет индивидуальные творческие способности.

Мастерская – условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе [1]. В мастерской обязательно есть мастер-педагог, который включает детей в процесс творчества, помогает включиться в работу и совершить новое открытие. В детском саду можно организовать несколько типов мастерских: художественную, театральную, сувенирную и другие.

 В группе в осенний период можно организовать «Мастерскую лесных чудес», в которой дети конструируют из природного материала. Этот вид деятельности знакомит с произрастанием тех или иных растений, воспитывает бережное и заботливое отношение к природе [2]. Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования является сотрудничество ДОУ с семьей. Такая форма работы помогает привлечь родителей в совместную образовательную деятельность, родители творят вместе с детьми, где они становятся в роли помощников и руководителей детского творчества.

Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное, будь то альбом или поделка: «Чудеса с грядки», «Что нам осень принесла?», панно «Осенний лес». Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей.

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому надо приучать детей к тому, что рабочее место всегда должно содержаться в порядке.

Таким образом, трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышлением, а также опрятностью и умением себя обслужить.

Список литературы и источников:

1.Доронова Т.Н. Наша мастерская. Пособие для детей5-7 лет. М., 2012.

2. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №10, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательну...

Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Одна из задач трудового воспитания детей дошкольного возраста: Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказыва...

План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Консультация для воспитателей «Эколого-нравственное воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности».

Труд детей в природе создает наиболее благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные, во...

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»

Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...