Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия"
проект (младшая группа) на тему
Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект | 269.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
в младшей разновозрастной группе
"Детский сад и семья: пути взаимодействия"
Подготовили:
воспитатели
Лаптева О.В.
Ряскова С.Б.
Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Актуальность проекта. Семья и дошкольное учреждение- два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Во избежание такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство родной семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития младшего дошкольника. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям.
Вид проекта. Познавательно-творческий
Тип проекта:
Участники проекта. Дети младшей разновозрастной группы, родители, старшее поколение семьи, педагоги.
Цель проекта. Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
- создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;
- воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью;
- установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
- выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Принципы взаимодействия с семьей.
- Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
- Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
- Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.
- Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Воспитатели – дети
Родители- дети
Воспитатели - родители
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство как родной семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
- осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни;
- пробуждение чувства радости и гордости за свою семью
У родителей
- возрождение и сохранение семейных традиций;
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса;
- Повышение педагогической компетентности родителей.
- У педагогов
- содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
- разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;
- разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов
- совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап-подготовительный
Сбор информации о детях и семьях воспитанников.
1. Анкетирование для родителей:
-"Социальный паспорт семьи"
2. Подготовка консультаций для родителей и педагогов:
- "Здравствуй, детский сад";
- "Кризис 3-летнего возраста"
- "Адаптация ребенка в детском саду"
-«Что должно быть в шкафчике у ребенка»
- Памятки для родителей
- «Капризы детей»
-«Что нельзя приносить в детский сад»
3.Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья"
Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей.
Основной этап
1. Взаимодействие с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.
Воспитатели – дети
Составление рассказа по сюжетной картине «Моя семья»
Рисование на тему: «Моя семья»
Беседа с детьми на тему: «Моя семья»
Аппликация: «Дом, в котором я живу»
Заучивание пословиц и поговорок о семье
Дидактическая игра «Кто старше?»
Слушание, заучивание стихов и песен о семье.
Просмотр мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Родители - дети
Беседа с детьми о своей семье, родственниках.
Рассказ детям о своем детстве, школьных годах, о семейных традициях, о своей профессии.
Чтение детям рассказов о взаимоотношениях в семье.
Участие во всероссийских и международных конкурсах рисунков и поделок на тему «Семья»
Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Подарки для близких», «Праздник в нашей семье», «Детский сад и семья», «Отдыхаем всей семьей в кофе».
Воспитатели – родители
Консультация «Воспитание здорового ребенка – главная задача современной семьи
Буклет для родителей «Что нельзя приносить в детский сад»
Оформление стенгазеты «Детский сад-моя семья»
«Ящик пожеланий»
3 этап-заключительный.
Презентация проекта.
Подведение итогов проекта.
Стенгазета «Детский сад-моя семья»
Социальный паспорт семьи воспитанника младшей разновозрастной группы
Дата составления документа «____»______________20___г.
I. Общие сведения о ребёнке
1. Ф.И.О._____________________________________________________________
2. Пол_____________________________________________________________
3. Дата рождения_____________________________________________________
4. Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):
почтовый индекс_______________, город (село)__________________________________, улица___________________________________________________________, дом__________________________, корпус_______, квартира________, контактный телефон________________________________________________
II. Социально-бытовой статус семьи
1. Мать: Ф.И.О. _____________________________________________________________, возраст_______, образование__________________________________________, профессия__________________________________________________________, род занятий в настоящее время_________________________________________ ____________________________________________________________________
2. Отец: Ф.И.О. _____________________________________________________________, возраст_______, образование__________________________________________, профессия__________________________________________________________, род занятий в настоящее время_________________________________________ ____________________________________________________________________
3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть)
4.С кем проживает ребёнок? (состав семьи)______________________________
5.Проживают ли совместно с семьёй бабушка и дедушка?__________________
К кому из членов семьи ребёнок больше привязан?______________________ _______________________________________________________________
6.Впишите, кто из взрослых играет с ребёнком, читает______________________ _ занимается_______________________________________________________,
водит в детский сад________________________________________________,
в случае болезни___________________________________________________, гуляет__________________________________________________________,
разбирает конфликты_______________________________________________
7.Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто?_________________ ____________________________________________________________________
8.Имеются ли у ребёнка какие-либо отрицательные привычки? (впишите, какие именно)_____________________________________________________________
9.Каков общий эмоциональный фон Вашего ребёнка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения и др.)?_ ____________________________________________________________________
9.Как Ваш ребёнок относится к посещению детского сада (ходит с удовольствием, не любит, ему всё равно)?_____________________________ __________________________________________________________________
10.Как ребёнок ведёт себя дома после посещения детского сада (возбуждён, утомлён, расстроен, рассказывает, что было в саду и др.)?________________ ________________________________________________________
III. Состояние здоровья ребёнка.
1.Часто ли болеет ребёнок? ____________________________________________________________________
2. Какими болезнями болеет чаще? ___________________________________________________________________
3.Есть ли хронические заболевания? _____________________________________________________________________
4. Наблюдается ли ребёнок у врачей-специалистов? ____________________________________________________
IV. Предполагаемые формы сотрудничества с дошкольным учреждением
1.Какие формы сотрудничества с детским садом для Вас наиболее привлекательны (возможность ребёнка посещать кружковые занятия, музыкальные занятия, занятия физической культурой; участие в беседах, дискуссиях с воспитателем о развитии ребёнка;) (нужное подчеркнуть, при желании дополнить)? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
2. Ваши вопросы, пожелания_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Дата заполнения___________________________________________________
Подпись __________________________/_______________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей путем взаимодействия с семьей дошкольника.
В выступлении отмечается значимость нравственно-патриотического воспитания в становлении ребенка, как Личности.Особо выделяются возможности семьи, которая обладает неоценимыми качествами: любовью, при...
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, пути решения
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования личности ребенка, выделяются формы взаимодействия педагогов и родителей. Особое ...
Детский сад и семья – пути взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО.
В данной статье рассмотрен вопрос сотрудничества семьи с дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО посредством творческих выставок....
Семинар-практикум "Детский сад и семья: пути взаимодействия"
Цель: Повысить теоретические знания и практические умения, навыкиродителей в обучении правилам дорожного движения и обеспечении безопасности жизнедеятельности детей....
Статья "Детский сад и семья. Пути взаимодействия"
В статье рассказывается о взаимодействии детского сада с семьями воспитанников. Как построить этот процесс, чтобы родители захотели приводить своих детей именно в наш детский сад....
Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия»
Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия»...
Семинар-практикум «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»
Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»...