Доклад " Детский сад - семья, пути взаимодействия через организацию социального партнёрства"
материал
Доклад " Детский сад - семья, пути взаимодействия через организацию социального партнёрства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»
ДОКЛАД
Детский сад - семья:
(пути взаимодействия через организацию социального партнёрства.)
Выполнила: Павлова В.Б.
2024г.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.
Несмотря на то, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия.
В соответствии с новым законом «об образовании Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для предоставления полноценного развития личности ребенка». В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Социальный опыт приобретается детьми в дошкольном возрасте при активном взаимодействии в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему обеспечиваются ближайшим окружением. Первый круг социального окружения ребенка, предоставляют родители, а потому их роль в жизнеобеспечении, защищенности и судьбе подрастающего человека трудно переоценить. В период развития общества нужно не только новое качество отношений в системе «воспитатель – ребенок – родитель», но и сознание новой социально – педагогической платформы для всесторонней организации взаимодействия социального партнерства всех субъектов воспитательно – образовательного процесса.
Перед дошкольным учреждение поставленная цель – создание условий для роста психолого-педагогической культуры родителей как социальных партнеров ДОО, оказывающих влияние на становление и развитие личности ребенка.
Задачи:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС).
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподержки между ДОУ и семьей.
• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Исходя из поставленных задач, налаживание контактов с родителями (законными представителями) в нашем детском саду организованы следующим образом:
• приглашение родителей с детьми и без них посетить ДОУ;
• посещение семьи на дому;
• встречи с родителями с целью выяснения условий посещения детского сада для ребёнка.
Дальнейшие контакты и связь между родителями и педагогами:
• ежедневное непосредственное общение, когда родители приводят или забирают детей;
• неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
• доска объявлений для родителей;
• дни открытых дверей для родителей (законных представителей), чтобы увидеть, как занимается их ребенок, или ознакомиться с работой ДОУ. В нашем ДОУ происходит постепенный переход с традиционных на нетрадиционные формы работы с родителями:
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - «личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития».
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития и воспитания ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Все эти вопросы привели к необходимости работать над проблемой взаимодействия ДОУ и семьи дошкольного возраста.
Социальное партнерство (от фр. partenaire – участник совместныхдействий) – цивилизованная форма социальных отношений, основанное надобровольном сотрудничестве при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога ипедагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обменаидеями, информацией, ресурсами. Его особенность заключается в необходимости «думать вместе и действовать сообща» а суть – впризнании чужих интересов как основного условия существования собственных.
Одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, является взаимодействие образовательного учреждения с семьей, поскольку современных условиях жизни взрослый человек отдает большую часть времени карьерному росту и другими профессиональными проблемами, хотя потребность в успешном взаимодействии с образовательным учреждениемпри отсутствии личного времени остается для родителя актуальной. Семья нуждается в квалифицированном сопровождении воспитания ребенка.
Социальное партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.
Заключение.
Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад является институтом вторичной социализации. Все этапы процесса тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.
Необходимо использовать различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.
Семейные проекты, мастер-классы, где родители активно включаются в образовательный процесс.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек |
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи Наглядно-информационные методы взаимодействия с родителями знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей лишь поверхностно. Очень эффективно использовать видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии.
Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями в рамках развития личности ребёнка.
Литература.
Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,2010. 128 с
Михайлова –Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015. 128с
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора те
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы
исследования: «взаимодействие ДОУ с родителями как компонент
социального партнерства».
Теоретической разработкой проблемы социального партнерства ДОУ с
семьей занимаются такие ученые как И.М. Реморенко, З.А. Ярочкина, Т.Н.
5
Захарова, Н.А. Дорохина, Т.В. Корюкина, Н.В. Макарычева, Н.А. Андреева,
Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина и др.
Научно – теоретической основой разработки методических
рекомендаций являются труды авторов Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой,
И.А. Хоменко, Н.А. Дорохиной, Т.В. Корюкиной, Н.В. Макарычева, Н.А.
Андреевой и др. В своих работах ученые предлагают формы и методы
плодотворного сотрудничества дошкольного образовательного о учреждения
и семьи, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей,
предлагают интерактивные формы работы педагога с семьей.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью реализации социального партнерства через
взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей и
недостаточным уровнем реализации данной проблемы в практике
управления.
На основании выделенного противоречия, анализа психолого –
педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работа
дошкольного учреждения была сформулирована проблема исследования:
каковы возможности социального партнерства ДОУ с семьей через
нетрадиционные формы взаимодействия. Все выше изложенное обусловило
актуальность и выбор темы исследования: «Взаимодействие ДОУ с
родителями как компонент социального партнерства».
Цель исследования – теоретически обосновать наиболее эффективные
формы взаимодействия с родителями как компонент социального
партнерства.
Объект исследования – социальное партнерство ДОУ с семьей.
Предмет исследования – организация социального партнерства ДОУ с
родителями воспитанников через нетрадиционные формы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить след
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация социального партнёрства с семьями воспитанников.
Стандарты ФГОС направлены на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, о...
Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия"
Проект "Детский сад и семья: пути взаимодействия" направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающ...
«Организация социального партнёрства с семьями воспитанников с ТНР (заикание) в форме семейного клуба».
Семья – это крохотная страна.И радости наши произрастают,Когда в подготовленный грунт бросаютЛишь самые добрые семена!Э.АсадовВ настоящее время в России, наблюдается тенденция гуманизации межличностны...
Описание опыта инновационной деятельности по организации социального партнёрства в современном ДОУ
Представлен опыт по организации и реализации проектов социального партнёрства реализуется на базе МДОАУ «Детский сад №95» постоянно и является самым эффективным способом форми...
Детский сад и семья – пути взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО.
В данной статье рассмотрен вопрос сотрудничества семьи с дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО посредством творческих выставок....
Организация социального партнёрства по здоровьесбережению дошкольников через семейно- досуговую образовательную среду средствами физической культуры и спорта
Физкультурное развлечение «Неолимпийские игры Смешариков»Вид досуга: игровойВиды деятельности: двигательная, коммуникативнаяФормы организации деятельности: фронтальная, групповаяЦель...
Поддержание родительского интереса к детской музыкальной деятельности в процессе взаимодействия семьи и ДОУ через организацию выставок сотворчества
Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. В ФГОС ДО сформулир...