Детский сад и семья – пути взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО.
статья

Иванова Юлия Юрьевна

В данной статье рассмотрен вопрос сотрудничества    семьи с дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО посредством творческих выставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ivanova_yu.yu_.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Детский сад и семья – пути взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО.

Kindergarten and family - ways of interaction in the implementation of FSEF PE.

Ю.Ю.Иванова, город Прокопьевск, Кемеровская область

Y.Y.Ivanova Prokopyevsk city Kemerovo region

МБДОУ «Детский сад № 63»

municipal budget preschool educational institution «Kindergarten № 63»

E-mail: 6530461992@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос сотрудничества    семьи с дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС ДО посредством творческих выставок.

Abstract: This article discusses the issue cooperation and interaction of the family with preschool educational organization in the conditions of implementation of FSEF PE through creative exhibitions.

Ключевые слова: взаимодействие, семья, сотрудничество, семейное воспитание, детский сад, родители, ребенок.  

 Keyword: interaction, family, cooperation, family education, kindergarten, parents, child.

Современные родители больше всего заинтересованы во всестороннем развитии своего ребенка. Один ребенок может посещать не менее двух, а то и трех различных секций и кружков. Но наряду с этим, результатами и достижениями своих чад интересуются единицы. Родители считают, что ребенок, посещая все эти занятия, однозначно будет развиваться и вырастет разносторонней личностью.

Но они не понимают, что лишь при совместной деятельности взрослого и ребенка, при полном взаимодействии с ребенком и будет происходить то самое полноценное развитие. Дети в дошкольном возрасте особо чувствительны к окружающему их миру и отношению к ним, особенно со стороны взрослых. Все что происходит с ним в этот период, безусловно, оставит глубокий отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Именно поэтому необходимо не упустить этот период в жизни ребенка, и уделить максимум внимания и участия  со стороны родителей. Восполнить упущенное сейчас время, в будущем будет невозможно.

Согласно федеральному государственному образовательного стандарту дошкольного образования [5], основной задачей любого ДОУ является  психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для успешной реализации этой  задачи необходимо наличие благополучной социальной среды, обеспечивающей целостное развитие личности дошкольника. Создание такой среды возможно только  на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса, что позволит создать принципиально новые условия для развития надежных, партнерских отношений с семьями воспитанников.

Исходя из выше изложенного, мы ориентируемся на   привлечение родителей к процессу образования и воспитания своих детей вместе с ДОО, перемену  отношения педагогов детского сада к роли и значению семьи. Цель педагогов в этом вопросе – создание единого пространства для развития ребенка, как в семье, так и в ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Создание этого единого пространства будет наиболее эффективным при регулярном взаимодействии ДОУ и семьи. Достижение наибольшей эффективности в развитии личности воспитанника, полного удовлетворения интересов родителей и детей в первую очередь зависит от уровня профессионализма педагогов и педагогической культуры родителей.

Каждый родитель, приводящий ребенка в детский сад, хочет быть уваренным в том, что детский сад не только поможет им в решении педагогических проблем, но в то же время и не навредит, поскольку будут учитываться мнения членов семьи и идеи по взаимодействию с ребенком. Педагог, поддерживая контакт с семьей, хорошо знает особенности, привычки своего воспитанника и прислушивается к ним в работе. Такая взаимосвязь ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Взаимодействие семьи и ДОО - это общее понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Поэтому в основе взаимодействия  семьи и детского сада в нашем учреждении, мы решили остановиться на  организации творческих выставок работ воспитанников, выполненных совместно с родителями. Отдавая предпочтение этому направлению работы, мы руководствовались  следующими принципами:

- тесное сотрудничество родителей и педагогов в процессе  развития  творческих возможностей детей;

- практическая помощь семье в   формировании творческого потенциала детей;

- поддержка  ребенка, уважительное и доверительное отношение к нему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

- максимальное использование творческого потенциала в совместной работе  воспитанников и родителей;

- постоянная оценка процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.  

          Поскольку у родителей вызывает интерес, прежде всего развитие собственного ребенка, то привлекать   к участию в жизни детского сад эффективнее через осознание значимости этого для развития их детей. Например, в качестве наиболее действенной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия семей в творческих мероприятиях, проводимых педагогами. В ходе обсуждения, необходимо поощрять родителей находить приятные и хорошие стороны их участия в жизни организации, активно проявлять себя и самостоятельно принимать решения. Всей своей работой педагоги  демонстрируют  родителям, что их совместная деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важна не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. 

Выставки совместных творческих детских работ с родителями дают возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивает творческие и познавательные способности детей, а родителей заставляет оторваться от ежедневных  дел и забот, и они снова попадают в детство. Выставки становятся мощным импульсом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые раньше даже не думали об этом.

Кроме того, родители, имеют возможность не просто провести совместное времяпровождение со своим ребенком, и сдать работу в ДОУ, так сказать для галочки, но и поучаствовать в процессе созерцания результатов своего труда, да еще и в эстетично оформленной выставке. Они видят гордость и восхищение за себя в глазах своего чада, который глядя на то, как все ребята с интересом разглядывают работу, выполненную с мамой, выставленную на обозрение всем, получают настоящий восторг. Воспитанники, получают неоценимый опыт совместной работы со взрослыми, своими родителями. С другой стороны, их окружает положительная реакция педагога. И в процессе этого симбиоза никто не остается в стороне: родители и дети имеют радостное и плодотворное времяпровождение, а педагог в свою очередь не только получает моральное удовлетворение от проделанной работы, но также повышает педагогическую компетентность родителей и повышение не только своего рейтинга, как педагога, но и детского сада в целом.

 Воспитателями детского сада проводятся временные выставки-просмотры и длительные, периодически обновляемые выставки. Работы оформляются в выставочном уголке группы или детского сада. Прежде всего, такие работы не только украшают интерьер, но и  служат зрительной информацией для других детей и взрослых (педагогов и родителей). Основной принцип организации детских выставок - динамичность. Выставки могут меняться в зависимости от сезонности (по временам года), по программе (по определенной тематике), по тематике проектной деятельности.

 Выставки, которые мы организуем к осенним праздникам - «Дары осени», «Урожайные грядки». К празднику Нового года  - «Рождественская открытка», «Новогодние огни», «В гостях у Дедушки Мороза». В рамках различных проектов, акций - «Стань ярче, будь заметней!», «Дом птицам»,  «Моя родословная», «С Днём рождения, детский сад!», «Рисуем вместе с папой» (конкурс рисунков ко Дню защитника  Отечества).

Процесс совместного творчества детей и родителей вызывает ряд положительных эмоций не только у ребенка, но и у взрослого, ребенок испытывает чувство гордости за своих родителей, процесс создания  сплачивает всю семью. Ребенок испытывает еще большее доверие к родителям, поскольку они проявляют искренний интерес к его детским делам. Совместная деятельность дает ребенку ощущение собственной значимости – «Я могу!» Ну и, конечно же, самый главный плюс во взаимодействии – ребенок чувствует,  что любим, ведь мама рядом и вовлечена в процесс создания.

 Положительные стороны совместной деятельности детского сада с семьями воспитанников бесспорны и значительны. Родители, включаясь в процесс взаимодействия с ДОО, берут на себя ответственность за воспитание ребенка – это прописано и в Семейном кодексе.[6] Таким образом,  реализуется единая программа воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Не маловажным является еще один очень важный момент в системе совместной работы с родителями  - каждый человек, сделав какую–нибудь работу, обязан услышать  оценку своего труда. Не являются исключением в этом плане  и наши родители. «Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам» - писал Максим Горький. [2]  Эта простая истина будет популярна всегда и везде. Если вы найдете правильные слова благодарности  родителям, они ответят вам тем же. Когда родители видят, что воспитатель открыт и дружелюбен по отношению к взрослому и его ребенку, искренне заинтересован в благополучии и всестороннем  развитии воспитанника, то они без сомнения будут прислушиваться и сотрудничать с педагогом в процессе воспитания и образования.  

Список литературы

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128с.

          2.    Афоризмы, цитаты, высказывания, изречения.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://moudrost.ru/avtor/gorkiy-maksim.html, свободный. - Загл. с экрана.  

         3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 96с.

4. Гребенников И.В., Ковинько И.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. - М.: Просвещение, 2015. – 318 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/, свободный.- Загл. с экрана.

6. Семейный кодекс. Раздел IV СК РФ. Права и обязанности родителей и детей. Глава 12 СК РФ. Права и обязанности родителей. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://rulaws.ru/Semeynyy-kodeks/Razdel-IV/Glava-12/Statya-63, свободный. - Загл. с экрана.

 7. Харисова Л. А., Ватсон М. Н. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 405–408. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76555.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2.  Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО

Статья раскрывает основные аспекты взаимдействия с семьей в условиях современного детского сада, определяет основные трудности и барьеры, а также рассказывает о возможных путях выхода их них....

"Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»".

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пр...

Презентация на тему "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и ...

Педсовет Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель: Совершенствование работы ДОУ и  семьи по вопросам правового воспитания дошкольников и повышения правовой компетенции родителей.1.    « Детский сад и семья на защите пра...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДОВ настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период.Новые задачи встающие перед ДОУ, предполагают ...

Детский сад и семья: вопросы взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО ( из опыта работы)

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема партнерства детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так  как эта проблема включает в себя...