Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе в группах компенсирующего вида для детей с ОНР.
консультация (старшая группа) на тему

Борисова Татьяна Вячеславовна

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения. Улучшение речи происходит через развитие слухового внимания, путем формирования в процессе движения чувства ритма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logoritmika.docx20.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе в группах компенсирующего вида для детей с ОНР.

В дошкольный период происходит  становление личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Поэтому, особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту.

Мы все хотим видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но так бывает не всегда. Особенно тяжело приходится детям с нарушениями речи.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. А дальше, это приводит к проблемам в овладении навыками чтения и письма. На помощь приходит логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения. Улучшение речи происходит через развитие слухового внимания, путем формирования в процессе движения чувства ритма[1].

В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

С помощью логоритмики создается увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР на логоритмических занятиях раскрепощаются, развитие речи происходит более эффективно, так как слово и музыка, а еще и игра организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает речь, адаптируют к условиям внешней среды.

   Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. Данный опыт работы подтверждает важность взаимосотрудничества и сотворчества учителя-логопеда и музыкального руководителя. В МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары корпус 2 работают группы компенсирующей и комбинированной направленности, которые посещают дети с ОНР. В таких группах  разработаны и апробированы различные формы взаимодействия учителя- логопеда и музыкального руководителя и одной из самых эффективных является совместное проведение логоритмических занятий. Например,  на музыкальных занятиях, музыкальный руководитель использует в своей работе  уроки «Веселой логоритмики» С.и К. Железновых.  Учитель-логопед свои занятия всегда начинает с пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений  Кузнецовой  Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Учитель-логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т.д.

Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

Таким образом, залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых дефектов может явиться только совместная, взаимосвязанная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения[2].
Логоритмика включает следующие элементы: 
- ходьбу различного характера в различных направлениях; 
- упражнения, активизирующие слуховое, зрительное внимание, память, воображение; 
- песни и стихи, речевые игры, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; 
-упражнения на развитие координации, общей и мелкой моторики; 
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук; 
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, уверенности в себе, смелости, позитивного самоощущения; 
-танцевальные движения и партерную гимнастику (упражнения на полу). 
-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения[3]. 
На каждом занятии обязательно используются яркие атрибуты: колокольчики, мягкие мячики, ленты и другие мелкие предметы из искусственных и природных материалов, что дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции. 
Такие занятия всегда в радость, потому что это всегда игра, всегда доброе общение, сюрпризные моменты, всегда позитивная оценка деятельности каждого из детей. Все это раскрепощает ребенка, и наделяет смыслом сам процесс его участия в занятии.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. 
Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшаются показатели развития речи: физиологическое дыхание, фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.

Список используемой литературы

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005. – 176 с.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика) .

3. Громова Т.Е., Солнцева И,М.  Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи / http://portalus.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему : "Организация коррекционно - образовательного процесса в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Презентация использовалась на первом родительском собрании.2 слайд Необходимость дигностики. Родители ознакомлены с результатми первой диагностики3 слайд  Для максимального воздействия на речевую...

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и  инструктором по физической культуре)Цели:         Коррекционно-образ...

План работы Музыкального руководителя Борисовой Нины Валерьевны В старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР МАДОУ Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка» На 2017-2018 учебный год

План работы музыкального руководителя будет полезен для работы в логопедической группе для детей с ТНР при взаимодействии с воспитателями, учителем-логопедом, инструктором по физкльтуре....

Особенности работы дошкольных групп компенсирующего вида для детей с нарушением слуха

Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха....

Коррекционно - образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности «Здоровье детей в наших руках»

Проблема:Увеличение числа детей с речевыми патологиями с сопутствующими физическими, психическими иповеденческими расстройствами. Поиск эффективных методик и технологий для решения коррекционныхи здор...