Особенности работы дошкольных групп компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
консультация по коррекционной педагогике
Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_doshkolnyh_grupp_kompensiruyushchego_vida.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна»
107076 г. Москва ул. Олений вал д.22
тел/факс: 8(495)603-07-33, E-mail: uvk30@mail.ru
Консультация
для студентов педагогических учебных учреждений
«Особенности работы дошкольных групп компенсирующего вида
для детей с нарушением слуха»
Подготовила
Старший воспитатель:
Мельникова А.В.
Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в дошкольных группах Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30 имени Карпа Авдеевича Микаэльяна».
Давайте знакомиться. Матросова Елена Леонидовна - заместитель директора по содержанию и качеству образования, Мельникова Анна Валерьевна-старший воспитатель дошкольных групп. Сегодня я расскажу Вам о нашем учреждении: его истории, и о системе нашей работы.
Еще хочу предупредить, что на фото и видео съемку мы разрешения не даем!!! Делать фото монитора и запись экрана нельзя!!!
История дошкольных групп начинается с 1964 года. На территории школы-интерната №30 был построен специальный детский сад №1860 для слабослышащих детей. Приказом Московского Департамента образования от января 1992 года школа-интернат №30 была объединена с детским садом №1860 в Учебно-воспитательный комплекс №30 им. К.А. Микаэльяна. В 2001 году УВК №30 была еще одна реорганизация, после которой УВК №30 разделили на специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна и детский сад №1860. В декабре.2014г. произошло слияние этих учреждений в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида №30 имени К.А. Микаэльяна, а с июля 2015 года переименовано в Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30 имени К.А. Микаэльяна», сокращенно ГКОУ СКОШИ №30 имени К.А. Микаэльяна. Руководитель школы – Бурлакин Михаил Юрьевич.
В школе функционирует 6 дошкольных групп. В каждой группе создана предметно-развивающая среда, соответствующая возрасту и потребностям детей. Всего в школе 60 детей дошкольного возраста с различной степенью потери слуха. Дошкольные группы работают в круглосуточном режиме с понедельника по пятницу.
До 2012 года дошкольные учреждения комплектовались сурдологическим центром г. Москвы.
С 2012 года дети принимаются на основании рекомендаций по организации специальных условий обучения и воспитания Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г.Москвы. В заключении ЦПМПК указывается образовательная программа, по которой проходит обучение, специальные условия, необходимые конкретному ребёнку.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования глухих детей, слабослышащих или позднооглохших детей, детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, разработаным на основе примерных адаптированных основных образовательных программ и федерального государственного образовательного стандарта. С примерными адаптированными основными образовательными программами вы можете ознакомиться на сайте министерства просвещения Российской Федерации «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» fgosreestr.ru
Главными задачами педагогического коллектива дошкольных групп являются
- Сохранение жизни и здоровья воспитанников
- Всестороннее развитие каждого ребенка
- Подготовка к дальнейшему обучению в школе.
Система коррекционно-развивающей работы построена на тесной взаимосвязи развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание коррекционно-педагогической работы в целом позволяет обеспечить разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по 5-ти основным образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
В учреждении работают высокопрофессиональные специалисты, любящие свою работу – это учителя-дефектологи, воспитатели, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог. Все педагоги с высшим педагогическим или дефектологическим образованием, у 50% высшая квалификационная категория, есть ветераны труда и почетные работники образования.
Ведущими специалистами являются учителя-дефектологи (сурдопедагоги). В I половине дня они, в соответствии с принципом интеграции образовательных областей, организуют деятельность по развитию математического мышления, по речевому развитию и развитию слухового восприятия.
Расскажу немного поподробнее о каждом.
Развитие математического мышления. Математические представления формируются с опорой на опыт, полученный детьми во всех видах деятельности и захватывают такие разделы как количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени.
Речевое развитие. Речевое развитие дошкольников с нарушением слуха рассматривается как обучение детей устной и письменной речи, включая все составляющие части. Педагог обучает ребенка понимать и употреблять в речи материал, используемый для организации образовательного процесса, обращаться к товарищу и взрослому с просьбой, употреблять в диалогической речи слова, обозначающие предмет и действие, вопросительные предложения. Ребенок учится отвечать на вопросы, понимать и выполнять поручения, самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке или описывать события.
развитие слухового восприятия. Дети учатся восприятию речи на слухозрительной и слуховой основе, учатся различать звуки окружающего мира, голоса животных, пение птиц.
В процессе образовательной деятельности используется различная звукоусиливающая аппаратура как коллективного пользования, так и индивидуального – это индивидуальные слуховые аппараты, аудиокласс, речевые тренажеры.
Виды и формы работы с детьми тоже разнообразные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные)
Индивидуальные занятия проводятся с каждым ребенком через день. Продолжительность занятия 20мин. На индивидуальных занятиях проводится работа по развитию слухового восприятия как речевых звучаний, так и неречевых; и работа по формированию произносительной стороны речи, постановке звуков, автоматизации и дифференциации.
Работа по формированию произносительной стороны речи помимо индивидуальных занятий поводится во время занятий по дополнительному образованию. В нашем учреждении работает кружок – «фонетическая ритмика», на котором дети учатся правильно дышать, правильно повторять звуки, изменять высоту и силу голоса, интонацию и темп речи.
Коррекционно-развивающая работа проводится так же и воспитателями, во всех видах деятельности на протяжении всего дня: начиная с пробуждения, во время умывания, перед и после приемов пищи, на прогулке, при подготовке ко сну.
Во второй половине дня воспитатели организуют деятельность по познавательному развитию, развивают у детей представления об окружающем мире, о себе, других людях. Педагоги создают специально организованную насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, организуют познавательные игры, игры на развитие крупной и мелкой моторики. (вернуться на предыдущий слайд)
так же воспитатели организуют деятельность по художественно-эстетическому развитию, где дети знакомятся с разными видами и жанрами искусства, осваивают различные художественные техники, используют разнообразные материалы и средства. (вернуться на предыдущий слайд)
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям, развития коммуникативной и социальной компетентности, развития игровой деятельности. В процессе игровой и театрализованной деятельности воспитатель создает условия для проявления детьми речевой активности, помогает актуализировать в речи игровой опыт и способствует формированию диалогической речи.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре организуют деятельность по художественно-эстетическому и физическому развитию как в I, так и во II половине дня.
Музыкальное воспитание находится в тесной связи с общими задачами коррекционной работы, решаемыми специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений.
В области физического и моторного развития усилия педагога направлены на охрану и укрепление здоровья детей, развитие потребности в двигательной активности; развитие основных движений; развитие и формирование двигательных качеств; коррекцию отдельных нарушений двигательного развития.
Обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей помогает педагог-психолог. Основная задача его деятельности— сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики и индивидуальных особенностей ее развития.
Одним из непременных условий воспитания ребенка является взаимодействие с семьями воспитанников. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс помогает улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности. Наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство школы и семьи, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка.
В работе с родителями мы выделяем два основных направления взаимодействия:
- Первое направление- повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
- Второе направление- привлечение родителей к работе дошкольных групп посредством организации досуговых мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.
В основе организации всего образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность, организованная учителями-дефектологами, воспитателями, инструктором по физическому развитию, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, родителями – тесно взаимосвязана и помогает добиться высоких результатов в развитии воспитанников.
В заключение нашей встречи вы сможете задать интересующие вас вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
Весь материал составлен и апробирован в детском саду компенисирующего вида, где воспитываются дети с различными нарушениями слуха...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по математике "Олимпийские игры" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Конспект по математике "Олимпийские игры" предназначен для детей старшей группы с нарушением слуха....
Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом "Комната для зайки"
Конспект воспитательного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным слухом. КонструированиеТема занятия «Комната для зайки»Автор: Кудрявцева Елена ЮрьевнаДолжность, образова...
Перспективное планирование по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на 2015-2016 уч.г.
Представлено перспективное планироавние по конструированию воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха на 2015-2016 уч.г....
Развивающая предметно-пространственная среда в работе специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
Информационная справка о проведении открытого методического дня для специалистов городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов....
Создание слухоречевой среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Данный материал предназначен студентам педагогических учреждений для ознакомления со спецификой работы коррекционных учреждений для детей с нарушением слуха....
Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха
интегрированное занятие "Поможем природе" по закрепление математических знаний и правил поведения в природе....