Пути формирования интереса к чтению: открытые формы работы.
консультация на тему

Феклистова Мария Васильевна

Рекомендации по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_kopiya.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования интереса к чтению:

открытые формы работы.

Нижняя  Тура

2015 г.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Возрастные особенности читателя-дошкольника

Первой является наивность восприятия прочитанногоДошкольники отождествляют литературу с действительностью (поэтому испытывают страх при чтении страшных рассказов).

Второй возрастной особенностью является эмоциональность восприятия прочитанногоВоспринимая сказку, ребенок бурно выражает свои эмоции: плачет, смеется, сочувствует, возмущается и т.д.

Еще одна особенность дошкольника-читателя - стремление подражатьОн читает преимущественно те книги, которые нравятся сверстникам, воспитателю, ориентируется на их мнение. Поэтому у детей нужно развивать самостоятельность восприятия .

Формирование и развитие литературного вкуса у дошкольников

Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. 

В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;
  • его принадлежность к подлинному искусству;
  • художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребенка, воспитатели и родители сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем.

Пути формирования интереса к чтению.

  1. Создание предметно-развивающей среды в группе.

Формирование интереса  к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы.

Поэтому в группе рекомендуется  оформить книжный уголок разнообразной литературой по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги). В книжном уголке должны быть  разные типы книг (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки-трафареты) ; пазлы по сказкам.

Можно создать  «Полочку умных книг», где размещалась бы  справочно-энциклопедическая  литература. С появлением новой книги в книжном уголке воспитатель  вместе с детьми знакомимся с ней, рассматриваем иллюстрации, напоминает  правила пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста.

Для выразительного чтения вслух рекомендуются русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» (для младших дошкольников), «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» (для старших дошкольников).

2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского.

Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К.И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

  1. Досуговая и театрализованная деятельность.

Литературные викторины. Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.

 Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.

Чтобы научить дошкольников адекватно оценивать прочитанное, можно организовать посещение театра, цирка, просмотр телепередач и обмен мнениямиНапример, воспитатель говорит.- «Завтра в 9 часов по первому каналу будет показана экранизация былины про Илью Муромца. Давайте все посмотрим ее, а на занятии прочитаем былину и обменяемся впечатлениями».

Продолжением такой работы может стать созданный в группе клуб читателей. Раз в две недели проводятся его заседания, на которых организуют игры, викторины, обмен мнениями, конкурс иллюстраций к прочитанному и т.д. На заседания клуба дети могут приносить из дома свои любимые книги, рассказывать о них, обмениваться книгами. В клубе можно организовать конкурс на лучшего знатока детских стихов, сказок, творчества какого-либо детского писателя.

  1. Сотрудничество с библиотеками города.

Не менее важным направлением по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы в семье является взаимодействие с библиотекой. Только атмосфера сотрудничества ребенка, родителя и библиотекаря может содействовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей растущей личности.

Организация экскурсий, совместных досугов и встреч с писателями (если это возможно) и другими интересными людьми, вносит немаловажный вклад в развитие ребенка как будущего читателя. Посещение библиотеки для маленького человечка - это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений. Это способствует формированию нравственных чувств и оценок, воспитанию эстетического восприятия, развитию литературных интересов, стремлению к общению с книгой.

 Сотрудники библиотеки знакомят детей с новинками книжных изданий, инновационными формами, используемыми в работе библиотек (электронная база).

  1. Привлечение родителей.

Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести лекции, беседы, круглые столы с родителями . В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольниковВ дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое.  Можно рассказать родителям о пользе семейного чтениякогда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, то организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям т.н. «взрослые» книги. Например, ребенок услышал разговор про Шарикова и просит прочитать о нем. Некоторые родители подумают: «Не рано ли "Собачье сердце" в 6 лет?». Но почему бы и нет? Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике.

Воспитатель замечает, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Например, у ребенка возник вопрос «Откуда берется дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний

Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев.

Можно  разработать  специальный интернет-маршрут для родителей воспитанников, в целях создания специализированного раздаточного материала с использованием интернет- технологий.

Данный маршрут призван привлечь родителей к совместной работе с детьми в интернет -пространстве, а так же нацелить родителей на использование качественного сетевого контента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста

Чтение – это окошко, через котороедети видят и познают мир и самих себя.В.СухомлинскийРодители многих школьников сетуют на то, что их дети не читают книги. В наше время место книг в жизни школьников з...

Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к чтению у детей с нарушениями речи старшего дошкольного в

Сборник СОУО " Реализация преемсвености коррекционного сопровождения детей с органиченными возможностями здоровья в непрерывной образовательной вертикали (седьмй выпуск) 2012 Формирование интереса к ч...

Доклад на родительском собрании " Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем, насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организо...

«Как хорошо уметь читать» Советы психолога о формировании интереса к чтению.

Советы психолога о формировании интереса к чтению....