Доклад на родительском собрании " Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) на тему

Виноградчая Елена Григорьевна
Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем, насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организован процесс чтения дома и насколько поддержан интерес к прочитанному в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rcns555.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34»

Доклад на родительском собрании

«Формирование интереса к чтению у детей

старшего дошкольного возраста».
                                                                                        

Подготовила:

Виноградчая Е.Г.

воспитатель I квалиф. категории

Химки, 2017

Сегодня в обществе наблюдается тенденция снижения интереса и потребности к чтению.
Особенно тревожно, что это затрагивает детей, которых больше привлекают просмотр телевизора, игры на планшетах и компьютерах. Да и многие родители отдают предпочтение электронным играм развивающего и обучающего характера, нежели читать самим ребёнку сказки  или   заниматься. А ведь именно дошкольный возраст отличается любознательностью и эмоциональностью. Именно в этом возрасте зарождается интерес к книге, приобретается читательский опыт. Поэтому сформировать у ребёнка дошкольного возраста потребность в чтении - очень важная педагогов и родителей.
Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организован процесс чтения дома и насколько поддержан интерес к прочитанному в детском саду. Данные интервьюирования родителей свидетельствуют о том, что родители либо не придают особого значения роли книг в развитии ребёнка, либо надеются на то, что необходимый читательский опыт ребёнок приобретёт а детском саду. Однако, если  своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать интерес к чтению в начальной школе будет трудно, а в ряде случаев – невозможно.
Одним из важных путей решения этого вопроса является системная работа приобщения ребёнка к чтению детской литературы как в ДОУ, так и в семье. Именно семья с её неповторимой атмосферой родственных, стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей обеспечивают детям психологический комфорт. А любовь и доверие ребёнка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Необходимо поддерживать постоянное сотрудничество семьи и детского сада и быть логическим продолжением работы.
- В группах детского сада организована соответствующая предметно – развивающая среда, дома тоже должен быть свой уголок с книгами, подобранными  по возрасту детей. Там ребёнок вместе с родителями знакомиться с новыми книгами и делиться о прочитанном с детьми в группе ( с демонстрацией книги).
- По возможности посещать с детьми ближайшую библиотеку и помочь в организации экскурсии всей группы.
- Уделять больше времени для ознакомления ребёнка с родным краем, со своей малой родиной( рассказывайте о традициях наших предков, истории города, его культуре, знакомьте с искусством наших земляков, знакомьте с героями нашего города, больше бывайте на природе, каждый раз обращая внимание на её особенности). Этим вы пробудете в ребёнке интерес к познанию, мотив к поиску новой информации.
- Помогать  ребёнку реализоваться  в самостоятельной творческой деятельности(изобразительной, музыкальной, конструктивно - модельной и др.) с опорой на книгу как помощника, где ребёнок сможет увидеть нужную картинку или технику рисования, познакомиться с художником или композитором, найдёт интересные модели и схемы моделирования и т.д.).
- Выбирайте вместе в магазине книгу, совместно обсуждая необходимость выбора той или иной книги, знакомясь с её содержанием.
- Поощряйте и поддерживайтё желание и участие ребёнка в различных творческих конкурсах ( конкурс стихов, песен, танцев, рисунков; театральная деятельность, игры-драматизации, сюжетно- ролевые игры…) не забывая при этом ссылаться на дополнительную информацию, которую можно вместе найти в книгах( про автора стихов, про художника, историю возникновения танца, рассказать про театр и его работу , вместе проиграть сказочный сюжет и т. д.).
Уважаемые родители! Старайтесь быть активным партнёром во всех творческих начинаниях детского сада. Принимайте активное участие во всех мероприятиях вместе с детьми. Проживайте этот период (дошкольное детство) вместе , а не рядом. Именно в этот период надо успеть заложить и развить всё самое  лучшее, сформировать всё самое ценное.
Сформировать у ребёнка в этом возрасте интерес к чтению через различные виды деятельности – значит позаботиться о его интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале, открыть путь к важнейшему источнику информации – книге!

7 секретов воспитания интереса к чтению.

1 секрет. Читайте сами.
Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. В той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.
Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет. Все через интерес!
На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4 секрет. Оформление книг.
Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».
Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.
Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь.
И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!
Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать. Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.
Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких спорных вопросов можно придумать множество.
Например: дети с детского сада знают, что ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе. А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге. Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу. Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется, что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.

Рассказывайте ребенку. Пересказывайте ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.
Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.

Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек – это всегда интересный и успешный человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на общем родительском собрании"Развитие ритмического и фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на музыкальных и логоритмических занятиях в детском саду и дома"

Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы - звуки, из которых складываются произносимые нами слова. Определить уровень развития фонематического с...

Доклад на родительском собрании "Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста"

Организация гражданско-патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста...

Выступление на родительском собрании: «Формирование основ культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на родительском собрании:               «Формирование основ культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраст...

«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...