Духовно - нравственное развитие дошкольников
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Заложить и сохранить нравственные основы в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstv.vospit.doc | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно,уделяли в своё время мало внимания духовно-нравственному воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому,что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:
Духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Нравственность- это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольным учреждениям в этой области воспитаниянеобходимо решать следующие задачи:
- Воспитание нравственных и эстетических чувств;
- Формирование базисных основ личности;
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
- Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Поставленные задачи могут реализоваться через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:
- Непосредственная образовательная деятельность;
- Педагогических проекты;
- Мастер-классы;
- Творческие объединения педагогов;
- Кружковая деятельность;
- Досуги, развлечения;
- Экскурсии;
- Конкурсы, выставки
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т.д.
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Наиболее эффективным средством формирования нравственной культу...
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут во...
Программа "Духовно-нравственное развитие дошкольников"
Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффек...
Проект «Духовно – нравственное развитие дошкольников на основе приобщения детей к искусству родного края »
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношен...
Духовно-нравственное развитие дошкольников
Данный материал представляет собой описание опыта работы по реализации программы духовно-нравственного развития в ДОУ...
"Социально-коммуникативное развитие". "Включение родителей в духовно - нравственное развитие дошкольников".
Задачи: Повысить педагогическую компетентность родителей; Воспитывать интерес к духовнонравственному воспитанию; Приобщить родителей к народным, культурным, православным традициям.Формы работ...