Проект «Духовно – нравственное развитие дошкольников на основе приобщения детей к искусству родного края »
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

         То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее,  станет  его  и  нашей  жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.88 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Актуальность, цель и задачи проекта………………………..2
  2. Реализация проекта……………………………………….......4
  3. Мониторинг на начало и конец года………………………...6
  4. Вывод…………………………………………………………..9
  5. Список литературы…………………………………………...10
  6. Приложение 1:

Экскурсия в музейно – туристический центр «Золотая хохлома».

  1. Приложение 2:

Непосредственно – организованная образовательная деятельность по конструированию «Золотая Хохлома».

  1. Приложение 3: 

Непосредственно – организованная образовательная деятельность по

конструированию «Кукла из мочала».

  1. Приложение 4:

Занятие – беседа «Путешествие в прошлое России».

  1.  Приложение 5:

Занятие – беседа «Хохломской промысел».

  1.  Приложение 6: Консультация для родителей «Ручной труд с природным материалом».
  2.  Приложение 7:

 Анкета для родителей.

  1.  Приложение 8:

 Мастер класс по изготовлению куклы из мочала.

  1.  Приложение 9:

Папка-передвижка для родителей: Игрушки своими руками.

  1.  Фото приложения.

Актуальность

        Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

        То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее,  станет  его  и  нашей  жизнью.

В  настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей искажены представления о  доброте,  милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и  патриотизме. Дошкольный  возраст – период  активного познания  мира  и  человеческих  отношений, формирования основ  личности будущего гражданина.

Чем  младше  ребенок,  тем  большее  влияние  можно  оказать  на  его  чувства  и  поведение.

Современных  детей  характеризует  эмоциональная,  волевая  и духовная  незрелость.

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет  от души, а душа добра и красива народная.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народам, с его традициями и бытом с раннего детства.

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа. Сохранение  духовно-нравственного  здоровья  детей. Изучение истории, культуры  России  и родного города.

Задачи проекта:

1. Воспитывать любовь к прекрасному и развивать интерес к народному творчеству.

2. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

3. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры родного края.

4. Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием.

5. Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы «Теремок», воспитатели, родители.

Средства:

Книги. Картины, фотографии и иллюстрации о народном творчестве. Наборы игрушек, настольно – печатные и дидактические игры. Видео – и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, компьютер.

Реализация проекта:

Подготовительный этап

  • Анкетирование родителей (выявить, как родители относятся к культурному наследию родного края, что они делают для ознакомления детей с культурой и традициям своей страны).
  • Экскурсия в музейно – туристический центр «Золотая хохлома».
  • Оформление информационного уголка для родителей; размещение консультаций и рекомендаций по теме.
  • Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятия.

Основной этап

(планирование и организация деятельности)

Деятельность

Работа с родителями

Познавательная

Игровая

Продуктивная

Художественно - речевая

- Занятие – беседа «Путешествие в прошлое Нижегородского края».

(Приложение 4).

- Занятие – беседа «Хохломской промысел».

(Приложение 5).

- Экскурсия в музейно – туристический центр «Золотая хохлома».

(Приложение 1)

- Экскурсия в мини – музей детского сада.

-Тематические игры с природным материалом  «Природа и мы»;

-Сюжетно-ролевые игры с поделками;

-Дидактические игры с природным материалом;

-Самостоятельная игровая деятельность детей.

-Непосредственно – организованная

образовательная деятельность по конструированию  «Золотая хохлома».

(Приложение 2)

-Непосредственно – организованная

образовательная деятельность по конструированию «Кукла из мочала».

(Приложение 3)

- Загадки.

-Чтение и

заучивание пословиц.

-Рассматривание иллюстраций по темам занятий.

-Составление рассказов о своей поделке.

-Анкета для родителей

(приложение 7).

-

Консультация для родителей «Ручной труд с природным материалом».

(Приложение 6)

-Мастер класс по изготовлению куклы из мочала.

(приложение 8).

-Папка-передвижка для родителей: -Игрушки своими руками.

(Приложение 9)

Заключительный этап

  • Выставка семейных и детских творческих работ.
  • Оценка результатов всех участников проекта.
  • Фоторепортаж из жизни группы «Мы делаем  сами».

Ожидаемые результаты проекта:

1.Повышение уровня познавательной  активности детей, художественно - творческое развитие детей и  раскрытие индивидуальных творческих способностей.

2. Сформировать в детях такие качества личности, как:

  • Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
  • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
  • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;

3.Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.

Мониторинг на начало и конец проекта:

Целевые ориентиры

Уровень усвоения

Оценка

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,  склонен наблюдать, экспериментировать.

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

Знаком с произведениями писателей и поэтов родного края;

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории родного края;

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

Проявляет инициативу и самостоятельность в общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и ручном труде;

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

Способен самостоятельно выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои движения и управлять ими;

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого.                            

Средний -  Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать.

Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет».

3 балла

2 балла

1 балл

На начало периода:

Низкий уровень – 0 %

Средний уровень – 70%

                                   

Высокий уровень – 30%                                    

На конец периода:

Низкий уровень – 0%        

Средний уровень – 40%

Высокий уровень – 60 %

Вывод:

Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Список литературы:

1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.

3.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004

4.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005

5. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005

6.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия»1998

7.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина?  / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005

8. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010

9.Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005

10.Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду

Линка-Пресс – М. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

Формирование основ духовно-нравственного мировоззрения дошкольников на основе приобщения к истокам культуры малой Родины

Материал из опыта работы, раскрывающий особенности организации нравственно-патриотического и духовного воспитания на основании изучения и анализа ближайшего окружения, его истории и традиций....

ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.

Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...

Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания

В статье представлен опыт работы детского сада №81 "Мальвина" города Сургута ХМАО - Югры в рамках реализации задач патриотического воспитания дошкольников....

Информация о реализации проекта "Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания"

https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitanija/...

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественной культуры"

       Проект реализовался с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Детского православного развивающего центра «Ключ Разумения» с окормлением духовного ...