Проект «Духовно – нравственное развитие дошкольников на основе приобщения детей к искусству родного края »
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 49.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Актуальность, цель и задачи проекта………………………..2
- Реализация проекта……………………………………….......4
- Мониторинг на начало и конец года………………………...6
- Вывод…………………………………………………………..9
- Список литературы…………………………………………...10
- Приложение 1:
Экскурсия в музейно – туристический центр «Золотая хохлома».
- Приложение 2:
Непосредственно – организованная образовательная деятельность по конструированию «Золотая Хохлома».
- Приложение 3:
Непосредственно – организованная образовательная деятельность по
конструированию «Кукла из мочала».
- Приложение 4:
Занятие – беседа «Путешествие в прошлое России».
- Приложение 5:
Занятие – беседа «Хохломской промысел».
- Приложение 6: Консультация для родителей «Ручной труд с природным материалом».
- Приложение 7:
Анкета для родителей.
- Приложение 8:
Мастер класс по изготовлению куклы из мочала.
- Приложение 9:
Папка-передвижка для родителей: Игрушки своими руками.
- Фото приложения.
Актуальность
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Изучение истории, культуры России и родного города.
Задачи проекта:
1. Воспитывать любовь к прекрасному и развивать интерес к народному творчеству.
2. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
3. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры родного края.
4. Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием.
5. Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы «Теремок», воспитатели, родители.
Средства:
Книги. Картины, фотографии и иллюстрации о народном творчестве. Наборы игрушек, настольно – печатные и дидактические игры. Видео – и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, компьютер.
Реализация проекта:
Подготовительный этап
- Анкетирование родителей (выявить, как родители относятся к культурному наследию родного края, что они делают для ознакомления детей с культурой и традициям своей страны).
- Экскурсия в музейно – туристический центр «Золотая хохлома».
- Оформление информационного уголка для родителей; размещение консультаций и рекомендаций по теме.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятия.
Основной этап
(планирование и организация деятельности)
Деятельность | Работа с родителями | |||
Познавательная | Игровая | Продуктивная | Художественно - речевая | |
- Занятие – беседа «Путешествие в прошлое Нижегородского края». (Приложение 4). - Занятие – беседа «Хохломской промысел». (Приложение 5). - Экскурсия в музейно – туристический центр «Золотая хохлома». (Приложение 1) - Экскурсия в мини – музей детского сада. | -Тематические игры с природным материалом «Природа и мы»; -Сюжетно-ролевые игры с поделками; -Дидактические игры с природным материалом; -Самостоятельная игровая деятельность детей. | -Непосредственно – организованная образовательная деятельность по конструированию «Золотая хохлома». (Приложение 2) -Непосредственно – организованная образовательная деятельность по конструированию «Кукла из мочала». (Приложение 3) | - Загадки. -Чтение и заучивание пословиц. -Рассматривание иллюстраций по темам занятий. -Составление рассказов о своей поделке. | -Анкета для родителей (приложение 7). - Консультация для родителей «Ручной труд с природным материалом». (Приложение 6) -Мастер класс по изготовлению куклы из мочала. (приложение 8). -Папка-передвижка для родителей: -Игрушки своими руками. (Приложение 9) |
Заключительный этап
- Выставка семейных и детских творческих работ.
- Оценка результатов всех участников проекта.
- Фоторепортаж из жизни группы «Мы делаем сами».
Ожидаемые результаты проекта:
1.Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2. Сформировать в детях такие качества личности, как:
- Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;
3.Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.
Мониторинг на начало и конец проекта:
Целевые ориентиры | Уровень усвоения | Оценка |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
Знаком с произведениями писателей и поэтов родного края; | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории родного края; | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
Проявляет инициативу и самостоятельность в общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и ручном труде; | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
Способен самостоятельно выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои движения и управлять ими; | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; | Высокий - Ребенок самостоятельно выполняет все без вмешательства взрослого. Средний - Не уверен в себе, хотя с помощью взрослого или прямых указаний может сделать. Низкий- Действия ребенка хаотичны, нерациональны. Ребенок не уверен в себе: «не хочет», «не знает», «не умеет». | 3 балла 2 балла 1 балл |
На начало периода: Низкий уровень – 0 % Средний уровень – 70%
Высокий уровень – 30% | На конец периода: Низкий уровень – 0% Средний уровень – 40% Высокий уровень – 60 % |
Вывод:
Специфика воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Список литературы:
1.Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.
3.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004
4.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005
5. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса ,2005
6.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.-М: Издательский центр «Академия»1998
7.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005
8. Комарова Т.С., М.Б.Зацепина Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-Синтез, 2010
9.Маханева М.Д.Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005
10.Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду
Линка-Пресс – М. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".
Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....
Формирование основ духовно-нравственного мировоззрения дошкольников на основе приобщения к истокам культуры малой Родины
Материал из опыта работы, раскрывающий особенности организации нравственно-патриотического и духовного воспитания на основании изучения и анализа ближайшего окружения, его истории и традиций....
ПРОЕКТ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» для детей старшего дошкольного возраста.
Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных ...
Фотоотчет по реализации проекта "Духовно-нравственное развитие детей через приобщение к истории Красноярского края на основе традиций казачества".
Духовно-нравственное воспитание....
Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания
В статье представлен опыт работы детского сада №81 "Мальвина" города Сургута ХМАО - Югры в рамках реализации задач патриотического воспитания дошкольников....
Информация о реализации проекта "Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания"
https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitanija/...
Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественной культуры"
Проект реализовался с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Детского православного развивающего центра «Ключ Разумения» с окормлением духовного ...