Программа "Духовно-нравственное развитие дошкольников"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И. Пирогов.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу, сохранить нравственное здоровье детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.
Данная программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konechnaya_tsel_razumnogo_vospitaniya_detey.docx | 352.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознательном стремлении к идеалам добра
и правды и, наконец,
постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
Аннотация.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Данная программа даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом.
Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи.
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность, возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.
Итак, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит семье дошкольным учреждениям, воспитателям. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.
Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И. Пирогов.
Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу, сохранить нравственное здоровье детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.
Данная программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании и развитии у детей духовности и нравственности.
Тип программы: образовательная.
Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
•Социально-коммуникативное развитие, где проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
• Познавательное развитие, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев в целях развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
•Художественно-эстетическое развитие, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер – классы; используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры).
•Речевое развитие, где используются произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
•Физическое развитие, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги в целях становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на две возрастные группы с 4 до 5лет и с 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут в старшей группе, 25-30 минут в подготовительной. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется дошкольным образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями детей, с другими субъектами социализации: муниципальным бюджетным учреждением "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (МБУ "ЦСО") п. Савинский.
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания.
Программа духовно - нравственного развития дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Общей целью программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания и развития:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
- закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;
- расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
- продолжать расширять знания о государственных праздниках.
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, здоровьесберегающие технологии, соблюдение режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека,
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник детского сада, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении непосредственно образовательной деятельности;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности детей;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере детям.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к детям, коллегам;
- принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного развития в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
- педагогический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого ребенка, предоставление им возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
- культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
- краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
- принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.
- принцип результативности: предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты, игры.
- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.
Воспитательные процессы, положенные в основу программы призваны помочь ребенку сформулировать свою систему интересов, которые в его жизни в социальном развитии выполняют две важные общественные функции. Во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими его к определенным действиям; во-вторых, сближают его со своими сверстниками, с другими людьми, с обществом, что и является основой для социализации личности ребенка.
Данная программа многоаспектна и интегрирует в себя подпрограммы: «По сказочным тропинкам» - театральная деятельность; «Изонить» и «Народные традиции» - художественно-эстетическое направление; «Я и моя Родина» - нравственно-патриотическое направление; «Я выбираю здоровье» - физкультурно-оздоровительное направление. И это все является основой планирования работы педагогов во взаимодействии со всеми составными частями воспитательной деятельности детского сада. Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга, обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Программа включает в себя 8 разделов (циклов) на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, музея, библиотеки, учреждения здравоохранения и Муниципального бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (МБУ "ЦСО") п. Савинский.
1. «Я в мире». В данном цикле проводится диагностика воспитателей, воспитанников, их родителей о духовно-нравственных ценностях; изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье; тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, воспитательские наблюдения, беседы.
2. «Мир – прекрасное творение». Через знакомство с окружающим миром данного цикла открывается дошкольникам путь к нравственно-духовной стороне познания окружающего мира, обращая внимание детей на богатство, красоту и разнообразие. Учим видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы. Воспитываем чувства ответственности по отношению к природе, подводим к пониманию взаимосвязи живой и неживой природы. Формируем средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии.
3. «Добро и зло». Занятия данного цикла на примере произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учим детей различать понятия добра и зла, даем представление о нравственной свободе человека, помогаем увидеть красоту нравственных поступков. Основными задачами таких занятий являются – научить ребёнка в себе видеть эти движения к добру и злу и различать их, воспитывать у детей делать выбор в пользу добра, следовать за добрым влечением сердца и совести, формировать христианское отношение к ближним. В данном цикле имеет место чтение художественной литературы по духовно-нравственной теме, этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, выставки, семейные чтения, семейные посиделки.
4. «В здоровом теле – здоровый дух». Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; профилактика вредных привычек; на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. Совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы-практикумы, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.
5. «Край, в котором я живу». На занятиях данных циклов знакомим дошкольников с родным городом: историей, памятниками архитектуры, историческим значением города в жизни России, со святынями и памятными местами родного края. На занятиях с детьми просматриваем страницы истории Российского государства, узнаем об историческом прошлом и настоящем Родины, государственной символики, русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей русской земли. Основные задачи циклов а) воспитываем у детей чувства любви к своему городу, к своей стране, б) уважение и признательность к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию,
в) гордость к историческому прошлому п. Савинский, Архангельской области, Русского государства.
6. «Труд и порядок». Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества.
В данном цикле проводятся беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры, встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т.д.
7. «Я гражданин своей страны». Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма; развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям, поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. На данном этапе проводятся экскурсии в храм, музеи, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, этические беседы, встречи с семьями, просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.
8. «Моя семья - мой мир». На занятиях данного цикла знакомим детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведения праздничных дней, содействуем формированию представлений детей об особенностях разных материалов и правила пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Основные задачи циклов: а) воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах, б) ориентировать дошкольников на мужественные и женские образцы поведения.
Учебно-тематический план
духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников.
Раздел, цикл | Тематика занятий цикла | Описание |
I.«Я в мире» | 1. «Кто я?». 2. «Каким я хочу быть?». 3. «Моя семья». 4. «Мои увлечения». 5. «Волшебное зеркальце». | Проведение диагностики, тестирования, анкетирование и наблюдение за детьми и их отношениями в семье. |
II. «Мир – прекрасное творение» | 1. «Живая и не живая природа». 2.«Неизведанный космос». 3. «Природные явления». 4.« Животный мир». 4. «Многообразие растений». 5. «Птицы. Зачем птице крылья?». 6. «Вода. Водоворот в природе. Зачем нужна вода?». 7. «Воздух. Если бы не было воздуха». 8. «Наша планета – наш дом». 9. «Осень». 10. «Зима». 11. «Весна». 12. «Лето». 13. «Рыбы». 14. «Насекомые». 15. «Пресмыкающиеся». | ЦЕЛЬ: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Включает игровую, занимательную форму проведения занятий, которая отвечает психологическим особенностям, особенностям развития познавательных интересов. Самостоятельная деятельность детей строится с учетом их интересов, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Самостоятельная деятельность способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга детей, наполняя его социально-ценностным содержанием. Реализация данного цикла позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать у дошкольников читательский вкус, интерес к знаниям, создает атмосферу интеллектуального поиска. Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействие воспитателей и других педагогов детского сада по созданию максимально комфортных условий развития ребенка. |
III. «Добро и зло» | 1. «Добро и зло, справедливость». 2.«Правила поведения: Послушание и непослушание». 3. «Мои друзья, верность». 4. «Кто мой ближний?». 5. «Жадность и щедрость». 6. «Правда и ложь». 7. «Совесть, порядочность». 8. «Когда говорим мы спасибо?» 9. «Милосердие, сочувствие». 10. «Уроки доброты». 11. «По страницам добрых книг». 14. «Умение прощать». 15. «О дружбе». 16. «Храбрость и трусость». 17. «Добрые слова и добрые поступки». 18. «Книги – наши друзья» | ЦЕЛЬ: формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции. Включает опыт проживания ситуаций гуманного, нравственного поведения; развитие навыка проявлять заботу в отношении близких и дальних, быть уважительным к другим людям. Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействия педагога и ребенка через ситуацию планирования, организацию общих традиционных мероприятий; разработку ключевых творческих дел, предусматривающих интеграцию деятельности детских объединений. |
IV. «В здоровом теле – здоровый дух». | 1. «Здоровая и вкусная еда». 2. «Вредные привычки». 3. «Самомассаж. Волшебные точки». 4. «Если хочешь быть здоров - закаляйся». 5. «Витамины и минералы». 6. «Спорт – это здоровье». 7. «Мойдодыр». 8. «Оказание первой помощи». 9. «Прививки и обследование». | ЦЕЛЬ: формирование физической культуры, навыков здорового образа жизни. Валеологическое обеспечение на физиологическом, психологическом и социальном уровнях путем сохранения, укрепления и формирования здоровья. Исходя из необходимости развития у детей представлений о здоровье как многоаспектном явлении, в данном цикле используются здоровьесберегающие технологии. Создание психологического Благополучия предусматривает использование психогимнастики на занятиях, релаксацию, изучение психологического состояния детей в группе, стиля общения с взрослыми. |
V. «Край в котором я живу» | 1. «История возникновения города Ачинска». 2. «Знакомство с гербом города и его гимном». 3. «Улицы и здания города». 4. «Парки нашего города». 5. «Памятники нашего города». 6. «Город – село». 7. «Храмы и соборы нашего города». 8. «Казанский собор». 9. «Страницы истории». 10 «Архитектура нашего города». 11. «Современный и забытый Савинский». 12. «Люди нашего города и края». | ЦЕЛЬ: воспитание общей культуры, верности духовным традициям России, чувства ответственности. Включает участие детей в общественно-полезных делах. Педагоги, используя экскурсии, целевые прогулки, организуя народные праздники, вечера встреч, рассказывают своим воспитанникам о позитивных событиях в истории страны, родного города, культурных, научных, спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа. Мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего отечества. Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействия педагога и ребенка по развитию социально значимых качеств и компетенций; организацию встреч с интересными людьми. |
VI. «Труд и порядок». | 1. «Что такое труд и трудолюбие?». 2. « Все профессии нужны, все профессии важны» 3. « Любовь к труду у всех на виду» 4. « Выбирая профессию (на основе сюжетно-ролевых игр)». 5. «Русский фольклор о труде». 6. «Битый не битого везет». | ЦЕЛЬ: воспитание трудолюбия, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям различных профессий. Включает работу по вовлечению детей в посильный, развивающий труд, который предполагает обучение обслуживающим видам труда, занятия ручным и художественным трудом, общественно-полезный труд, профориентацию. Полученные навыки являются для большинства детей основой в дальнейшей профессиональной деятельности, повышают уровень их социально-бытовой адаптации, расширяют возможности трудового устройства. Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействия воспитателя и ребенка на основе развития навыков практически полезной социально значимой деятельности; поиск путей стимулирования и создания ситуаций успеха для самореализации личности. |
VII. «Я гражданин своей страны» | 1. «Мы маленькие дети на большой планете». 2. «Наша Родина - Россия». 3. «Мой край». 4. «Защитники нашей Родины». 5. «Наши космонавты». 6. «Этот День Победы». 7. «Наша страна одна из самых больших на планете». | Цель: воспитывать чувства любви к своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое русского государства. Занятия данного цикла знакомит детей с Россией, гимном и гербом страны, со столицей нашей Родины; памятниками архитектуры, природно-географическими особенностями; святынями и памятными места нашей страны), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской. |
VIII. «Моя семья – мой мир». | 1. «Моя семья». 2. «Приходите в мой дом». 3. «Дом, в котором я живу». 4. «Моя дружная семья». 5. «Моя родословная». | Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. На занятиях данного цикла дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. |
Виды деятельности и формы занятий с воспитанниками.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Я гражданин своей страны».
Беседы: «Давайте поиграем»; «На всей земле ищу России имена»; «День народного единства», «Истории нашего города», «Русская осень», «Их помнит вся Россия», «Что такое герб», «Флаг – символ государственной власти», «Государственный гимн Российской Федерации», «Президент РФ – правитель, защитник интересов России в мире», «История российской армии», «Я – будущий избиратель», «Что такое героизм?», «Ордена и медали России»; «Терроризм - угроза обществу»; «День славянской письменности и культуры»
Познавательные игры: «История – дорога во времени», «Русь летописная».
Экскурсии по историческим и памятным местам: в краеведческий музей, экскурсии по улицам поселка.
Тематические вечера: Исторический вечер «Столица нашей Родины – Москва»; игровая программа: «Полёт в космос»; вечер памяти «День Победы».
Просмотр кинофильмов и презентаций: «Они сражались за Родину».
Чтение книг: книги об истории России и другие.
Творческие конкурсы, фестивали, праздники: Фольклорный праздник «Мы - Россияне», Конкурсная программа «Праздник русского фольклора».
Театрализация: Рассказ с элементами театрализации «Боевое прошлое русского народа». Спортивные соревнования: «Богатырская игра».
Встреча с ветеранами и военнослужащими. Деятельность вне детского сада: забота о памятниках защитникам Отечества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. «Добро и зло».
Беседы: «Этика», Этичные и неэтичные поступки, «Чем я богат», «Что такое
хорошо и что такое плохо?», «Моральный облик человека. Клевета, ложь, сплетня», «Речь – зеркало души человека», «Культурная среда», «Честность – прежде всего».
Досуги - путешествия: Игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью».
Тренинги общения: «Разыгрывание ситуаций», «Волшебный стул», «Способы повышения настроения», на релаксацию.
Творческая деятельность (театральные постановки, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России): Кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?» (по мотивам сказки В. Сутеева), «Как медвежонок Проша говорил неправду», «Трудолюбивая курочка»; «Обманом не проживешь».
Праздники: «Празднование Рождества на Руси», Праздник народных игр «Святки», «Душа моя Масленица», «Колядки» и другие.
Мероприятия направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения: Диалог-тренинг по теме: "Улыбка. В чем ее секрет?", «Можно ли справиться со злом?», «Агрессивное поведение дошкольников», игры и тренинги на саморегуляцию поведения, на формирование сознательного контроля агрессии, «Всегда ли я хороший: мой характер; мои достоинства и недостатки», «И на солнце есть пятна: принятие себя», «Каким я хочу быть: умение властвовать собой», «Культура спора», «Я как друг» или «Отчего бывает одиноко», Международный женский день. Накроем праздничный стол; Мой дом - моя крепость. Правила поведения в нем; «Зачем человеку чувство стыда?».
Игровой тренинг: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Открытое сердце», Урок общения: «Возьми немного света моего…», «Конфликты. Как избегать конфликтов», Тренинги общения: «Зеркало», «Психологический автопортрет», «Кто Я?», «Назови свои сильные стороны», «Плохо одному: речь как основное средство общения», «Искусство общения: слушали, услышали, прослушали».
Тренинги общения: «В двух словах», «Если я тебя правильно понял», «Коммуникация», «Слово веселит, огорчает, утешает…», Тренинги общения: «Цветик-семицветик», «Разыгрывание ситуаций», «Комплимент», «С детства дружбой дорожить учат в школе…», «Я и другие», «Как поступить?», «Как правильно дружить», «Кого мы называем другом», «Если дружбой дорожить»;
Правила поведения в общественных местах: улице, театре, музее, библиотеке.
Игра-путешествие по станциям; «Учимся справляться с чувством обиды», «Передай добро по кругу!»; «Подарок коллективу»; «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».
Открытые семейные праздники: «День именинника», календарные праздники и др. Деятельность вне детского сада: посильное участие в оказании помощи другим людям: подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. «Труд и порядок».
Экскурсии: по улицам города «Моя дорога в детский сад», в пищеблок детского сада, в универсальный магазин «Эконом», «Почта» и др.
Самообслуживание: поддержание чистоты, опрятности во внешнем виде в течение дня; уборка постели, смена постельного белья; содержание в порядке и чистоте одежды и принадлежностей личной гигиены; уборка со стола; поддержание порядка в кабинке с верхней одеждой; выполнение гигиенических процедур.
Хозяйственно-бытовой труд: поддержание чистоты и порядка в группе; поддержание чистоты на участке; поддержание порядка в музыкальном и спортивном залах; забота о сохранности спортивного и музыкального
инвентаря; заливка горок и ледяных дорожек, посыпание дорожек песком;
дежурство по столовой и групповому блоку.
Ручной труд: работа с природным материалом (жёлуди, шишки, косточки и т.п.); самостоятельное изготовление игрушек для игр; ремонт книг, настольно-печатных игр; активное участие в оформлении музыкального зала, групповой комнаты, коридора к праздникам (изготовление украшений); изготовление кормушек для птиц из бросового материала, готовых частей; изготовление игрушек-забав для малышей; изготовление подарка для мамы; изготовление сувениров для сотрудников детского сада.
Проведение презентаций «Труд наших родных».
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. «В здоровом теле – здоровый дух».
Беседы, занятия: Марафон “Поезд здоровья”. Устный журнал «Если хочешь
быть здоров!". «Открытое сердце». Занятие с элементами практических действий «Как сохранить хорошее зрение». Релаксационная программа «Хорошего настроения!», витаминиада «Школа здоровья для детей».
Игры, тематические вечера: Познавательная викторина «Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее». Урок здоровья «Путешествие на остров здорового образа жизни». Своя игра «Человек и его здоровье». Ток-шоу «Суд над вредными привычками». Тематический вечер «Формула здоровья». Практическое задание – тест «Оцени свое здоровье» (игра по станциям). Познавательно-спортивная игра «Как мы спасали солнышко».
Спортивные праздники, подвижные игры: спортивно-развлекательная игра «Олимпионик». Физкультурный досуг «Поле чудес». Веселые старты «Ловкие, веселые, умелые». Оздоровительный досуг «Зимняя олимпиада». Физкультурно-познавательный досуг «Значение осанки в жизни олимпиоников».
Праздник народных игр «Вокруг света». Спортивный досуг «Физкультпривет».
Дни здоровья: «Спорт в жизни людей».«Путешествие на планету здоровья». «Без режима, друзья, нам и дня прожить нельзя!» «Зимняя сказка». «Путешествие в Спортландию». «Волшебная страна игр». «Дружные ребята». «Движение есть жизнь». Конкурс рисунков: «Здоровому – все здорово». Рисование на тему: «Нет-курению! Да-здоровью!»
Театрализованное представление по теме: «Чисто жить – здоровым быть».
Демонстрация слайдов: «Полезные привычки».
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание) «Мир прекрасное творение».
Беседы: «Береги все живое», «Прогулки в природу», «Планета Земля в опасности», «Бесценная и всем необходимая вода», «Беседа об осени», «Беседа о лесе», «Как люди помогают лесным обитателям», «Внутренние органы человека», «Берегите природу», « Летопись природы родного края».
Наблюдения: наблюдение за цветущими травянистыми растениями участка.
Наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе. Растения в уголке природы. Что мы знаем о птицах? Наблюдение за птицами на прогулке. Наблюдение за попугаем. Наблюдение за аквариумными рыбками. Наблюдения за водой, снегом и льдом. Наблюдение за солнцем. Наблюдения за ветками в вазе. Рассматривание первоцветов. Наблюдение за божьей коровкой.
Игры: овощи и фрукты на нашем столе. Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в варёном?». Викторина «Знатоки природы». Экологическая викторина. Интеллектуально-познавательная игра «В мире этикеток». Брейн-ринг «Что ты знаешь о природе и её обитателях?». Деловая игра «Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу». Экологическая игра «Природа – это наши корни, начало нашей жизни». Знакомство с природой: Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях. «Зеленая елочка – живая иголочка». Воздух. Размножение животных и растений. «Наши четвероногие друзья» Неживая природа. «Во саду ли, в огороде».
Экскурсии: в парковую зону «Как растения готовятся к зиме?», в пригородный лес.
Труд в природе: уход за комнатными растениями, уборка огородных гряд и цветочных клумб; сбор овощей и семян цветов на клумбе; вскапывание огорода, формирование гряд, посадка овощей, уход за корнеплодами; дежурство в уголке природы; пересадка комнатных растений, подкормка, разведение новых видов; посадка семян и клубней цветов на территории детского сада, уход за ними.
Деятельность вне детского сада: опыт практической заботы о сохранении чистоты природы: участие в посильных экологических акциях в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т. д.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания детей на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинга, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов детского сада); анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тесты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей, наблюдения за детьми педагогом.
Оценка и развитие этих и других личностных результатов образовательной деятельности детей осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ребенка.
В ходе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки воспитанников, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности вне учебной деятельности.
Список литературы.
- Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
- Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
- Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
- И.А. Каирова, О.С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997;
- Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
- Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
- Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
- Интернет-ресурсы.
Программа «Духовно-нравственное развитие дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"
Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....
Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"
Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников"...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...
Игротренинг по обмену опытом развития игровой дея-тельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников...