Духовно-нравственное развитие дошкольников
статья на тему
Данный материал представляет собой описание опыта работы по реализации программы духовно-нравственного развития в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.docx | 585.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников».
Описание опыта работы.
Перед современной системой образования стоит важная задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранения ее в наших детях. Знания традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое это фундамент стабильной полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Благодаря использованию в современной образовательной системе "этнокультурного, краеведческого компонента содержания образования", его богатейшим и уникальным учебно-воспитательным возможностям, думается, можно решить актуальнейшие проблемы нашего времени: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия — природного мира. Российское общество постепенно начинает понимать, что важнейшей основой его саморазвития должно стать осознание каждым человеком национальных интересов России, понимание каждым своей собственной позиции как позиции гражданина полиэтнического государства, освоение каждой личностью духовно-нравственных ценностей народа.
Общество имеет два важнейших института передачи своего культурного опыта. Это институт семьи и система образования.
И семья, и система образования как общественные институты наследования культурного опыта, обеспечивающие жизнеспособность общества, имеют сейчас двуединую общую цель. Эта цель такова — развитие проектных способностей детей и становление национального сознания, обеспечивающих жизнеспособность общества и сохранность природной среды.
Поставленная цель достижима только тогда, когда осваиваются не внешние, "сувенирные", признаки культурного наследия, а его живое, вечно развивающееся ядро. Это ядро можно определить как нераздельное триединство истины, красоты и добра. Именно эти нравственно ориентированные категории являются сущностными характеристиками народной культуры.
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе радостной работы на основе народных традиций с детьми мы видели, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, так как народная культура и народная педагогика обладает удивительной способностью буквально у нас на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. В процессе работы ребенок раскрывается, как цветок, а родители начинают интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке.
Начиная работу по духовно-нравственному воспитанию, мы руководствовались задачами программы «Детство» Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена г. Санкт-Петербурга. Девиз программы «Чувствовать – познавать - творить». Воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду построен на решении задач патриотического, духовно-нравственного воспитания детей во время непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах. Это очень продуктивная модель, так как благодаря особой программе и единому перспективному плану решает проблему системно. Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой. Таким образом, это системное основание для развития личности ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков.
Основной особенностью работы с детьми по народному календарю является
гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, где постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей, основанных на положительных эмоциях: общий труд и общий праздник, например, осенние капустники, устраивались в большой избе, где заготавливали капусту, трудились, во время работы пели, рассказывали сказки, побайки, шутили и т.д., здесь же после работы устраивали хороводы, игры.
К каждому календарно-обрядовому празднику нужно было приготовиться. Подготовка включает в себя изготовление костюмов, атрибутов, инструментов, обрядовых кукол и т.д. Таким же образом и построены занятия:
- теоретическая часть (проводится по единому перспективному плану на
основе народного календаря):
- этап - на современном материале,
- этап - на «преданьях старины глубокой»
- практическая часть:
1 этан - рукоделие,
2 этап - календарный обрядовый праздник, фольклорные посиделки или
народное гулянье.
Основными блоками традиций, освоение которых осуществляется, являются:
- гражданско-патриотические традиции (воспитатель Глухова Галина Андреевна, методическая тема «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций»),
- трудовые традиции,
- экологические традиции,
- коммуникативные традиции (воспитатель Ренгольд Татьяна Семеновна, методическая тема «Развитие речи воспитанников на основе УНТ»),
- традиции здорового образа жизни,
- бытовые традиции.
Основной формой контроля результативности являлось текущее наблюдение, беседы, вопросы к детям. Результаты работы отслеживались в естественных условиях и специально организованных видах деятельности: проведении праздников, викторин, беседах с родителями, играх и т.п. этому способствовали разные методы работы, проводимые нами (словесные, наглядные, практические). Накопленные знания, впечатления применяются детьми в жизни, что позволяет воспитывать чувство любви и привязанности к родным местам, уважительное отношение к землякам.
Мы провели диагностическое исследование в детском саду по вопросу духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Родители высказали свое мнение за воспитание нравственно здоровой личности. Это говорит о том, что им небезразлично, каким вырастет их ребенок и каким будет наше общество в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников
На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной жизни. Об этом говорят: высокая детская преступность, искажен...
Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
Природа- как важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта дошкольника.
В материале раскрываются необходимые условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание....
Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре
Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...