«Технология цветотерапии как фактор психофизического и речевого развития детей с ОВЗ».
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Технология цветотерапии как фактор психофизического и речевого развития детей с ОВЗ».
. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Цветотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния.
Учеными давно доказано влияние цвета на психологическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Определенный цвет имеет свое определенное воздействие на человека и педагогам необходимо знать и учитывать это в своей работе.
Психологически различные цвета действуют на состояние и внутренний баланс каждого человека в любой момент: активности, релаксации, эмоциональной стабильности. То есть, они оказывают прямое влияние, которое может быть запрограммировано. Научные исследования последних лет показывают, что физически цвета одинаково влияют на всех без исключения людей, вне зависимости от отношения конкретного индивидуума к какому-либо из них. Свойства конкретных цветов прекрасно известны, и используя их по отдельности или вместе, можно достичь великолепных результатов
Новизна опыта заключается в создании совокупности эффективных методов и приёмов укрепления психического здоровья дошкольников для полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни.
Используя технологию цветотерапии, можно решить следующие задачи:
Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.
Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.
Развитие правильного дыхания.
В работе c детьми элементы цветотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых, учитывая психоэмоциональное состояние ребенка на данный момент. Например: упражнение «Цветик - семицветик». Дети должны выбрать лепесток любого цвета, сорвать с цветка, загадать желание и подуть на него длительно и плавно.
Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка» дети выполняют в соответствии текста стихотворения, опираясь на зрительный контакт. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную.
Ребенок, по выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». В работе широко используются «Разноцветные сказки» Н.В.Нищевой, что помогает детям усвоить названия основных и оттеночных цветов, а так же дидактический материал Вохринцевой С. В. «Цветная палитра» или «Путешествие в «Зеленый лес».
Используя технологию цветотерапии при развитии фонематических процессов, заметно улучшается качество логопедической работы. На этом этапе использую такие игры как: «Цветные дорожки», «Узор из звуков», «Разноцветные шапочки», «Звуковые мячи».
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации откликаются на яркие впечатления, для работы можно выбрать цветной песок, сухие бассейны с разными наполнителями. Этот материал очень нравится детям. С помощью яркого, гигиеничного, наглядного материала (цветные крышки) дети знакомятся с понятиями основных цветов, сравнением величин, развивают мелкую моторику рук и умение логически мыслить.
Коррекционное направление предполагает работу по укреплению психофизического здоровья детей. Подготовить тревожных и агрессивных детей к оздоровлению помогают релаксационные игры, которые включают в себя музыкальное сопровождение. Если дети неспокойны или расстроены, помогает игра «Танцующие руки». «Путешествующий шарик» развивает внимание детей и тренирует чувство расстояния.
. Для снижения уровня агрессии и тревожности используются «Волшебные краски». Дети закрепляют знания о зеленом цвете смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый. «Подбери оттенки» совершенствует знания о зеленом цвете. Дети различают пять оттенков зеленого цвета, в порядке убывания светлоты. Игра «Цветовая визуализация» заключаются в рассматривании воображаемой картинки или предмета определенного цвета. Вода прекрасно воспринимает и сохраняет информацию, поэтому уместно предложить «Цветную воду». Достаточно оставить стакан с водой на зеленой подставке и она воспримет и передаст необходимую энергию. «Цветную» воду дети пьют не спеша, маленькими глотками.
Деятельность по укреплению у детей психического здоровья по средствам цветотерапии должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.
Важная роль в преодолении агрессивности и тревожности у детей принадлежит родителям.
С самого начала взаимодействия необходимо чётко организовать работу, чтобы помочь родителям уяснить задачи и специфику укрепления у детей психофизического здоровья, познакомить с данными статистики. При этом используются все формы общения: консультации, папки-передвижки, информационные стенды, газеты, родительские собрания, семинары-практикумы, буклеты, занятия детско-родительского клуба: «Разноцветные ромашки». Главная цель в работе с родителями и педагогами – помочь им осознать важность работы над проблемой; познакомить их с методами и приёмами укрепления у детей психического здоровья; стимулировать к активному участию в создании благоприятной обстановке в семье, в детском саду.
В результате разнообразная игровая деятельность с цветом позволяет восстановить уровень психических отклонений у ребенка и делает обучение интересным, помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста, а также способствует оздоровлению всего организма.
Предварительный просмотр:
«Технология цветотерапии как фактор психофизического и речевого развития детей с ОВЗ».
. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Цветотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния.
Учеными давно доказано влияние цвета на психологическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Определенный цвет имеет свое определенное воздействие на человека и педагогам необходимо знать и учитывать это в своей работе.
Психологически различные цвета действуют на состояние и внутренний баланс каждого человека в любой момент: активности, релаксации, эмоциональной стабильности. То есть, они оказывают прямое влияние, которое может быть запрограммировано. Научные исследования последних лет показывают, что физически цвета одинаково влияют на всех без исключения людей, вне зависимости от отношения конкретного индивидуума к какому-либо из них. Свойства конкретных цветов прекрасно известны, и используя их по отдельности или вместе, можно достичь великолепных результатов
Новизна опыта заключается в создании совокупности эффективных методов и приёмов укрепления психического здоровья дошкольников для полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни.
Используя технологию цветотерапии, можно решить следующие задачи:
Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.
Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.
Развитие правильного дыхания.
В работе c детьми элементы цветотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых, учитывая психоэмоциональное состояние ребенка на данный момент. Например: упражнение «Цветик - семицветик». Дети должны выбрать лепесток любого цвета, сорвать с цветка, загадать желание и подуть на него длительно и плавно.
Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка» дети выполняют в соответствии текста стихотворения, опираясь на зрительный контакт. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную.
Ребенок, по выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». В работе широко используются «Разноцветные сказки» Н.В.Нищевой, что помогает детям усвоить названия основных и оттеночных цветов, а так же дидактический материал Вохринцевой С. В. «Цветная палитра» или «Путешествие в «Зеленый лес».
Используя технологию цветотерапии при развитии фонематических процессов, заметно улучшается качество логопедической работы. На этом этапе использую такие игры как: «Цветные дорожки», «Узор из звуков», «Разноцветные шапочки», «Звуковые мячи».
Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации откликаются на яркие впечатления, для работы можно выбрать цветной песок, сухие бассейны с разными наполнителями. Этот материал очень нравится детям. С помощью яркого, гигиеничного, наглядного материала (цветные крышки) дети знакомятся с понятиями основных цветов, сравнением величин, развивают мелкую моторику рук и умение логически мыслить.
Коррекционное направление предполагает работу по укреплению психофизического здоровья детей. Подготовить тревожных и агрессивных детей к оздоровлению помогают релаксационные игры, которые включают в себя музыкальное сопровождение. Если дети неспокойны или расстроены, помогает игра «Танцующие руки». «Путешествующий шарик» развивает внимание детей и тренирует чувство расстояния.
. Для снижения уровня агрессии и тревожности используются «Волшебные краски». Дети закрепляют знания о зеленом цвете смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый. «Подбери оттенки» совершенствует знания о зеленом цвете. Дети различают пять оттенков зеленого цвета, в порядке убывания светлоты. Игра «Цветовая визуализация» заключаются в рассматривании воображаемой картинки или предмета определенного цвета. Вода прекрасно воспринимает и сохраняет информацию, поэтому уместно предложить «Цветную воду». Достаточно оставить стакан с водой на зеленой подставке и она воспримет и передаст необходимую энергию. «Цветную» воду дети пьют не спеша, маленькими глотками.
Деятельность по укреплению у детей психического здоровья по средствам цветотерапии должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.
Важная роль в преодолении агрессивности и тревожности у детей принадлежит родителям.
С самого начала взаимодействия необходимо чётко организовать работу, чтобы помочь родителям уяснить задачи и специфику укрепления у детей психофизического здоровья, познакомить с данными статистики. При этом используются все формы общения: консультации, папки-передвижки, информационные стенды, газеты, родительские собрания, семинары-практикумы, буклеты, занятия детско-родительского клуба: «Разноцветные ромашки». Главная цель в работе с родителями и педагогами – помочь им осознать важность работы над проблемой; познакомить их с методами и приёмами укрепления у детей психического здоровья; стимулировать к активному участию в создании благоприятной обстановке в семье, в детском саду.
В результате разнообразная игровая деятельность с цветом позволяет восстановить уровень психических отклонений у ребенка и делает обучение интересным, помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста, а также способствует оздоровлению всего организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ достаточно эффективным....
Статья "Основные факторы и особенности речевого развития детей двух-трех лет".
В этой статье рассматриваются особенности речевого развития детей 2-3 лет. Описываются факторы, влияющие на речь малыша: игры со сверстниками, общение со взрослыми. Говорится о роли окружения, родител...
Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы ...
Статья: "Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ".
В статье рассматривается роль таких здоровьесберегающих технологий, как логопедическая ритмика и фитбол-гимнастика, а также их значимость в коррекции психофизического и речевого развития детей дошколь...
Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование ИКТв коррекции психофизического и речевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: Воспитатель: Гуслякова Н.В. ...
Технология «Сторителлинг» - как средство повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.
Сторителлинг – это технология для развития речи и творчества дошкольников — это искусство рассказывать интересные, запоминающиеся истории....
: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».
Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...