Статья "Основные факторы и особенности речевого развития детей двух-трех лет".
статья по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_rech_statya.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Л.Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 71 Калининского района
Санкт-Петербурга
Основные факторы и особенности речевого развития детей двух-трех лет
Речь ребенка - один из важнейших инструментов познания мира, она тесно связана с мышлением. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, что видели, куда ходили, используя различные части речи.
Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Количество понимаемых слов значительно возрастает. К трем годам дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Если ребенок не получает ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то физическое и психологическое развитие задерживается. Поэтому родители должны помнить, что быстрое развитие речи ребенка происходит лишь при условии его активной стимуляции взрослыми.
Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3-им годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми.
Игра – это основная деятельность ребенка. Поэтому следует в воспитательно-образовательном процессе нужно использовать больше игр: игры с пальчиками, игры с предметами, рисование, лепка, игры с конструкторами и мозаикой. Следует активно развивать мелкую моторику, как речевой центр в коре головного мозга и центр тонкой моторики, находящийся рядом. Нужно развивать слуховое внимание, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Также необходимо развивать речевое дыхание ребенка, используя игры и забавы. Развитие у ребенка основных качеств голоса (силу и высоту) также способствует улучшению произносительной стороны речи у детей двух – трех лет. Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
В заключение хотелось бы сказать, что если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, быть терпеливым и ласковым, то в подавляющем большинстве случаев ребенок заговорит.
Литература
1. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
2. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"
"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"Консультация для родителей "Аппликация помогает ребёнку развиваться".Уважаемы...
«Технология цветотерапии как фактор психофизического и речевого развития детей с ОВЗ».
цветотерапия для рразвития речи...
Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
Методическая разработка. Аппликация – как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет
Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учрежд...
Особенности речевого развития детей 2 – 3 лет в норме и при задержке речевого развития
Рекомендации родителям о речевом развитии малыша...