Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет
консультация на тему
Программа воспитания культурно-гигиенических навыков у детей ясельной группы. Указаны цели, задачи и итоги работы на конец учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitania_kulturno-gigienicheskikh_navykov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста (2–3 лет).
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно
выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
Перед воспитателем стоит проблема организации в современном ДОУ рациональной обстановки для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать программу, направленную на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (помочь младшему ребенку дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, умение самостоятельно обслуживать себя, помогать сверстникам, следить за своим внешним видом).
Данная программа основана на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.)
Принципы программы:
1. От простого к сложному.
2. Доступность.
3. Воспитывающая и развивающая направленность.
4. Активность и самостоятельность.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
6. Сохранение положительного эмоционального настроя детей,
активизации любознательности.
Цель программы:
Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста.
В программе раскрываются задачи и содержание работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, что должны уметь дети к концу года.
Задачи и содержание работы:
1.Способствовать осмыслению детьми необходимости соблюдения правил личной гигиены;
2. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды);
3. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными и опрятными;
4. Учить правильно пользоваться предметами личной гигиены;
5. Познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
6. Приучать детей следить за своим внешним видом;
7. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого;
8. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
9. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком);
10. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке;
11. Формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;
12. Обучать детей порядку одевания и раздевания;
13. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого;
14. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
15. Учить правильно надевать одежду и обувь;
16. Создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
17. Формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
- прямое обучение;
- показ;
- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, непосредственной, образовательной, практической.
К концу года дети могут:
1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого) .
2. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках.
3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке.
4.Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.
5. Усвоить порядок одевания и раздевания.
6. Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
1. Закатать рукава;
2. Смочить руки;
3. Взять мыло, намыливать до появления пены;
4. Мыть руки;
5. Смыть мыло;
6. Умыть лицо.
7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце и в свою ячейку;
Навыки культуры еды включают умение:
1. Держать ложку;
2. Не крошить хлеб;
3. Не разговаривать за столом;
4. Благодарить;
5. Пользоваться салфеткой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4. Снять обувь;
5. Снять колготки, носки;
6. Надеть в обратной последовательности.
Навыки пользования носовым платком включают умения:
1. Достать платок из кармана.
2. Развернуть.
3. Использовать по назначению.
4. Свернуть.
5. Убрать в карман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...
план самообразования воспитателя по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет"
Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов....
Перспективный план работы с детьми 2-3 лет по теме: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет»
Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на пр...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...