Развивающая предметно-пространственная среда
консультация на тему
Предварительный просмотр:
« Предметно-развивающая среда для образовательной деятельности детей старшего возраста »
Выполнила: воспитатель МБОУ «СОШ № 54»
- 1. Введение
- Что такое предметно-развивающая среда( ПРС ) и принципы ее построения
- Что такое деятельность? Виды деятельности. Образовательная деятельность.
- Организация предметно-развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста.
- Общие требования к организации предметно-развивающей среды и ее характеристика.
- Организация по зонам
а) зона науки
б) зона строительно-конструктивных игр
в) зона искусства
г) математический уголок
д) зона грамотности
е) зона сюжетно-ролевых игр
ж) зона художественно-театральной деятельности
з) таблица необходимого оборудования
III. Заключение
- Введение.
Осваивая и изучая достаточно сложный, но интересный подход к ребенку со стороны среды (Ю.С. Мануйлов), в основе которого лежит система управленческих действий со средой, мы стремимся превратить наше дошкольное учреждение в "ту живую лабораторию, которая, с одной стороны, изучает дошкольника и его силы и потребности, с другой - организует среду, наиболее соответствующую потребностям возраста и задачам современного воспитания (Е.А. Флерина).
- Что такое предметно-развивающая среда ( ПРС ) и принципы ее построения.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.
В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.
Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».
Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.
Мы руководствовались следующими требованиями по организации развивающей среды - как средстве развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Эти требования по организации ПРС взаимозависимы, неразрывны, взаимодополняемы и созвучны с девятью принципами построения ПРС.
1. Педагогическая адекватность среды, т.е. соответствие содержания развивающей среды статусу ДОУ, а также имеющемуся в образовательном процессе программно-методическому комплексу.
2. Сочетание центров среды в группах.
Предметно-развивающая среда групп старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, по ролевому принципу, уровню развития детей.
3. Информированность среды.
Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Мы стремились к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде ДОУ создано руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.
Например, для самостоятельных игр детей старшего возраста оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий ("Так бывает?", "Найди ошибки", игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. Данный миницентр занимает небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.
4. Обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества. Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с возрастом, особенностями и интересами детей данной группы, периода обучения и требованиями реализуемых программ. Наукоемкость среды ориентирована на научнообоснованную теорию, соблюдение принципов построения ПРС, а также введение новых элементов ПРС на основе изученной методической и научной литературы.
5. Вариативность материала. Статичные игрушки, учитывающие только репродуктивную активность ребенка, образуют содержание пространства, не стимулирущее творческое поведение.
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
Развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности, атмосферы доброжелательности и благополучия, не только ориентация в общении на более подготовленных детей.
Это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность; знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.
Таким образом, важной особенностью образовательной развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста является использование разных методов и средств активизации деятельности детей, обеспечивающей развитие творческих способностей и наиболее полной самореализации.
6. Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.
К вариантам новых компонентов среды можно отнести:
тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг);
минимузеи (картин, игрушек, открыток);
оформление по сезону;
выставки детского творчества.
Оригинально они представлены в среде нашего ДОУ:
на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство;
в файлах на шкафчиках;
в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества;
поделки по художественному ручному труду размещены практически во всех миницентрах - музыкальном, игровом, конструкторском, уголке художественного творчества.
В создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.
Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком, т.е. создает условия для амплификации развития личности ребенка дошкольника.
Предоставление ребенку свободы, большого "поля" для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно - развивающей среды, помогает педагогам в полной мере реализовать задачи лично - ориентированного взаимодействия.
7. Обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро и микропространством деятельности детей.
Р.Б. Стеркина отмечала, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разнообразных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми. Обогащающим фактором детского развития в нашем ДОУ является специально созданное макропространство.
Среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.
Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.
Таким образом, дошкольные образовательные учреждения, опираясь на новые нормативно-правовые документы и научно-методические материалы, должны обеспечить взаимодействие детей и взрослых через создание развивающей среды с целью совместной творческой деятельности, совершенствования отношений в коллективе независимо от цели образования ДОУ, его приоритетной функции, от структуры и типа организации.
8. Здоровьесберегающие ориентации среды: обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности.
Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.
9. Обеспечение эстетической направленности.
Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Но как реализовать эту мечту, ведь вместить необходимое с учётом всех требований кажется нереальным? Было трудно перестроиться, понять требования, сложно начать, ждали готовых рецептов. Но благодаря творческому подходу, увлечённости, ответственности, компетентности, высокому художественному вкусу, инновационным педагогическим приёмам управления, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги ДОУ смогли реализовать основные принципы построения ПРС: здоровьесберегающей, развивающей, эстетической направленности.
При организации предметно-пространственной среды отмечается сложная, многоплановая и высоко творческая роль педагога. Создание предметно-пространственной среды и формирование творческой личности ребенка должно идти в единой системе сотворчества, организуемого в соавторстве ребенка и педагога.
- Что такое деятельность? Виды деятельность. Образовательная деятельность.
Деятельностью принято называть такую активность, которая побуждается определенным мотивом и направлена на достижение конкретных целей, для чего используются соответствующие способы.
Виды деятельности в ДОУ:
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы.
Все эти виды деятельности можно определить, как образовательная деятельность.
Образовательная деятельность - это осуществляемая учреждением образования деятельность, направленная на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования.
Образовательная деятельность в нашем детском саду строится в соответствии с основной общеобразовательной программой «Радуга» и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, физической, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы. Работа ведётся по следующим основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно — речевому и художественно — эстетическому.
- Организация предметно-развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста.
- Общие требования к организации предметно-развивающей среды и ее характеристика.
Предметно-развивающая среда группового помещения-неотъемлемая часть целостной образовательной деятельности ( и шире-общей культурной среды ). Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Основные характеристики развивающей среды:
- комфортность,
- безопасность,
- обеспечение сенсорными впечатлениями,
- обеспечение самостоятельной, индивидуальной деятельности,
- игровые зоны для мальчиков и девочек;
- в подготовительной группе организованы зона обучении и игровая зона.
При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:
развивающий характер предметной среды;
деятельностно-возрастной подход;
информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек);
обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
вариативность;
сочетание традиционных и новых компонентов;
обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей;
обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;
обеспечение эстетических и гигиенических показателей.
Все части пространства в зависимости от конкретных задач момента должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные трансформируемые границы. Чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Каждая зона должна легко менять свой облик. Это может быть, во-первых, "мастерская" ( для занятий продуктивной деятельностью ), во-вторых «лаборатория» ( для занятий познавательно-исследовательской деятельностью ) и, в-третьих, место для свободной детей по интересам вне занятий со взрослым.
Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединения в общий большой рабочий стол или компоновка для четырех детей ( для пар, для индивидуальной деятельности Соответственно столы должны быть легкими, подвижными, но при этом должны учитываться требования «СанПина».
- Организация по зонам ( центрам ).
- зона науки ( познавательная ).
« Предметно-развивающая среда для образовательной деятельности детей старшего возраста »
Виды деятельности в ДОУ:
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы.
Все эти виды деятельности можно определить, как образовательная деятельность.
Оборудование:
глобус ( географическая карта мира ) – для знакомства с планетой Земля, со странами, с различными климатическими зонами; для объяснения зависимости наступления дня и ночи от положения Земли по отношению к Солнцу;
телевизор – для просмотра познавательных программ; для формирования у детей «чувства времени» - умения рассчитывать короткие промежутки времени, необходимые для просмотра интересующих детей передач;
часы ( настенные ) – для знакомства с понятием «время»; для формирования «чувства времени», первичных умений рассчитывать время и планировать конкретные мероприятия по часам;
календари ( отрывные, настенные и до. ) – для знакомства с понятием «время»;
телескоп ( в отдельном помещении, например в методическом кабинете ) – для знакомства с планетами, звездами и другими небесными телами ( предложите детям посмотреть Луну в полнолуние, на звездное небо и т.п. );
коллекции минералов ( вносятся по необходимости ) – к теме «Удивительное в камне».
Наглядные пособия ( картинки и иллюстрации ) к темам:
«Знак» - картинки с изображениями отдельных букв из алфавитов разных языков ( включая иероглифы ); денежных знаков, монет разных знаков ( пешеходный переход, подземный или наземный пешеходный переход ); математических знаков ( +, -, цифры ); знаки воинских различий, современных и прошлых веков;
«Символ» - картинки с изображениями флагов разных стран, гербов различных городов;
«Знаковая система» - картинки с изображениями алфавитов ( родного языка и одного-двух других языков ), азбуки Морзе, нотной азбуки, семафорной азбуки;
«Время» - изображения календарей в разные исторические эпохи; разнообразных часов, динозавров;
«Природа» - подбор осуществляется в соответствии с намеченным вами ( педагогами ) конкретным учебным содержанием.
Познавательная литература.
В старшей группе детского сада обязательно надо отвести отдельное ( от художественной литературы ) место познавательной литературы под условным названием «Полочка умных книг».
Содержимое полочки ( книги, картинки, иллюстрации и др. ) должно быть доступным детям. Здесь размещаются тематические подборки книг по интересующим детей проблемам.
- 2. Зона строительно-конструктивных игр.
Для конструирования: строительные наборы с деталями разных размеров и форм, конструкторы, плоскостные мозаики, бочонки лото, палочки, спичечные коробки, коробки разных размеров, наборы для моделирования и т.п.
Для рукоделия. Набор материалов будет зависеть от тех видов практических ручных занятий, которые вы предложите детям. Наиболее приемлемы для работы с детьми: бумага различных видов, текстильные материалы ( веревочки, шнуры, ленточки, тесьма, ткань разной плотности и толщины ), поролон, вата, разные нитки, природный материал, дополнительные материалы ( пробки, палочки, бусины, пуговицы, катушки ), клей ( лучше ПВА ).
Инструменты: ножницы, нож, крючок, игла, кисть, линейка, циркуль.
Места хранения и расположения материалов обсуждаются с детьми. Устанавливаются определенные правила работы: в свободное время каждый может заняться любимым делом, но для этого необходимо правильно выбрать место, чтобы не мешать другим детям, положить материалы и инструменты обратно так, чтобы ими могли пользоваться другие.
Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка – «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества». Поясним это положение.
Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.
Например, бытового или художественного характера – мыло необходимо для мытья, а карандаш – для рисования. Аналогично – для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.организована предметно-развивающая среда с учётом возрастных особенностей и интересов детей, где предусмотрены центры детской занятости:
- центр науки (уголки природы и детского экспериментирования),
- центр строительно-конструктивных игр,
- центр искусства (материалы для изодеятельности и конструирования, театральные игры)
- математический центр (занимательные игры, математические, дидактические игры),
- центр грамотности (игры и оборудование для развития речи и подготовки к освоению грамоты, книжный уголок)
- центр сюжетно-ролевой игры;
- центр художественно-театральной деятельности;
Центр сюжетно-ролевой игры
Расположен в группах на коврах, занимает большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница», используются для игры «Аптека», атрибуты игры «Магазин», используются для игры «Кафе» и тд.
Цент физической культуры
В тележках собран физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр), что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.
Центр изобразительного искусства
Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков. На стене на уровне глаз ребенка вывешена небольшая «полочка красоты». Под ней оборудован стол со стульями –место для встреч с прекрасным.
Музыкальный центр
Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.
Театральный центр
Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.
Центр развития сенсорики
Это центр в большей степени предназначен для малышей – в нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т.д. Имеются материалы для развития мелкой моторики.
Книжный Центр
В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.
Центр природы
Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группах имеются растения, птицы, рыбы, черепаха. На территории ДОУ имеется огород, цветники. Оборудованы зоны элементарной опытнической деятельности, центр воды и песка.
Учебный уголок
Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.
Также в группах имеется неоформленный материал: пробки, коробочки, баночки, который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.
В процессе проектирования развивающей среды как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе педагоги нашего образовательного учреждения старались учитывать:
психологические закономерности развития детей старшего дошкольного возраста ;
развитие и формирование личности ребенка осуществляется в деятельности, которая в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание;
влияние ведущего вида деятельности на другие;
соответствие среды возможностям ребенка на грани перехода к последующему этапу его развития - школьному обучению, т.е. создание через среду зоны ближайшего психического развития;
структуру когнитивной сферы ребенка;
информативность среды, удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении;
личностно-ориентированный тип взаимодействия ребенка и взрослого;
общую активность ребенка, удовлетворение его желания действовать.
А также мы опирались на положение Л.С. Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка и теорию амплификации дошкольного детства (А.В. Запорожец), основные принципы построения развивающей среды ДОУ (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский), старались учитывать педагогические условия, стимулирующие творческую активность детей в процессе художественно-продуктивной деятельности.
Исходя из поставленных нами задач формирования художественно-творческих способностей детей,
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Понятие «развивающая среда», принципы организации предметно-развивающей среды
Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все – он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; закладываются основы всего последующего развития.
Обучение в детском саду – это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности. На занятиях по математическому развитию у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Объекты для исследования в действии | Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей) | 8-10 разные |
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика) | 2-3 | |
Танграм | 1 | |
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина) | 1 | |
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов | 3-4 разные | |
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета) | 1 | |
Набор: счетные палочки Кюизинера | 1 | |
Набор пластин из разных материалов | 1 | |
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы) | 3-4 разные | |
Головоломки плоскостные (геометрические) | 5-6 разные | |
Набор проволочных головоломок | 2-3 | |
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований | 5-6 разные | |
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" , "Уникуб" и т.п.) | 5-6 разные | |
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) | 3-4 | |
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий) | 1 | |
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски) | 1 | |
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением) | не менее 10 разные | |
Система наклонных плоскостей для шариков | 1 | |
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок | 1 | |
Термометр спиртовой | 1 | |
Часы песочные (на разные отрезки времени) | 2 | |
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей) | 1 | |
Циркуль | 4-5 | |
Набор лекал | 4-5 | |
Линейки | 10 | |
Набор мерных стаканов | 2-3 | |
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов | 2-3 | |
Счеты напольные | 1 | |
Счеты настольные | 4-5 | |
Набор увеличительных стекол (линз) | 3-4 | |
Микроскоп | 1 | |
Набор цветных (светозащитных) стекол | 3-4 | |
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги) | 1 | |
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | 2-3 | |
Набор для опытов с магнитом | 2-3 | |
Компас | 1 | |
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками) | 4-5 | |
Флюгер | 1 | |
Воздушный змей | 1 | |
Ветряная мельница (модель) | 1 | |
Набор печаток | 1 | |
Набор копировальной бумаги разного цвета | 1 | |
Коллекция минералов | 1 | |
Коллекция тканей | 1 | |
Коллекция бумаги | 1 | |
Коллекция семян и плодов | 1 | |
Коллекция растений (гербарий) | 1 | |
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов | 1 | |
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов | 1 | |
Образно-символический материал | Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п. | по 1 набору каждой тематики |
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений | до 10 разные | |
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) | 2-3 разные | |
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) | 15-20 разные | |
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.) | 7-9разные | |
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) | 3-4 разные | |
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) | 15-20 разные | |
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями | 8-10 разные | |
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно - печатных игр | 20-30 разных видов | |
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7) | 1 | |
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность) | 1 | |
Календарь настольный иллюстрированный | 1 | |
Календарь погоды настенный | 1 | |
Физическая карта мира (полушарий) | 1 | |
Глобус | 1 | |
Детский атлас (крупного формата) | 1 | |
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы Коллекция марок Коллекция монет | по возможностям д/с | |
Нормативно-знаковый материал | Разрезная азбука и касса | 4-5 |
Магнитная доска настенная | 1 | |
Наборы карточек с цифрами | 4-5 | |
Отрывной календарь | 1 | |
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр | 4-5 | |
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами | 1 | |
Стержни с насадками (для построения числового ряда) | 4-5 | |
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач | 4-5 | |
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями | 1 | |
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел) | 1 | |
Линейка с движком (числовая прямая) | 2 | |
Абак | 4 | |
Набор "лото": последовательные числа | 1 | |
Кассы настольные | 4-5 | |
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур | 3-4 | |
Наборы моделей: деление на части (2-16) | 6 |
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; закладываются основы всего последующего развития.
Обучение в детском саду – это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности. На занятиях по математическому развитию у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....