Педагогическая ценность игры в процессе воспитания дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Головина Ольга Владимировна

В работе отражена ценность игровой деятельности ребенка с точки зрения педагогической науки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая ценность игры в процессе воспитания дошкольников

Воспитательные возможности, которыми обладает игра, позволяет ее рассматривать как форму воспитания и средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста.

Игра как деятельность ребенка имеет свои законы развития. Эти законы активно используются в педагогической деятельности. Педагоги широко используют детские игры в качестве организующих моментов и подчиняют их необходимому содержанию. Таким образом, возникает методика «стимуляции» игр, т. е. влияния на их направление путем организации игровой среды. Соответственно тому или иному организующему моменту разрабатывается содержание игр.

Педагоги отмечают, что часто от них требуются большие усилия, чтобы удержать интересы детей в теме игры. Интересы детей могут выходить за пределы установленной педагогом тематики. М.Н. Колмакова отмечает, что во время игры «современность» того или иного организующего момента оказывается далеко не «современной». Это связано с тем, что быстро изменяются игровые интересы детей. Здесь получает неправильное выражение ценная сама по себе идея направлять игру в определенное русло, вести ее на уровне ведущих задач воспитания.

Педагог называет условие, при котором игра станет могущественным воспитательным фактором. Для этого необходимо, чтобы игра в педагогическом процессе была использована для организации жизни детей и их деятельности. Играми и действиями в форме игры у детей дошкольного возраста должны формироваться и удовлетворяться их интересы, запросы, общение и т. д.

Необходимо заметить, у детей дошкольного возраста хорошо развито общественное начало. Это начало проявляется в активном общении детей друг с другом, в осознании своих поступков, а также в активизации различных форм поведения, их интересов и т. д. Однако педагогика при организации игр использует его от случая к случаю. Невозможно представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование отдельной личности. В играх участвуют группы детей, а их можно назвать обществом детей. Таким образом, в процессе игры происходит общественное воспитание.

Отсюда следует, что в игре нельзя ограничиться воспитанием отдельной личности ребенка и не брать во внимание остальной играющий коллектив. В процессе игры дети приобретают общественные навыки поведения. Поэтому организуемым играм необходимо придавать такого характер и направление, такое содержание, чтобы они побуждали детей к положительным факторам поведения и отношения.

В детском саду, где игра является основной формой организации жизни и деятельности детского коллектива, она должна использовать общественное начало. В условиях, когда группа детей в детском саду приобретает статус детского коллектива, (общества), воспитательные задачи связаны с воспитанием норм общественного поведения, привычек жизни в коллективе, формированием индивидуальности и т. д.

Проблемы с решением задач общественного воспитания в педагогике детского сада связаны с тем, что их чаще всего решают словесно, в виде внушения детям. Педагоги и воспитатели не опираются на реальный ход детской жизни. Например, широко распространен факт, что воспитателям часто приходится иметь дело с конфликтами, которые возникают между детьми в процессе их игры. Игра создает условия для полного проявления личности дошкольника. Поэтому естественными и объяснимыми является моменты столкновения и противоречия между детьми. Ошибкой воспитателей является то, что они не рассматривают эти конфликты как факты существенные черты детской жизни. В этом случае именно на разборе возникшего конфликта можно наглядно показать ребенку, как нужно поступать в том или ином случае, объяснить правила общения и поведения в коллективе.

Игру можно использовать как форму организации жизни детей. Ее целью является организация интересной, содержательной и легкой для детского коллектива и отдельного ребенка жизни в условиях детского сада. В ней могут присутствовать ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно. Это будут не внушения детям (например, морально – нравственных) требований - быть правдивым, делиться с другими и т. д., а правильно организованная с этой целью игра.

В практике воспитания богатство и разнообразие форм игр позволяют правильно организовывать жизнь детей, стимулировать их к активной деятельности, развивать интересы и удовлетворять потребности. Благодаря играм создается разнообразие детских интересов, поднимается уровень запросов, всесторонне развивающих детей. Лишь при этих условиях формируются индивидуальные склонности, способности и интересы.

Навыки общественного поведения у детей - общие действия и цели, качества личности - смелость, правдивость и т. д. призваны формировать игры с правилами - подвижные и дидактические. Также общественные качества детей дошкольного возраста отражаются в играх, которые они придумывают сами - ролевых, строительных, музыкальных, подвижных и др. И как отмечает В.А. Ситаров, «развитие педагогики игры связано с тем, чтобы поставить игры на службу задачам нравственного воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогической игры - викторины «Трудовое воспитание дошкольников»

1.   Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.2.   Развитие профессиональных качеств воспитателей по образовательной области «Труд»...

«Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодн...

Духовные ценности, этическое и нравственное воспитание дошкольников

Воспитание в детях нравственности и патриотизма огромная проблема современного общества, почему так произошло и какие пути преодоления кризиса нравственности существуют...

Тема работы творческой группы «Формирование ценности познания в системе воспитания дошкольников»,

Цель – формирование ценности познания у детей, инициирование проявления их активности, самостоятельности, инициативы в познавательной деятельности.Задачи:1) развитие интересов детей, любознатель...

Доклад «Формирование ценности познания в системе воспитания дошкольников посредством конструктора ТИКО»

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления...

VIII Межмуниципальные Михаило-Архангельские образовательные чтения. Выступление из опыта работы « Духовно-нравственные ценности как основа патриотического воспитания дошкольников», ноябрь 2023 г.

Военно-патриотическое воспитание, является приоритетным направлением работы нашего детского сада, поэтому традиционно каждый год мы с особой тщательностью готовимся к мероприятиям, направленным на укр...