«Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников»
консультация на тему

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

 вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семейные ценности в духовно - нравственном воспитании дошкольников»

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что

 вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А. Сухомлинский)

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей».

Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние дошкольного учреждения. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности.

Часто мы сталкиваемся с такими семьями, где на первом месте потребительские отношения и материальное благополучие: не хуже других одет, лучшие игрушки, мобильные телефоны и компьютер по первому требованию, в таких семьях забывают о духовном, эмоциональном общении, ребёнок не умеет проявить ни любовь, ни сострадание, не умеет правильно выражать свои чувства. Образ жизни многих семей порождает детскую грубость, чёрствость, равнодушие. Мы, воспитатели, должны помочь родителям в корректировке семейного воспитания.

Основная задача воспитателя   в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Работая в этом направлении мы   формируем   у детей представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитываем   уважительное отношение к семье, знакомим   со способами выражения заботы, уважения, благодарности, расширяем знания о родственных связях, родословной, способствуем к активному участию в хозяйственной деятельности семьи. Дети должны усвоить такие понятия, как родство, родословная, забота, любовь, уважение, преданность, миролюбие, уступчивость, благодарность. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья.

Содержание, формы и методы воспитания у детей старшего дошкольного возраста семейных ценностей весьма разнообразны. Огромную роль в формировании таких качеств как терпение, миролюбие, послушание, чувства долга и ответственности играет знакомство с народными сказками. Главным героем в русских народных сказках чаще всего является младший из трех братьев, падчерица, т. е. герой, который чем-либо обделен и который вызывает сочувствие у читателя. Ребенку легче сравнить себя с неумелым и неприглядным персонажем, чем с сильным и самоуверенным героем. Для дошкольника занять позицию героя произведения очень легко, он будет пытаться преодолеть все препятствия вместе с персонажем.

Одна из функций сказки - освоение морально-этических норм поведения. Женский образ отражается в русской народной сказке такими качествами, как трудолюбие, хозяйственность, скромность и терпеливость. Например, «Рукодельница», «Марья-искусница». Мужской образ выражается в силе, смелости, храбрости и уверенности в себе. Например, «Иван Царевич и серый волк». В сказках множество ситуаций нравственного выбора. Посредством сказки ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Духовно-нравственные ценности, которые ярко представлены в образах персонажей, закрепляются в жизни и взаимоотношениях с другими людьми, перевоплощаясь в идеалы, которым будут подражать дети.

Отдельные занятия посвящены таким нравственным качествам, как послушание, покаяние и раскаяние, прощение, милосердие. На таких занятиях часто используем проблемные жизненные ситуации, которые ставят ребёнка перед выбором действий: пройти мимо чужой беды или помочь, забыть обиду или нет, послушаться родителей или сделать тихонько по-своему.  На этих занятиях используем рассказы Л. Толстого, К. Ушинского. Ребята рассуждают вслух, изучают и обсуждают мотивы поступков других людей, делают выводы.

Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду родителей. Беседы о труде, формирующие нравственное отношение к труду, должны дополняться ежедневным трудом ребёнка дома. Ничто так не объединяет семью как традиционные праздники, когда вся семья собирается вместе. Из православных праздников у нас в группе празднуется Рождество и Пасха. Дети знакомятся с благочестивыми традициями праздника, которые по возможности необходимо внедрять и в семьи, поэтому в подготовку праздника вовлекаем и родителей.

Большой интерес и активное участие проявили родители в творческих проектах «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб моей семьи», «Мой ребёнок с самых пелёнок».

  А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении их к добру и неприятию зла. Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)ВведениеОбщество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, котор...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через формирование семейных ценностей в культурно - досуговой деятельности

Очень важный период формирования моральных и нравственных установок детей - это период детства. Ребенок учится строить свои отношения с другими людьми, правильно совершать поступки, реагировать на тру...

«Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

laquo;Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников»....

Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»

     Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста.  Пособие ...

Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников

Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Консультация для родителей «Семейные традиции – основа духовно – нравственного воспитания дошкольников»

Консультация для родителей «Семейные традиции – основа духовно – нравственного воспитания дошкольников»Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой ду...

Консультация для родителей "Семейные традиции - основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"

Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредств...