Внедрение современных педагогических технологий в процесс воспитания дошкольников
методическая разработка

Сущность современных педагогических технологий выражается в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а так же способов развития качеств личности педагога, необходимых ему для самообразования и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_seminar-praktikum.docx29.33 КБ
Файл seminar-praktikum.pptx231.32 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 «Внедрение современных педагогических технологий

в процесс воспитания дошкольников»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют инновационные технологии работы. При этом одной из основных задач является формирование активного, деятельного отношения педагогов к познанию мира и педагогической действительности.

   Сущность современных педагогических технологий выражается в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а так же способов развития качеств личности педагога, необходимых ему для самообразования и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста.

Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Б. Т. Лихачёв выделяет следующие виды педагогических технологий:

I Технология проектной деятельности;

II Информационно-коммуникативные технологии;

III Здоровьесберегающие технологии;

IV Технология исследовательской деятельности;

V Технология «портфолио педагога»;

VI Личностно - ориентированная технология;

VII Игровая технология.

1.Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)

2. Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии. Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.

Средства ИКТ в детском саду:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Видеомагнитофон

Телевизор

Магнитофон

Фотоаппарат

Видеокамера

         Как же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1.     Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2.     Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.     Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.     Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.     Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

         Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

3.Здоровьесберегающие технологии

ЗАДАЧА

1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

2. Увеличение резервов здоровья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

4.В дошкольном учреждении исследовательская деятельность является методом обучения, которая позволяет детям формировать в своем сознании картину окружающего мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлениях взаимосвязей, умозаключениях. Эксперименты и опыты вызывают у детей интерес к исследованию природы, развивают умение делать анализ, классификацию и обобщение предметов; стимулируют любознательность и познавательную активность, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.

Изучая окружающий мир, дошкольники в младшем возрасте испытывают стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком, проверить на прочность и т.д. В старшем возрасте ребенок начинает задумываться о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда берутся сосульки. У детей дошкольников начинает формироваться словесно – логическое мышление, но с опорой на наглядно – действенные и наглядно – образные способы познания. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя.

Эксперимент, который ребенок проводит реально, намного большую составляет ценность, чем эксперимент проводимый мысленно. В реальном эксперименте обнаруживаются все стороны наблюдаемого объекта или явления. В ходе этой работы у дошкольника развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.

Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально –исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника.

Основным для познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности являются противоречия между полученными знаниями, умениями, навыками, усвоенными в ходе достижений результатов опыта и новыми задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и их достижения.

Детское экспериментирование состоит из системы, содержащей: демонстрационные опыты, осуществляемые воспитателем в специально организованных видах деятельности, наблюдения за окружающим миром, лабораторные работы, (выполняемые детьми самостоятельно). Каждое понятие в исследовательской деятельности, с которым детям предлагается познакомиться, экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в ходе наблюдений и опытов. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы познаются ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

5.Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио-«показать все, на что ты способен». Преимуществом технологии «Портфолио» является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег.

Классификация моделей        

1. По принадлежности (авторству)- портфолио как показатель достижений:

Портфолио дошкольника;

Портфолио педагога;

Портфолио ДОУ

Портфолио семьи

Портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского)

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости

 По целеполаганию-портфолио как отражение поставленных задач:

Портфолио достижений - отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;

Аттестационный - отражает достижения в меж аттестационный период педагога, ДОУ;

Накопительный - содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ;

Тематический – отражает опыт деятельности педагога (ДОУ, коллектива) в рамках определенной темы;

Проблемный-предполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ);

Конкурсный-определяет рейтинг деятельности педагога (ДОУ)

ПОРТФОЛИО КОЛЛЕКТИВА

Портфолио коллектива - один из новых и перспективных видов портфолио. Коллектив-это группа дошкольниковпедагогов, метод объединение, творческий коллектив и пр.

6.Личностно-ориентированные технологии

ЗАДАЧИ

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Игры, спортивные досуги, НОД

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

7.Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Ее задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.

Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативность.

Игровая технология должна соответствовать требованиям:

Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Еще один вид технологий – ТРИЗ технологии.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

 ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

   В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов.  Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу. 

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую),  с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям  становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

 Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум Внедрение современных педагогических технологий в процессе воспитания дошкольников

Слайд 2

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, приемов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Слайд 3

Б.Т. Лихачев выделяет следующие виды технологий Технология проектной деятельности Информационно-коммуникативные технологии Здоровьесберегающие технологии Технология исследовательской деятельности Технология « Портфолио педагога» Личностно-ориентированная технология Игровая технология

Слайд 4

Также к числу современных образовательных технологий относятся Развивающее обучение Проблемное обучение Разноуровневое обучение Коллективная система обучение Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Проектные методы в обучении Исследовательские методы в обучении

Слайд 5

Технология проектной деятельности Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направленному содержанию образования.

Слайд 6

Информационно-коммуникативные технологии Задачи педагогов: Сформировать основы информационной культуры его личности Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей Идти в ногу со временем , стать для ребенка проводником в мир новых технологий

Слайд 7

Здоровьесберегающие технологии Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Слайд 8

Ортопедическая гимнастика Гимнастика для глаз Релаксация Стретчинг Гимнастика дыхательная Гимнастика пальчиковая Игротерапия , игротренинги Точечный массаж Коррекционные технологии Сказкотерапия Цветотерапия Арт-терапиялогоритмика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Современные педагогические технологии в музыкальном воспитании дошкольников Доклад

Современные педагогические технологии в музыкальном воспитании дошкольников Доклад...

Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников

Современные педагогические технологии в экологическом воспитании дошкольников...