Самообразование
материал (младшая группа) на тему
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Ф.И.О. педагога: Фартушина Алина Дмитриевна
2. Специальность, образование: Среднее профессиональное образование
3. Стаж работы в ДОУ: 1 год
4. Квалификационная категория: нет
5. Тема самообразования:
6. Работа начата: сентябрь 2015
7. Предлагается закончить: май 2016
Цель: развитие активизация познавательных процессов, развитие речи, у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству.
Задачи:
1. Развитие интереса к познанию окружающего мира, народному слову и
народным обычаям.
- Воспитание уважительного отношения к культуре и национальным традициям.
- Развитие монологической и диалогической речи, обогащение активного словаря через знакомство с произведениями устного народного творчества.
- Активизация познавательной, творческой деятельности на основе приобщения детей к истокам народного творчества.
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ
Раздел плана | Форма и содержание работы | Сроки выполнения |
Работа с детьми | ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление; игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные) | Сентябрь-май |
Работа с родителями | - родительские собрания на духовно-нравственные темы; - лекторий для родителей; - открытые показы воспитательно-образовательного процесса; - вечера вопросов и ответов; - проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО); - индивидуальные консультации специалистов; - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы. - театральные постановки сказок совместно с родителями позволяют раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивают гордость у детей за мам и пап. | Сентябрь-май |
Самореализация | Освоение педагогических принципов: Принцип системности Принцип активности детей Принцип разнообразия и полноты. | Сентябрь-май |
Изучение методической литературы | 1.Бередникова Н.В. Веселая ярмарка, Ярославль, Академия развития, 2013. 2.Жукова Н.С. Уроки логопеда, Москва «эксмо», 2014. 3.Зименко Л.В. Большая книга загадок, 2013. 4.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург, 2014. 5.ФедороваГ.П. На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., 2014 6. Ушаков О.С., Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2014. 7. Яхнин Л. Потешки. Эксмо, Тверь, 2013. | Сентябрь-май |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_fartushina.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 40» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №____
от «__»_______2015г
заместитель заведующего
___________________
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
- Ф.И.О. педагога: Фартушина Алина Дмитриевна
- Специальность, образование: Среднее профессиональное образование
- Стаж работы в ДОУ: 1 год
- Квалификационная категория: нет
- Тема самообразования:
- Работа начата: сентябрь 2015
- Предлагается закончить: май 2016
Цель: развитие активизация познавательных процессов, развитие речи, у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству.
Задачи:
1. Развитие интереса к познанию окружающего мира, народному слову и
народным обычаям.
- Воспитание уважительного отношения к культуре и национальным традициям.
- Развитие монологической и диалогической речи, обогащение активного словаря через знакомство с произведениями устного народного творчества.
- Активизация познавательной, творческой деятельности на основе приобщения детей к истокам народного творчества.
СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ
Раздел плана | Форма и содержание работы | Сроки выполнения |
Работа с детьми | ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление; игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные) | Сентябрь-май |
Работа с родителями | - родительские собрания на духовно-нравственные темы; - лекторий для родителей; - открытые показы воспитательно-образовательного процесса; - вечера вопросов и ответов; - проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО); - индивидуальные консультации специалистов; - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы. - театральные постановки сказок совместно с родителями позволяют раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивают гордость у детей за мам и пап. | Сентябрь-май |
Самореализация | Освоение педагогических принципов: Принцип системности Принцип активности детей Принцип разнообразия и полноты. | Сентябрь-май |
Изучение методической литературы | 1.Бередникова Н.В. Веселая ярмарка, Ярославль, Академия развития, 2013. 2.Жукова Н.С. Уроки логопеда, Москва «эксмо», 2014. 3.Зименко Л.В. Большая книга загадок, 2013. 4.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург, 2014. 5.ФедороваГ.П. На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., 2014 6. Ушаков О.С., Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2014. 7. Яхнин Л. Потешки. Эксмо, Тверь, 2013. | Сентябрь-май |
Пояснительная записка.
Самообразование «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным общество в качестве жизненно-важной проблемы. Народная педагогика, как система знаний и навыков воспитания подрастающего поколения на основе народных представлений о мире и взаимоотношения человека с ним, складывались веками, воплощаясь в этнокультурных традициях и художественном творчестве народа. Пройдя через века и вобрав в себя культурный опыт нации, народная педагогика сконцентрировала в себе и отобрала самое характерное, что есть в национальном характере, в системе личностных отношений, эстетических представлениях, нравственных и духовных основах народа.
Творческое осмысление и применение этого опыта является основой развития современного общества. Обращение к народной педагогике в современном дошкольном воспитании и актуально и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые с жанром детского фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребёнка, отвечает его возможностям и потребностям. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.
К устному народному творчеству относятся произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, в развитии и становлении личности ребенка.
Актуальность разработки данной работы по самообразованию обусловлена тем, что воспитатель ДОУ испытывает затруднения при осуществлении образовательной деятельности: сложно реализовать на практике принцип интеграции содержания образовательных областей, который предполагает взаимосвязь основных видов деятельности, а также использование соответствующих интегрированных форм организации образовательного процесса (совместные творческие проекты, праздники, др.). В тематическом планировании мало тем, в которых решается задача знакомства дошкольников с фольклором. К сожалению, фольклорные игры и произведения теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то есть современная художественна среда. Реформирование системы дошкольного образования, введение ФГОС дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.
Педагогическая целесообразность программы состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Данная программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры. Данная программа является дополнением к основной образовательной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015. — с.
Формы работы: ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление; игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические.
Возраст детей: 3-4 года
Сроки реализации программы: 1 учебный год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 мин.
Предполагаемые результаты:
- дети владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, обладают начальными знаниями о различных фольклорных жанрах;
- дети проявляют умения использовать знакомый фольклорный материал в речевом творчестве, в продуктивной деятельности.
Диагностика результатов освоения программы осуществляется 2 раза в год. Методика М.Ф. Фомичевой используется для обследования произносительной стороны речи детей младшего дошкольного возраста. Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. для изучения познавательного интереса (модификация и адаптация применительно к младшему дошкольному возрасту). Метод наблюдения за поведением детей в игровой и продуктивной деятельности.
Содержание работы по самообразованию.
Фольклор в воспитательно-образовательной работе с детьми проходит через все формы: на занятиях, в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Содержание деятельности основано на педагогических принципах. Принцип системности - малые формы фольклора доступны пониманию и осознанию детьми только при систематической работе.
Принцип активности детей - использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
Принцип разнообразия и полноты. В работе воспитатель опирается на широкий спектр форм фольклора и устного народного творчества. В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.
Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».
Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладить. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк толстопушки, а в ножки ходуношки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок», - весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.
Потешки– песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя.
Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябе; о зайчике - коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: «Тили-бом, Тили-бом».
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка», накормить («Травка – муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Принцип эмоциональной окраски и комфорта. Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырёхстишья – фольклор для самых маленьких.
Принцип доступности и поэтапности. Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребёнком, - все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу. На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например «Ладушки», «Сорока», то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами «Пальчик-мальчик». Первоначально основу эстетического воздействия художественного слова составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например «бай-бай», «дай-дай»; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием.
Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т. е. сюжет. В прибаутке «Петушок-петушок» - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он «голосисто». Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Знакомя малышей с потешками «Курочка - рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.
Принцип интеграции. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках» О. Высотской и «Большая кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле. Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к книге.
Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы. Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте.
Особенности организации образовательного процесса в работе по самообразованию.
Содержание деятельности воспитателя по приобщению детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству основывается на практическом опыте, который позволяет сделать вывод, что черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно новую ступень развития. Дети способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности, обнаруживая феномен ускоренного развития.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Первые сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т. п.). Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольёшь», «держать себя в руках» и т. п. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.
Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что и готовит руку ребёнка к письму. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
Учебно-тематический план
.
Раздел | Количество НОД |
Прибаутки, потешки | 4 |
Считалки | 3 |
Колыбельные песенки | 3 |
Загадки | 5 |
Сказки | 8 |
Русские народные детские игры и хороводы | 7 |
Итого: | 30 |
Календарно-тематическое планирование по самообразованию.
№ занятия | Тема | Задачи | Виды деятельности. Методы и приемы | Материал | Литература |
ОКТЯБРЬ | |||||
НОД 1 | Прибаутки, потешки. Знакомство с этими понятиями | Познакомить детей с прибаутками и потешками. Рассказать, для чего их использовали в жизни. Заучить потешку наизусть. | Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Оладушки» с заучиванием текста. | Иллюстрации по теме, кукла Петрушка | №1 стр.31 №9 стр.19 |
НОД 2 | Кукла Маша засыпай! | Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Заучить колыбельную «Котя-котенька-коток..» | Прослушивание колыбельных песен на CD. Использование имитационных приемов «укачивание младенца». | Кукла Маша, кукла Петрушка, CD с колыбельными песенками. | №2 стр.18 |
НОД 3 | Веселые считалки | Познакомить детей с понятием считалка. Заучить считалку «Раз, два, три, четыре, пять…» наизусть. | Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Кошки-мышки». | Кукла Петрушка, иллюстрации по теме. | №1 стр.48-49 |
НОД 4 | Образ Петрушки в малых фольклорных формах. | Познакомить детей с понятием слова «фольклор». Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни, заученные на предыдущих занятиях. | Игра-драматизация «Петя-петушок». | Кукла Петушок, кукла Петрушка, иллюстрации по теме. | №1 стр.18-19,62 |
НОЯБРЬ | |||||
НОД 1 | Потешки | Продолжать знакомство с потешками, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Заучить наизусть потешку «Котик». | Поем потешку «Петушок», «Водичка», используя имитационные приемы. | Кукла Петрушка, кукла Петушок. | №1 стр.19 |
НОД 2 | «Люли-люлюшки» | Продолжать знакомство с колыбельной песней. Заучить колыбельную «Люлю-люлюшки». | Прослушивание колыбельных песен на СD, заучивание колыбельных песен. | Кукла Петрушка, игрушка Киска Мура | №2 стр.8 |
НОД 3 | Считалочки | Продолжать знакомство сл считалочками. Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке..» | Беседа на основе наглядного материала. Проведение русской народной подвижной игры «Катай-катай». | Кукла Петрушка | №9 стр.5 |
НОД 4 | Образ Котика в малы фольклорных формах | Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Учить выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Игра-драматизация «Кошки-мышки». | Кукла Петрушка, игрушка Котик, ободок на голову с изображением мышки. | №2 стр.10,12,15,17 |
ДЕКАБРЬ | |||||
НОД 1 | Русские народные хороводы-игры | Познакомить детей с русскими народными хороводами. Рассказать им, для чего применяли хороводы в быту. | Беседы на основе наглядного материала. Проведение хоровода «Каравай». Поем песенку «Заинька», используя танцевальные движения. | Иллюстрации по теме. Кукла Петрушка. | №7, стр. 24 |
НОД 2 | Русская народная хоровод-игра «Дрема». | Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема». | Проведение русской народной хоровод-игры «Дрема». | Игрушка Заяц | №7 стр.39 |
Занятие 3 | Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». | Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». | Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочки «Хлопушка». | Кукла Петрушка. | №7 стр.42-43 |
НОД 4 | Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». | Закрепить умение играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема». | Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз». | Кукла Петрушка. | №7 стр.42-43 |
ЯНВАРЬ | |||||
НОД 1 | Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы». | Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы». | Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы». | Кукла Петрушка | №7 стр.35 |
НОД 2 | Русская народная подвижная игра «Заинька». | Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали..». | Проведение русской народной подвижной игры «Заинька» с использованием потешки. | Игрушка Заинька | №7 стр.24 |
ФЕВРАЛЬ | |||||
НОД 1 | Познакомимся с загадкой | Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка. Развивать ритмическую речь, мелкую моторику, чувство цвета, умение работать в коллективе. Создать праздничное настроение. | Беседа на основе наглядного материала. Аппликации «бант для Котика» методом обрывания. | Книга с загадками-иллюстрациями, куклы Петрушка и Котик. Лист А4 с конкуром банта, клей, кисти, цветная бумага. | №5 стр.25 |
НОД 2 | Загадки и потешки | Уточнить представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки. Вспомнить и повторить потешку «Петушок», заучить наизусть загадку про корову. | Загадывание загадок, повторение потешек. | Игрушка-домик, кукла, кот, петушок, корова | №1 стр.28 |
НОД 3 | Зимние загадки | Познакомить детей с зимними явлениями природы через загадку. | Загадывание загадок. Проведение физ-минуток «Заинька беленький». | Игрушка Снеговик. | №3 стр6,18,25,37 |
НОД 4 | Загадки о животных | Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу. | Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки». | Иллюстрации диких и домашних животных. Кукла Петрушка, ободки на голову с изображением кошки и мышки. | №3 стр.142-144 №8 стр.62 |
МАРТ | |||||
НОД 1 | Русская народная сказка «Репка» | Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи. | Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций. | Пальчиковый театр, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушка Мышка. | №1 стр.11 |
С красочными иллюстрациями НОД 2 | Русская народная сказка «Теремок» | Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. | Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций. | Книга со сказкой «Теремок» с красочными иллюстрациями. Лист бумаги с изображением конкура теремка, цветные карандаши. | №1 стр.22 |
НОД 3 | Русская народная сказка «Козлята и волк» | Учить интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок. Используя структурно-логическую схему, учить составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать глагольную речь. | Прочтение сказки, прослушивание музыкальных фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций. | Книга со сказкой «Козлята и волк» с иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудизапись музыкально сказки «Козлята и волк». | №1 стр.36 |
НОД е 4 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Медведь и дети». | Книга со сказкой «Маша и медведь» с иллюстрациями. | №1 стр.29 |
АПРЕЛЬ | |||||
НОД 1 | Загадки о животных | Продолжать учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. | Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца». | Кукла Петрушка, иллюстрации с изображением животных. | №9 стр.17 №1 стр.61 |
НОД 2 | Колыбельная «Баюшки» | Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Заучить наизусть колыбельную «Баюшки». | Пропевание колыбельных песен. | Игрушки мама-мышь и мышонок | №2 стр.18 |
НОД 3 | Считалочки | Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, заучить наизусть считалочку «Кукушка». | Заучивание считалок наизусть. | Кукла Петрушка | №8 стр. 57-62 |
НОД 4 | Веселый огородник | Научить играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник». | Проведение подвижной игры-хоровода с заучиванием текста. | Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей. | №8 стр.6 |
МАЙ | |||||
НОД 1 | Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот» | Учить внимательно, слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. | Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок. | Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса. | №1 стр.39 |
НОД 2 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. | Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису. | Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с иллюстрациями, кукла Петрушка, игрушка лиса. | №1 стр.54 |
НОД 3 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. | Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гуси-лебеди». | Книга со сказкой «Гуси-лебеди» с иллюстрациями, кукла Маша, шапочка волка. | №1 стр.58 |
НОД 4 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк» | Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характер и поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. | Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели». | Кукла Петрушка | №1 стр.84 №9 стр.43 |
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
- театральные постановки сказок совместно с родителями позволяют раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивают гордость у детей за мам и пап.
Такие совместные мероприятия помогают установить неформальную атмосферу общения между родителями и педагогами, что повышает эффективность работы с детьми.
Методическое сопровождение
1.Потешки.
-Сорока, сорока,
Где была? далеко? По полю летала,
Зерна собирала, печку топила, кашу варила,
Детишек скликала, кашкой угощала!
Этим дала в чашечке,
Этим- в плошечке,
Этим- в поварешечке.
Этим - на ложечке.
А этому - весь масленничек!
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Песни пел!
Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили - простоквашку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!
2.Прибаутки.
Расти коса до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
3.Считалки.
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града,
Кто поднимет
Тот и выйдет.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки,
-Раз,два,три,
В этот счет выходишь ты!
Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку,
Кто ее возьмет - тот и вон пойдет.
4. Колыбельная.
Уж ты, котенька - коток,
Котик - серенький лобок,
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебя, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
5.Скороговорки.
У елки иголки колки.
Ткачи ткали ткани
На платье Тане.
6.Заклички.
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко!
Твои детки играют,
Воробышков пугают.
А малину рвут
И нам не дают-
Медведю по ложке,
А нам ни крошки!
7.Приговорка.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони-
До Волги – реки!
8.Загадки о птицах.
Черный, проворный,
Кричит «Крак»,
Перед ним враг . (грач)
На шесте дворец,
Во дворце певец (скворец).
Список используемой литературы.
1.Бередникова Н.В. Веселая ярмарка, Ярославль, Академия развития, 2013.
2.Жукова Н.С. Уроки логопеда, Москва «эксмо», 2014.
3.Зименко Л.В. Большая книга загадок, 2013.
4.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург, 2014.
5.ФедороваГ.П. На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., 2014
6. Ушаков О.С., Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2014.
7. Яхнин Л. Потешки. Эксмо, Тверь, 2013.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 40» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
САМООБРАЗОВАНИЕ
На тему: «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Воспитатель: Фартушина А.Д.
Сроки реализации: 1 учебный год
Саратов 2015
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 40» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Воспитатели: Маврина Л.А.
Фартушина А.Д.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 40» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
ПАПКА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Воспитатели: Маврина Л.А.
Фартушина А.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...