Психолого-педагогический практикум
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Формирование умений и навыков педагогической деятельности в рамках организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое задание 3
Цель: Формирование умений и навыков педагогической деятельности в рамках организации психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Задание: Прочитайте сюжеты из жизни детей дошкольного возраста и ответьте на вопросы.
1. «Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.
Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички»... И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:
-- Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!
Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.
-- Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!
-- Кто посмел?
-- Может быть, это малыши?
Дети наперебой высказывали свои предположения.
Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.
-- Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.
Воцарилась тишина.
-- Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей? ... Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:
-- Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко... Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно... А потом... Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!»
1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?
2. Какие чувства испытывала девочка?
Ответ:
1.Опираясь на «Справочник дошкольного психолога» Широковой Г.А., а также используя сравнительную таблицу ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА практического задания №2,
хочется отметить, что основные параметры психологического развития ребят старшей группы (Отношения со сверстниками, Форма общения, Наличие конфликтов и т. д.) в общем и целом уже сформированы. В связи с этим позицию педагога (позицию наблюдателя) считаю действенной и верной в данном случае.
Воспитатель даёт ситуации назреть, после чего признав наличие проступка, наводит ребят на мысль, что признание и обещание «так больше не делать» искупает таковой и заслуживает прощения.
2. Девочка обуреваема сильным желанием уйти от ответственности за проступок, тем не менее находит в себе силы признать ошибку и извиниться: данное обстоятельство говорит о правильном векторе воспитания и незаурядном сильном характере.
2. «Мальчик старшего дошкольного возраста -- Валерик -- принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок.
Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее.
Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:
-- Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы...
-- По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? -- обращается воспитательница ко всем ребятам.
Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:
-- Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!
-- Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так...
Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.
Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Валерику, взял за руку и сказал:
-- Не сердись на меня... Я ведь не хотел, чтобы так случилось...»
(Л. Ф. Островская. Надо ли наказывать детей. М., «Просвещение», 1967, стр. 69--70.)
1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.
2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?
Ответ:
- Признание наличия проблемы, а также поиск и находка решения данной ситуации: ребята согласились, что поступок был нехорошим, но что Кирюша поступил так ненамеренно и стоит попытаться исправить ситуацию (извиниться и, допустим, склеить книгу) в чём все ребята вместе с воспитателем готовы помочь.
2. Успех в развязке данной ситуации кроется в умении перевести «всеобщее осуждение» на признание всеми «нечаянности, ненамеренности данного поступка» и желание всего коллектива помочь в решении проблемы.
3. «Как-то несколько ребят (4--6 лет), которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:
-- А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)
-- Зачем? -- заинтересовался Вова. -- Она и так воспитательница.-- И после небольшого раздумья:-- Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?»
(Б. Леонидова. Зову в страну Детства. «Известия» от 20 октября 1966 г.)
1. О чем свидетельствует этот разговор малышей?
2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?
Ответ:
- Согласно Широковой Г.А в данном возрасте происходит формирования образно- схематического мышления, развивается целенаправленное запоминание, на основе наглядно-образного развиваются элементы логического мышления. Применимо к ситуации в разговоре мальчиков чувствуется устойчивая ассоциативная связь между процессом обучения и приобретением добрых качеств (учение – знание – свет – добро). Подобный вывод ребёнка свидетельствует о недостаточной «теплоте» воспитателя.
- Педагогу стоит задуматься о проявлении большего внимания к своим подопечным и понять, что процесс воспитания очень многогранен и не состоит только лишь из одних запретов и ограничений.
4. «Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.
Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее.
С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.
-- Ой, как красиво! -- воскликнула Рита.
-- А какие пышные банты! -- с восторгом произнесла Наташа.
Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:
-- Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!
На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями. Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу». (А. Прийдак. Косички. «Дошкольное воспитание», 1965, № 10, стр. 89.)
- Объясните причину возникшего конфликта.
2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей?
3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?
Ответ:
- Невнимательность и непрофессионализм педагога.
- Для девочки подобное заявление воспитателя, человека с непререкаемым авторитетом в группе, крайне болезненно и обидно.
- Повторюсь: непрофессионализм – «зашоренность», нескрываемое раздражение в силу усталости или иных причин.
5. «Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валерик из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.
Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валерик поднялся и с шумом пошел что-то строить.
-- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? -- опросил педагог.
-- А я не хочу заниматься, -- ничуть не смущаясь, ответил Валерик.
-- Сейчас же садись на место, -- строго, с возмущением сказала воспитательница. Валерик вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался»,-- сел на свое место. В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».
1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога.
2. Как бы вы реагировали на поведение Валерика?
3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.
Ответ:
- Исправлять просчёты в воспитании – нелёгкая задача. Марие Ивановне предстоит найти собственный «ключик» к Валерику и подобная безаппеляционность и строгость заявлений не лучший путь к успеху.
- Изначально получше узнать ребёнка (ознакомится с его психологической картой) на занятиях, в подобной ситуации, постараться заинтересовать чем- то, что близко ему, направить ход занятия по соревновательному руслу: «Ребята, а давайте поиграем в игру, кто лучше нарисует…».
- Гнев – плохой советчик. С педагогикой он несовместим. Если педагог сердится или раздражён - значит где-то в своей работе он допустил ошибку. Имеет смысл остановиться, задуматься и найти верное решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации психолого-педагогических практикумов.
Не секрет, что большинство детей с речевыми нарушениями испытывают состояние дискомфорта и неуверенности в собственных силах, имеют высокий уровень тревожности, очень чувствительны к ситуациям стресса...
Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОУ "Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми"
Работа с детьми интересная и привлекательная, но к каждому ребенку нужно найти свою "дистанцию общения" и это зависит от мастерства воспитателя. В каждого воспитанника мы вкладываем частицу своего сер...
Психолого-педагогический практикум для педагогов
Практикум по проблемам разрешения и предупреждения конфликтов в работе с родителями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"
Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...
Семинар – практикум «Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».
Структура семинара: Пре – тест (саморефлексия).1.Синдром эмоционального выгорания;2.Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональную ...
Психолого-педагогический практикум «Скоро в школу»
Как подготовить ребенка к школе? В какие игры играть дома с детьми, чтобы процесс обучения не превратился в долгие мучения...Ведь готовность к обучению в школе- это не только знания, которыми владеет ...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Система работы с родителями детей младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности"
Для реализации стандарта дошкольного образования родители должны обладать педагогическими знаниями, а педагоги – уметь их дать, то есть владеть методикой работы с родителями. Целью данного ...