Семинар – практикум «Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».
консультация на тему
Структура семинара:
Пре – тест (саморефлексия).
1.Синдром эмоционального выгорания;
2.Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональную деятельность педагога;
3.Стадии эмоционального выгорания по Дж.Гринбергу;
4. «Стресс», «Дистресс»; основные признаки эмоционального выгорания;
5. Источники неудовлетворенности профессиональной деятельностью (внешние и внутренние факторы);
6. Ресурсы направлений роста;
7.. Способы психологической поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_2_ekz.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».
Автор: Варкентин Светлана Валентиновна
педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с № 131
г. Калининград
Структура семинара:
Пре – тест (саморефлексия).
1.Синдром эмоционального выгорания;
2.Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональную деятельность педагога;
3.Стадии эмоционального выгорания по Дж.Гринбергу;
4. «Стресс», «Дистресс»; основные признаки эмоционального выгорания;
5. Источники неудовлетворенности профессиональной деятельностью (внешние и внутренние факторы);
6. Ресурсы направлений роста;
7.. Способы психологической поддержки.
Практический инструментарий:
- Анкеты «Выявление признаков эмоционального выгорания педагогов», « Определение уровня стрессоустойчивости педагога»;
- Упражнения: «Герб моей души», «Колесо жизни»; тест «Путешествие»; игра «Заморочки из бочки»;
- Рекомендации по преодолению стресса и сохранению психофизического здоровья.
Пре – тест (после – тест). Саморефлексия.
- Понятие стресса;
- Информационный и эмоциональный стрессы;
- Эмоционально положительный, эмоционально отрицательный стрессы;
- Причины возникновения стресса, способы преодоления;
- Эмоциональное выгорание;
- Стадии эмоционального выгорания: «Медовый месяц», «Недостаток топлива», «Хронические симптомы», «Кризис», «Пробивание стены».
Ключевые слова и выражения.
Стресс – защитная реакция организма, направленная на преодоление жизненных ситуаций.
Информационный стресс – вызван слишком большим объемом информации.
Эмоциональный стресс – связан с ощущением угрозы, чувством незащищенности.
Эмоционально положительный стресс – способствует «активизации вкуса к жизни» (игра в шахматы).
Эмоционально отрицательный стресс – дистресс – связан с выраженными негативными эмоциями и оказывает отрицательное влияние на здоровье.
Причины возникновения стресса:
(внешние факторы)
- Повышенная ответственность, связанная с профессиональными обязанностями;
- Постоянный контроль ситуации;
- Необходимость постоянно поддерживать свою компетентность;
- Недостаточно быстрая адаптация к новому в образовательном процессе;
- Неуверенность в своих силах;
- Неожиданно возникающие конфликтные ситуации;
- Социально – экономическая незащищенность педагога, вынужденная подработка.
(внутренние факторы):
- Склонность к эмоциональной ригидности (повышенная впечатлительность и чувствительность); формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами;
- Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности); повышенная ответственность за порученное дело;
- Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (личность без альтруистических ценностей);
- Нравственные дефекты и дезориентация личности (изначальное отсутствие таких моральных категорий как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности).
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Стадии эмоционального «выгорания» по Дж.Гринбергу:
- 1 стадия - «Медовый месяц» - работник обычно доволен работой и заданиями,относится к ним с энтузиазмом; однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным;
- 2 стадия – «Недостаток топлива» -появляется усталость, апатия, проблемы со сном, теряется интерес к своему труду в данной организации, отстраненность от профессиональных обязанностей;
- 3 стадия - «Хронические симптомы» - измождение и подверженность заболеваниям, хроническая раздражительность, чувство подавленности, «загнанности в угол», постоянное переживание нехватки времени – «синдром менеджера»;
- 4 стадия – «Кризис» - как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни;
- 5 стадия – «Пробивание стены» - физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека; у работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Практический инструментарий.
Способы преодоления стресса. Приемы психопрофилактики.
- Позитивные аффирмации (положительные утверждения, установки);
- Соблюдение режима;
- Сбалансированное питание;
- Посильные физические нагрузки;
- Общение с природой;
- Музыкотерапия, хромотерапия (лечение с помощью цвета), аромотерапия;
- Массаж;
- Дыхательная гимнастика;
- Юмор и смех;
- Хобби, домашний уют.
Приложение.
Упражнение «Герб моей души».
Цель: развитие позитивного самовосприятия, уверенности в себе, повышение самооценки.
Участникам группы предлагается заполнить таблицу:
- Три вещи, которые я делаю хорошо;
- Три слова, которые бы я хотел услышать о себе;
- Три человека, которые больше всего влияют на меня;
- Моя мечта;
- Место отдыха для моей души;
- Место, где бы я хотел отдохнуть (жить).
Анкета «Выявление признаков эмоционального выгорания педагога».
Цель. Выявить наличие или отсутствие у участников семинара признаков синдрома эмоционального выгорания. Определить уровень стрессоустойчивости. Развивать навыки самоанализа, рефлексии.
Инструкция. Дайте ответ «да» или «нет» на следующие вопросы.
1.После завершения запланированной работы вы перестаете о ней думать?
2.Вы часто недовольны собой?
3.Возникает ли у вас чувство повышенной ответственности?
4.Вы постоянно пребываете в тревожном состоянии?
5.Вы часто чувствуете усиленное сердцебиение?
6.Вы жалуетесь на плохой сон?
7.Чувствуете ли вы нехватку времени?
8.Вы часто жалуетесь на упадок жизненных сил?
9.У вас возникает ощущение, что вы «загнаны в клетку»?
10.У вас возникает ощущение, что все предопределено?
Интерпретация результатов. Если ответов «да» 1 – 5 – низкий уровень эмоционального выгорания; 6 – 7 – средний уровень, 8 – 10 – высокий уровень.
Анкета «Определение уровня стрессоустойчивости педагога».
Инструкция. Дайте ответ «да» или «нет» на следующие вопросы.
1.Вы часто чувствуете усталость?
2.Раздражаетесь ли вы по мелочам?
3.Вы чувствуете, что устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4.Вы ощущаете,что после рабочего дня у вас немеет шея, ноют плечи, а в спине тупая боль?
5.У вас болит голова из – за конфликтов в семье?
6.Приводят ли конфликты в семье к нарушению пищеварения?
7.Вам иногда хочется плакать?
8.У вас бывают аллергические проявления? Они случаются при сильном эмоциональном возбуждении?
9.Приходилось ли вам ощущать внезапные приступы болезни именно тогда, когда нужно собрать все силы для решительных действий?
10.Вам часто кажется, что вы затрачиваете больше времени на решение чужих проблем, чем на решение своих?
Интерпретация результатов. Если ответов «да» 1 – 5 – высокий уровень стрессоустойчивости, 6 – 7 – средний уровень, 8 – 10 – низкий уровень.
Упражнение « Колесо жизни».
Цель. Выявить проблемные зоны различных сфер жизни педагога.
Каждый участник семинара получает схему – круг, разделенный на сегменты, обозначающие жизненные сферы человека. Оси сегментов сходятся в центре – это точка отсчета, конец оси – 100% идеальный результат, отметка на оси – 10%. Если педагог оценивает свое здоровье на 50%, то ставит точку посередине оси сектора «Здоровье», и так – на каждой оси. Затем все отметки соединяются линией, и педагог видит, с какими сферами ему надо работать.
Тест «Путешествие».
Участникам семинара предлагается представить , как они путешествуют по определенному маршруту. Ответы записываются на листе бумаги или в рабочей тетради.
1.Ты идешь по лесу. Какой это лес? Какая погода? Кто рядом с тобой?
2.Ты выходишь на поляну и видишь источник воды. Какой он? Ты к нему подойдешь? Будешь из него пить?
3.Вдруг на поляну выскакивает зверь. Какой он? Что он делает? А что делаешь ты?
4.Ты идешь дальше. Попадаешь на берег реки. Какая она? Ты будешь перебираться на другой берег или останешься на этом берегу? Каким образом?
5.Ты оказался на другой стороне реки (или остался на этой) и наткнулся на дом. Какой это дом?
6.Ты заходишь в дом. Посмотри вокруг, расскажи о нем. В какую комнату ты зашел сначала? Какие комнаты еще есть в доме? Ты пойдешь в подвал или на чердак? Расскажи, что или кого ты там видишь?
7.Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди – забор. Ты попытаешься оказаться за забором? Если да, то каким образом?
8.Ты долго шел и наконец оказался на берегу моря. Над морем летают чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
9.В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он находится от берега? Ты будешь стремиться попасть на него?
Расшифровка символов.
Лес – символизирует, как человек воспринимает жизнь и свое место в ней. Обратите внимание на сам лес. Насколько вам комфортно в нем?
Источник – восприятие всего нового, что дает нам жизнь. Если человек видит грязный источник, то он не привык ждать от жизни радости и милости.
Зверь – символизирует, как человек видит других людей. Кто первым идет на контакт – человек или животное? Или они игнорируют друг друга? Так вы сможете проанализировать отношения между собой и социумом.
Речка и забор – символы препятствий. Как человек их воспринимает? Будет ли он преодолевать их или остановится?
Дом – символ семьи. Какой это дом: чистый, уютный или грязный, загроможденный? Важно, на какую деталь человек обратил внимание: крыша с дырками, открыты или закрыты входные двери. Если описываются не все названные комнаты, значит какая – то сфера жизни или какой – то член семьи подсознательно игнорируется.
Чердак – это знания, умения и навыки. Хорошо, когда он представлен аккуратным, где все разложено по полочкам. Если там живут веселые коты или добрые птицы, это свидетельствует о развитии воображения и фантазии человека. Если чердак загроможден и завален всяким хламом – это значит, что в голове «мусор».
Подвал – символ подсознания. Если человек охотно «лезет» в подвал и с удовольствием там находится, то, скорее всего, подсознательные страхи его не очень тревожат.
Чайки на море – это родственники. Посмотрите, как они себя ведут, что делают.
Корабль – заветная мечта. Если вы видите корабль ясно и четко, то вы знаете, чего хотите. Корабль, потрепанный в штормах, - явный признак разочарования. Еще хуже, если человек говорит о корабле с грустью или сразу описывает препятствия: нет лодки, чтобы добраться до берега, нет желания к нему плыть и т.д. Это говорит о том, что человек не верит в свои силы.
Игра «Заморочки из бочки» (позитивные аффирмации).
Участники семинара достают из бочонка (коробки, банки) по одной карточке с позитивной установкой. Такие установки подбадривают, придают уверенность в себе и своих силах.
- Сегодня тебе особенно повезет!
- Жизнь приготовила для тебя приятный сюрприз!
- Сделай себе подарок, ты его заслужила!
- Все складывается для тебя самым лучшим образом!
- У тебя есть все, чтобы наслаждаться жизнью!
- Помни: ты родилась, чтобы быть счастливой!
- Сегодня твой день, удачи тебе!
- Тебе все легко удается!
- Сегодня фортуна с тобой!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Ты готова сделать самый важный шаг в своей жизни!
- Все лучшее еще впереди!
- Твой стакан еще наполовину полон!
- Сегодня с тобой радость и спокойствие!
- Таких как вы – на свете мало!
- Бог улыбался, вас творя…!
- В этом теле живет не человечек, а гигант!
- Сегодня счастливый день!
- Самое время устроить шопинг!
- Люби себя такой, как ты есть – неповторимой!
- Поверь – ты чудо!
- Помни, что ты любима!
- На вашей улице уже перевернулся камаз с пряниками!
- Ты уже выбрал свой путь – значит ты победил!
- Господи, сделай так, чтобы моя боль не пересилила твою боль!
Рекомендации по преодолению стресса и сохранению психофизического здоровья.
- Определите главные цели в своей жизни и сосредоточьте усилия на их достижении.
- Планируйте свой день. Ученые заметили, что для человека, состояние которого приближается к стрессовому, жизненное время ускоряется. Именно поэтому он ощущает чрезмерное напряжение, нагрузку и недостаток времени.
- Спите не менее 7 – 8 часов. Перед сном можно принять успокаивающую ванну с аромамаслами. При стрессе и переутомлении полезно на ночь выпить стакан воды с 1 – 2 ложками меда.
- Питание должно быть сбалансированным. Особое внимание уделите витамину Е (картофель, кукуруза, соя, морковь). Очень полезными свойствами обладает травяной чай. С помощью соответствующих продуктов питания стимулируйте выработку организмом «позитивных» гармонов.( шоколад – гормон счастья; молоко, курага, бананы – пополняют в организме запасы калия, которые первыми исчерпываются во время стресса).
- Общайтесь с близкими. Расскажите о своих переживаниях родному человеку. Это хороший психологический прием. Озвучивая проблему, вы анализируете ее, что помогает найти выход из сложной ситуации.
- Общение с домашними животными также создает мощный терапевтический эффект. Если у вас плохое настроение, пообщайтесь с домашним любимцем – это поможет снять нервное напряжение.
- Научитесь управлять эмоциями. Делайте короткие паузы во время работы – для расслабления. Выполните простое упражнение: закройте глаза и представьте, что вы оказались на берегу океана. Поднимите руки вверх и разведите в стороны, представляя, как через них в ваше тело входит положительная энергия.
- Обратите внимание на цветовую гамму окружающей вас обстановки.
- Относитесь с юмором к некоторым ситуациям в вашей жизни. Улыбайтесь, смейтесь. В ответ на улыбку организм начинает вырабатывать гормоны радости.
- Отдыхайте вместе с семьей.
- Музыка – тоже психотерапия. Слушайте релакс, классику, звуки природы.
- Читайте интересные книги. Снимайте нервное напряжение с помощью физических нагрузок.
- Научитесь делать точечный массаж.
- Учитесь слушать…
- Концентрируйтесь на позитивных вещах.
- Прогулки на свежем воздухе.
- Путешествуйте…Найдите свое дерево…
- Хобби.
- Танцуйте, пойте, смотрите любимые передачи, фильмы, посещайте театры, музеи – живите в кайф.
Литература:
1.Грецов А.Тренинги развития: творчество, общение. – СПб: Питер, 2011.
2.Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
3. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006.
4.Коррекционные программы в помощь практическому психологу / Сост. О.Маринушкина, Г.Замазий. - Харьков: Издат. Группа «Основа», 2008.(Серия «Психология воспитания).
5.Психологическое здоровье дошкольника / Сост.Т.И.Прищепа. – Харьков: Издат. Группа «Основа», 2011.
6.Социализация дошкольников в условиях ДОУ/ Сост. Т.И.Прищепа. – Харьков: Издат. Группа «Основа», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ...
Семинар практикум "Сохранение психологического здоровья педагога"
Данный материал содержит практические методы и приёмы, направленные на формирование у педагогов способности самостоятельно сохранять психологическое здоровье, которое является основой профессиональног...
Семинар - практикум "Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития".
Семинар - практикум на тему: "Психолого - педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития"....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».
Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...
Семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
Материал подготовлен совместно с педагогом-психологом для расширения представлений воспитателей о сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
«Здоровьесберегающая среда в ДОУ как условие сохранения психофизического здоровья детей 4 – 5 лет»
Сформированность психофизических качеств у выпускников детских садов - основа предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования, залог успешности обучения и благоприятной со...
«Здоровьесберегающая среда в ДОУ как условие сохранения психофизического здоровья детей»
Педагогический совет...