Семинар-практикум с элементами тренинга "Система работы с родителями детей младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности"
учебно-методическое пособие ( группа) на тему

Лапшина Наталья Юрьевна

Для реализации стандарта дошкольного образования родители должны обладать педагогическими знаниями, а педагоги – уметь их дать, то есть владеть методикой работы с родителями. Целью данного семинара-практикума является практическое освоение современных направлений и технологий работы педагога с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 32 города Ейска

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: «Система работы с родителями младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности»

педагог-психолог: Лапшина Н.Ю.

Цель семинара-практикума: практическое освоение современных направлений и технологий работы педагога с родителями.

Формы работы: тренинговые упражнения, элементы телесно-ориентированной терапии, диагностический практикум, мини-лекции, дискуссия, моделирование ситуаций, рефлексия, групповое обсуждение.

Занятие строится по единой структуре:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Основное содержание занятия.
  4. Рефлексия прошедшего занятия.
  5. Прощание.

Оборудование:

  • декоративная свеча в подсвечнике;
  • карточки с изображением участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги);
  • магнитофон, диск с записью инструментальной музыки;
  • памятки «Правила и приемы активного слушания»;
  • карточки для упражнения «Мудрый слушатель»;
  • карточки с домашним заданием;
  • анкеты «Обратная связь»; бумага для записей, ручки.

Организация пространства: до начала семинара, пока участники собираются, тихо играет спокойная музыка, позволяющая отвлечься от проблем, рассаживаются в произвольном порядке в круг.

Ориентировочное время проведения: 1-1,5 часа.

Ход занятия

I. Приветствие

Ведущий. Добрый день! Я рада встрече с вами. Сегодня мы продолжаем осваивать технологии эффективного взаимодействия с родителями наших воспитанников. Хотелось бы, чтобы то время, которое мы проведем вместе, оказалось для вас продуктивным, ну и конечно интересным. Древняя мудрость гласит: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь». Начнем мы нашу работу с упражнения «Огонек».

Упражнение «Огонек»

Цель упражнения: создание эмоционально-положительного настроя, снятие напряжения, развитие навыков рефлексии.

Процедура выполнения:

Ведущий передает «огонек добра» по кругу, и каждый участник говорит о своих чувствах и ожиданиях от сегодняшнего дня.

II. Разминка

Цель: создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжения, сплочение группы.

Ведущий. А теперь, поиграем.

Упражнение «Хореограф» или «Поменяйтесь местами те, кто…»

Все стоят в кругу, а стоящий в центре (ведущий) говорит: «А сейчас поменяйтесь местами все те, кто…» и задается условие, относящиеся к большинству участников. Например: пили кофе сегодня, ехали в автобусе, в черной обуви и т.п. Все участники, к которым подходит этот признак, должны быстро перейти на другое освободившееся место. Тот, кто остался без места, становится водящим – и он задает следующее условие и т.д.

III. Основная часть

Ведущий. На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы  и  папы приводят детей  в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» –  и  уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.  Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги  ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!». Согласитесь, картина безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Мы будем учиться этому на протяжении всех наших встреч. А сейчас давайте подискутируем, что могут получить участники образовательного процесса от совместной работы.

Упражнение «Работа с родителями»

Цель: повысить мотивацию участников к работе в тренинге, подчеркнуть значение данной темы.

Содержание: ведущий делит участников на три подгруппы с помощью карточек. Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?». Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

Обсуждение: совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ.

Методические рекомендации: для наглядности и повышения уровня мотивации решения проблемы в процессе выполнения упражнения на большом листе ватмана или на блокноте (на доске) составляется схема, на которой зафиксированы результаты выполнения упражнения и которая висит в аудитории на протяжении всей работы тренинга.

Ведущий. Анализ опроса родителей нашего детского сада показал, что 70% родителей нуждаются в дополнительных знаниях, а значит в нашей работе с ними. Причем, выбирая предпочтительный источник получения знаний, педагогов детского сада выбирают 100 % родителей. Родители отмечают, что им хотелось бы узнавать о возрастных и психологических особенностях детей, о тонкостях образовательного процесса в ДОУ, получать профессиональную консультативную помощь в трудные моменты, больше взаимодействовать друг с другом, также было замечено, что «это очень приятно, когда тобой занимаются».

Справка:

Компетенция (от лат.competentia – принадлежность по праву) – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает наличие знаний, умений и опыта по вопросам воспитания детей.

Сущность психолого-педагогической компетентности родителей состоит из ряда основных компетенций:

  • информационной (наличие определенных знаний родителей);
  • мотивационной, (осознанное отношение к воспитанию ребенка);
  • операционально-деятельностной, (наличие практических умений);  
  • а также  умения осуществлять анализ собственной деятельности.

Мини-лекция «Направления работы с родителями» (См. Приложение 1)

Ведущий. Вы видите, насколько важно правильно выстроить взаимоотношения с родителями. Начинать эти отношения нужно с самого малого, но такого важного момента – умения понимать другого человека, а для этого надо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца»

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин)

(В кругу, сидя на стульях)

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи, идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

Анализ:

 - Каким образом мы можем перевести отрицательное, с вашей точки зрения, качество в положительное?

 - Что бы вы хотели изменить в своем рисунке? Может быть, вы хотите добавить что-то?

Ведущий. Я думаю, каждый сейчас что-то для себя открыл важное, имел возможность заглянуть в свой внутренний мир. А теперь я предлагаю немного отдохнуть и превратиться в одно большое горячее солнце. Встаньте в круг и повторяйте мои движения.

(Сопровождающий фон – аудиозапись инструментальной музыки)

Психогимнастика «Солнышко»

Цель: снятие напряжения, релаксация.

Утром солнышко встает, (встать на носочки)

И поклон нам всем свой шлет. (поклониться)

Всех старается согреть, (обнять себя за плечи)

Приласкать и пожалеть. (поглаживать по плечам, по голове)

Всем дает оно добро! (руки – вперед)

Мы должны сберечь его! (руки – к сердцу)

Обнимитесь! Мы – лучи! (положить руки на плечи соседям)

Веселы и горячи! (наклонить  голову к плечу соседа)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем землю согревать! (волнообразные движения руками вперед)

И улыбкой лучезарной

Настроение повышать! (улыбка)

Улыбнитесь поскорей, чтобы стало всем светлей!

Ведущий. Быстро наладить хороший контакт с родителями помогают коммуникативные техники.

Теоретическое выступление «Правила построения эффективного общения» (См. Приложение 2)

Ведущий. Ну вот, я думаю, вы немного расслабились, отдохнули и мы можем продолжить учиться эффективному общению с родителями.  Сейчас я предлагаю вам попробовать на практике уже знакомую коммуникативную технику «активное слушание». В помощь Вам – памятка «Приемы активного слушания» (См. Приложение 3) и минута на ее изучение. Сразу скажу, не бойтесь ошибиться, потому что мы не ошибаемся – мы учимся!

Активное слушание или как его еще называют психологи «помогающее слушание» — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. Активно слушать – значит «возвращать» в беседе то, что вам поведал собеседник, при этом обозначая его чувство. Ответы с применением активного слушания показывают готовность сопричастности к переживаниям собеседника, и такое сочувствие производит на него совершенно особое впечатление.

Упражнение «Мудрый слушатель»

Цель: отработать техники активного слушания.

Содержание: упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку с каким-либо высказыванием, которое он громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто-то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему. Образцы карточек даны в Приложении 4.

Обсуждение: обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказаться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.

– Какие трудности возникли у вас при выполнении упражнения?

– Чем отличалось это от того, как вы обычно слушаете?

Продолжение мини-лекции (см. Приложение 5)

Упражнение  «Желаю Вам...»

Цель упражнения: развитие умения доброжелательного и тактичного общения с родителями.

Процедура выполнения:

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

Анализ упражнения:

1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?

2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Умение вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о компетентности педагога в глазах родителей.

IV. Домашнее задание

Ведущий. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, у любого педагога могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях с родителями. Для овладения искусством общения требуется время, определенные умения, навыки и главное, наверное, ваше желание. Мы обязательно продолжим работу в этом направлении, а вам я предлагаю поразмыслить и нарисовать модель ваших взаимоотношений с родителями. Это будет домашним заданием, которое мы обсудим на следующем занятии.

(Раздаются карточки с домашним заданием: Приложение 6).

V. Подведение итогов. Рефлексия. Анкетирование (см. Приложение 7)

Ведущий. Наша встреча подходит к концу. Я думаю, что каждому из вас хочется поделиться своими мыслями и чувствами. Сейчас мы передадим «огонек» по кругу, и каждый будет иметь возможность высказаться.

– Чем полезно именно для вас данное занятие?

– Что нового узнали? Что чувствовали?

В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Я постаралась сегодня сделать вас «активными слушателями» и это вам поможет в формировании доверительных отношений с детьми и их родителями. А для того, чтобы вы и дальше использовали эти правила, я дарю вам памятки-буклеты. Мне было приятно работать с вами, спасибо за общение, за сотрудничество.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» – М.: Сфера, 2005.
  2. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт.-сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. «Коммуникативный тренинг" (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007.


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 32 города Ейска

муниципального образования Ейский район

ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСПЕКТУ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: «СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МЛАДШИХ ГРУПП ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

педагог-психолог: Лапшина Н.Ю.

Приложение 1.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ  с РОДИТЕЛЯМИ»

В организации работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей и вовлечению их в совместную деятельность ДОУ можно выделить несколько этапов, представленных на слайде. Соответственно этапам вытекают и направления работы: информационно-аналитическое, досуговое, познавательное, наглядно-информационное. 

•        Информационно-аналитическое   

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей с учетом образовательных областей. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта детского сада в сети Интернет, на котором содержится разнообразная информация для родителей, на форуме происходит виртуальное общение родителей с  воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.

Говоря о начальном этапе работы, мы не можем не затронуть тему адаптации вновь поступающих детей. В адаптационный период в общении с родителями есть свои тонкости. Главный вопрос: как сделать этот сложный процесс менее травматичным? Мы говорим о периоде адаптации, понимая при этом, что адаптировать нужно не только маленьких, но и взрослых людей. Поэтому задача педагогов является комплексной и отнюдь непростой. Попробуем ответить на вопрос: кто же адаптируется в большей степени – ребёнок или родители?

Практика показывает, что очень часто одной из главных причин успешной адаптации малыша к новым условиям является готовность родителей осознанно совершить этот шаг – отдать ребёнка в детский сад. Но далеко не всегда эта готовность сформирована даже у зрелых родителей. Поэтому параллельно с адаптацией ребёнка необходимо помогать и родителям пройти этот кризисный временной промежуток. Из опыта работы продуктивным является следующий алгоритм:

  • первичная общая встреча с родителями вновь поступающих детей;
  • вторичная индивидуальная встреча с родителями (одним из них);
  • ежедневное наблюдение вновь поступивших детей;
  • ежедневное общение-консультирование воспитателей;
  • организация информационного «круглого стола» для родителей;
  • через 3-4 недели очередная индивидуальная встреча с родителями для обмена информацией и получения обратной связи.

Примерный план первичной общей встречи с родителями вновь поступающих детей:

1. Знакомство с родителями

Психолог представляется, рассказывает о том, что в период адаптации ведёт сопровождение вновь поступивших детей в группе совместно с воспитателями.

2. Определение адаптации

Родителям даётся объяснение понятия «адаптация» и о том, что необходимо знать об особенностях поведения детей в первые дни посещения яслей, возможных реакциях и как помочь детям адаптироваться быстрее.

3. Родителям объясняют о необходимости соблюдения определённого режима дома, соответствующего режиму ДОУ, предлагается посетить индивидуальные консультации у психолога и при этом узнавать информацию о результатах наблюдения за состоянием ребёнка в яслях, также предлагается литература, которая может помочь выстроить отношения с ребёнком в период адаптации.

Специалисту, вступая в беседу с родителями, важно учитывать то, что они переживают сильный стресс, поэтому крайне впечатлительны.

Необходимо объяснить, что их страхи и сомнения естественны, но для благополучного протекания адаптации нужно объяснить механизм взаимосвязи эмоционального состояния мамы и ребёнка. Педагоги, в свою очередь, относясь к адаптации как к процессу, в который эмоционально вовлечены и ребёнок, и его родители, учитывая механизм проекции эмоций взрослых на малыша, могут порекомендовать грамотные способы взаимодействия с ребёнком.

Резюме: главное, что необходимо сделать педагогу – успокоить родителей, объяснить эмоциональную взаимосвязь мамы и ребенка, и поддерживать их ежедневно.

Приложение 2.

ТЕОРИЯ «ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные «плюсы» – улыбка, имя собеседника, комплимент.

 - Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1.        Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не «сверлить» собеседника взглядом.

2.        Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3.        Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4.        Использовать открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5.        Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6.        Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»). Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».

Приложение 3.

ПРИЕМЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

  • Активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации.

  • Короткие реплики («Да-да», «ага», «угу», "Очень интересно", "Я тебя слушаю").

  • Уточнение ("Что ты имеешь в виду, говоря о...?", "Что значит...?").

  • Дословное или почти дословное повторение слов собеседника.

  • Сопереживание, понимание чувств ребенка (собеседника) («Похоже, ты расстроена", "Ты на него обиделся").

  • Перефразирование (повторение сказанного в более сжатой форме или своими словами).

Правила активного слушания

Приемы активного слушания

  1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний.
  2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
  3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
  4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
  5. Зрительный контакт: глаза собеседников – на одном уровне.
  6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
  1. Кивание (но не в режиме китайского болванчика).
  2. Использование междометий «да», «ага», «угу».
  3. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).
  4. Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее».
  5. Повторение фразы. Повторяя, обязательно перефразируйте, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказал», «тебе кажется».

Приложение 4.

ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК

К УПРАЖНЕНИЮ «МУДРЫЙ СЛУШАТЕЛЬ»

Я вчера так грубо ответила Татьяне Ивановне по телефону. Она позвонила часов в 12 ночи, я уже спала, день был трудный. Она так вежливо со мной говорила, а я ей ответила совсем не то, что хотела. Теперь совесть мучает.

 X   ---------------------------------------------------------------------------------------

Ну, мне вам нечего рассказать. Ребенок как ребенок. Проблем нет.

 

 X   ---------------------------------------------------------------------------------------

У меня очень мало времени, я забежала в садик только для того, чтобы спросить: все ли в порядке у моего сына?

X   ----------------------------------------------------------------------------------------

Вчера на прогулке Вася подошел к моему Пете и выхватил у него машинку, сказав, что это его. Вечером я встретила Васину маму и сказала ей об этом. Она ответил, что у Васи есть точно такая машинка, и она не помнит, брал ли Вася ее в детский сад. Мы договорились встретиться сегодня утром, но Вася не пришел в сад, а Петя очень огорчен. Помогите нам, пожалуйста.

X   ----------------------------------------------------------------------------------------

На семейном совете мы решили, что наша дочь не будет выступать на новогоднем празднике, она просто придет за подарком.

X   ----------------------------------------------------------------------------------------

Вы как заведующая должны знать о том, какой конфликт произошел вчера. Я возмущена до предела. А вы?

X   ----------------------------------------------------------------------------------------

В соседнем детском саду очень много игрушек, там с детьми проводят великолепные праздники. Воспитатели там приветливые, а дети чистые и причесанные. У нас же в садике все наоборот. Вчера Марью Васильевну видела в очереди. На это у нее хватает времени, а навести порядок в группе и ухаживать за цветами некому. Когда прекратится это безобразие?

X   ----------------------------------------------------------------------------------------

Моя дочка не ест кашу. Пожалуйста, не заставляйте ее есть в садике кашу. Она еще не любит борщ, салат из свеклы, запеканку и компот из сухофруктов.

X   ----------------------------------------------------------------------------------------

Как вы могли наказать моего ребенка. И все из-за того, что он подрался. Я его дома никогда не наказываю, и вы тоже не смеете этого делать!

Приложение 5.

ПРОДОЛЖЕНИЕ МИНИ-ЛЕКЦИИ

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания, заинтересовать их жизнью своего ребенка и жизнью группы, вовлечь в участие  жизни группы. Групповые формы работы включают в себя систему родительских собраний  и массовых мероприятий, содержащих в своей основе досуговую и интеллектуально-познавательную деятельность. Всё это способствует не только повышению психолого-педагогической компетентности родителей, но и формированию их коммуникативной культуры.

•        Досуговое

Досуговое направление в работе с родителями помогает пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом, например, совместные праздники.

•        Познавательное направление

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах развития, воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному направлению относятся родительские собрания и школы родителей, совместные специализированные занятия и проекты, мастер-классы и тренинги. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта и не оправдывают ожидания родителей, потому что они принимают в них лишь формальное участие. В соответствии  же с нормативно-правовой базой ДОУ родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Такие формы работы характеризуют общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам телешоу: «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», в форме дискуссий, тренингов, мастер-классов, семинаров-практикумов и т.д. Это может быть «Педагогическая лаборатория», «Ток-шоу», «Душевный разговор» и т.д.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель поведения, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Например, родительская конференция, в которой участвуют не только родители, но и педагоги, врачи, учителя, психологи и другие специалисты.

На родительских тренингах игровые упражнения помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать наиболее удачные формы общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты. Они меняют роль взрослых в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, фото и видеоматериалом, экскурсией по детскому саду. На родительских собраниях мы используем методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки, альбомы, папки-передвижки и памятки-буклеты, фото-выставки и видеосюжеты о жизни в детском саду. Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это, прежде всего, способ познакомить родителей с условиями и содержанием воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

Приложение 6.

УПРАЖНЕНИЕ  «МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕЧТА»

Цель упражнения: концентрация внимания воспитателей на анализе их взаимоотношений с родителями воспитанников.

Процедура выполнения: предлагается в форме рисунка (схемы, фигуры) создать образ, отражающий взаимоотношения педагога с родителями воспитанников.

Анализ упражнения:

1. Вам было сложно или легко выполнять это упражнение? Насколько Вам удалось отразить в рисунке характер Вашего реального отношения с родителями?

3. Хотелось бы Вам что-то изменить в рисунке и общении с родителями? Сейчас у Вас есть уникальная возможность помечтать и выразить желаемое на бумаге, а изменения, я уверена, в скором времени отразятся и в реальной жизни.

Приложение 7.

АНКЕТА «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»

  1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________________
  3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять, в чем-то разобраться:___________________________________________
  4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? _____________________________________
  5. Ваши мысли после занятия _______________________________________________________
  6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) __________________________



Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению индивидуальной консультации для родителей:

МБДОУ ДСКВ № 32 г.Ейска

МО Ейский район

Памятка для педагогов

«Работа с родителями в период адаптации»

          Подготовила: педагог-психолог

                  Лапшина Наталья Юрьевна

2015 г.

Специалисту, вступая в беседу с родителями, важно учитывать то, что они переживают сильный стресс, поэтому крайне впечатлительны.

1. Необходимо объяснить, что их страхи и сомнения естественны, но для благополучного протекания адаптации нужно объяснить механизм взаимосвязи эмоционального состояния мамы и ребёнка. Мама должна знать о том, что её малыш неосознанно идентифицирует своё эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием матери, следовательно, чем более тревожна мама, тем больше вероятность сложного протекания периода адаптации у ребёнка. Поэтому родителям объясняются некоторые приёмы саморегуляции: прослушивание определённых музыкальных произведений, использование аффирмаций (позитивных утверждений), направленных на снижение уровня тревоги. Часто подобные занятия родителей благоприятно сказываются на душевном состоянии детей.

2. Некоторые родители настолько сильно привязаны к своим малышам что, отдав ребёнка в ясли, они испытывают сильнейшее чувство вины, словно они бросили своего ребёнка. Конечно, объективно это совсем не так, но чувства родителей порой бывают иррациональны. Важно не подавить, а снизить уровень этой вины, делая упор на то, что в подобных обстоятельствах родители, чувствующие себя виноватыми, не смогут адекватно реагировать на малыша: или они станут излишне заботливыми, стараясь загладить несуществующую вину, или будут чувствовать раздражение или агрессию, что может являться компенсацией чувства вины. В этом случае нужно предложить им аффирмации определённого содержания, которые снизят уровень вины.

3. Иногда поступление ребёнка в ясли сопровождается желанием родителей вернуть его домой, отступиться от задуманного. Для них может быть предложена сказка Д. Соколова «Чайка Долли».

4. Мотивация. Отдавая ребёнка в ясли, родители должны чётко осознавать, по какой причине они это делают. Такое решение может быть связано с необходимостью выходить на работу, с желанием дать ребёнку быстрее освоиться среди сверстников, а могут быть и другие причины. Родители, порой желая ребёнку добра, начинают руководствоваться исключительно аффективными порывами, которые далеко не всегда соотносятся с реальной оценкой происходящих событий.

Успешность протекания адаптационного периода у ребёнка находится в тесной взаимосвязи с адаптацией родителей к новым условиям жизни – первым  расставанием с малышом. При условии сознательного отношения родителей к этому важнейшему этапу жизни, при желании сделать этот период менее болезненным, они внимательно отслеживают собственные переживания и мотивации, осознавая таким образом, что именно нужно изменить. И психологи, в свою очередь, относясь к адаптации как к процессу, в который эмоционально вовлечены и ребёнок, и его родители, учитывая механизм проекции эмоций взрослых на малыша, могут порекомендовать грамотные способы взаимодействия с ребёнком.

Работая с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации, неоднократно приходится задаваться вопросом: как сделать этот сложный процесс менее травматичным? Мы говорим о периоде адаптации, понимая при этом, что адаптировать нужно не только маленьких, но и взрослых людей. Поэтому задача психолога и педагогов является комплексной и отнюдь непростой. Попробуем ответить на вопрос: кто же адаптируется в большей степени – ребёнок или родители?…

Практика показывает, что очень часто одной из причин успешной адаптации малыша к новым условиям является готовность родителей осознанно совершить этот шаг – отдать ребёнка в детский сад. Но далеко не всегда эта готовность сформирована даже у зрелых родителей. Поэтому параллельно с адаптацией ребёнка необходимо помогать и родителям пройти этот кризисный временной промежуток. Из опыта работы продуктивным является следующий алгоритм:

  • первичная общая встреча с родителями вновь поступающих детей;
  • вторичная индивидуальная встреча с родителями (одним из них);
  • ежедневное наблюдение вновь поступивших детей;
  • ежедневное общение-консультирование воспитателей;
  • организация информационного «круглого стола» для родителей;
  • через 3-4 недели очередная индивидуальная встреча с родителями для обмена информацией и получения обратной связи.

Рекомендации для использования в работе

Примерный план первичной общей встречи с родителями вновь поступающих детей:

1. Знакомство с родителями

Психолог представляется, рассказывает о том, что в период адаптации ведёт сопровождение вновь поступивших детей в группе совместно с воспитателями.

2. Определение адаптации

Предлагается вопрос для родителей, как они понимают, что означает «адаптация».

Объяснение: адаптация – это процесс приспособления к новым условиям (пример: взрослый человек меняет работу - ему нужно привыкнуть к новым условиям, к сослуживцам, кабинету и т.д.). Это сложно и взрослым людям, а для малышей это первые серьёзные перемены, когда вокруг всё новое. Это может напугать, настораживает. Поэтому необходимо помочь детям адаптироваться. Как это сделать?

3. Родителям даётся объяснение о том, что необходимо знать особенности поведения детей в первые дни посещения яслей.

Наиболее трудными могут быть второй, третий, четвёртый дни посещения ДОУ (в первый день детям помогает эффект новизны). Возможные реакции: плач, нежелание сходить с рук у мамы, отказ идти в группу и т.д.

Отношение родителей должно быть понимающее.

Позиция родителей: с ребёнком всё в порядке. Это адаптация.

Поведение родителей: уверенное последовательное выполнение необходимых действий. (Раз ребёнок уже приведён – нужно оставить его хотя бы ненадолго).

Отдельный случай – если ребёнок кричит несколько дней подряд, не может успокоиться и есть другие симптомы (температура, рвота, судорожные движения) – может быть родители поторопились отдать его в ясли.

Трудными также являются понедельники (после выходных), возможно, в течение нескольких месяцев.

Отношение родителей: понимание.

4. Родители предупреждаются о возможности психосоматических расстройств. Им следует объяснить связь между эмоциональным состоянием ребёнка и физиологией. Рассказать о возможных психосоматических реакциях (возможны рвота, кашель, потеря аппетита, повышение температуры).

Отношение родителей: спокойное, внимательное наблюдение за ребёнком. Отсутствие аффектов.

Действия: в любом случае – после предварительного наблюдения – обращение к терапевту.

Психосоматические симптомы чаще всего исчезают, когда ребёнок оказывается дома (получает желаемое). ОРВИ не зависит от местонахождения.

5. Родителям объясняют о необходимости соблюдения определённого режима дома, соответствующего режиму ДОУ.

6. Родителям предлагается литература, которая может помочь выстроить отношения с ребёнком в период адаптации.

7. Родителям предлагается посетить индивидуальные консультации у психолога и при этом узнавать информацию о результатах наблюдения за состоянием ребёнка в яслях.

Игры в адаптационный период для налаживания контакта с ребенком

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Дай ручку!

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

—Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

—Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

—Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

—Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Ку-ку!

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке). Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

— Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

По ровненькой дорожке!

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму — Бух!

Тушки-тутушки!

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки — Бух!

Догоню-догоню!

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки: —Давай играть - ты убегай, а я буду тебя догонять!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Игра с куклой

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Мяч в кругу

Ход игры. Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Мы топаем ногами

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

И другие игры: «Давайте познакомимся», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости, я буду угощать», «Шли-шли, что-то нашли», «Пузырь», «Солнышко и дождик».

Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Где же наши ручки?» и др.

Юлия Соколова «Игры с пальчиками»

1.Шел старик дорогою,

Нашел козу безрогую.

Давай коза попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

2.        Прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И  головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.                

3.        Топором дрова колю,

А потом пилой пилю.

Отнесу их бабушке,

Чтоб испечь оладушки.

Имитировать действие топора и пилы, двигая ладонями вверх-вниз, вперед назад, показать ладошки, похлопать ладонями друг о друга.

4.        На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

Пальцы сложить в «замочек», затем постучать о стол «замочком». Затем покрутить «замочком» в воздухе и показать. ладошки.



Предварительный просмотр:

МБДОУ ДСКВ № 32 г. Ейска

МО Ейский район

Памятка для педагогов

«Секреты эффективной коммуникации с родителями»

          Подготовила: педагог-психолог

                  Лапшина Наталья Юрьевна

2015 г.

Основы построения беседы с «трудным» родителем

- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

 •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

•Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Специалисту порой трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (например, отставание по программе, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Правила активного слушания

  1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
  2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
  3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
  4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
  5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
  6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Правила построения эффективного общения

 - Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника, нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

•        Улыбка,

•        имя собеседника,

•        комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

 

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

1.        Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

 

2.        Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

 

3.        Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

 

4.        Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

 

5.        Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

 

6.        Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Приемы активного слушания

  1. Кивание (но не в режиме китайского болванчика).
  2. Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр.
  3. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).
  4. Использование вопроса – «эхо». Клиент: «Хотел бы попробовать это средство». Продавец: «Это средство? Оно действительно хорошее».
  5. Повторение фразы. Повторяя, обязательно перефразируйте, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «ты считаешь», «ты сказал», «тебе кажется».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями детей младшей группы.

План работы на  год с родителями детей младшей группы....

Перспективный план работы с родителями детей младшей группы «Солнышко»

Перспективный план работы с родителями детей младшей группы «Солнышко»...

План работы с родителями детей младшей группы

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с родителями детей младшей группы. Данный материал поможет спланировать работу с родителями в течении всего учебного года...

Перспективный план работы с родителями детей младшей группы на 2022-2023 учебный год.

Цели:  включение родителей в воспитательно-образовательный процесс и  формирование навыков взаимодействия участников образовательных отношений....

Перспективный план работы с родителями детей младшей группы на 2023 – 2024 учебный год

В перспективное планирование по работе с родителями включены разнообразные формы  взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, направленные на повышение их педагогической компетентности....